Народный календарь и календарный праздник
С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Для того, чтобы прокормиться и выжить человек веками осваивает трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Ритм жизни наших предков находится в большой зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от капризов природы, от воздействия природных стихий.
Календа – первый день месяца (латинское, в Др. Риме)
Но у древних славян выработался свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими еденицами – от «век» да «день, ночь, сумерки». Суть календаря зависела от образа жизни его составителей.
Синкретичный ф-р, сложенный в языческой древности славянами содержал в себе магические действа, направленные на взаимодействие с природой, с её стихиями, явлениями. Целью этого воздействия было получение богатого урожая, здоровья, благополучия и продолжение рода человека, нераздельно связанного с природой. Тысячелетиями создавался народный земледельческий календарь, в котором нашли свое отражение практический опыт хлебопашца, его метеорологические и астрономические наблюдения, а также и суеверные обычаи, возникшие вследствие своеобразного понимания им причинно-следственных связей в явлениях природы'. В календаре отмечались сроки начала и конца работ в поле и в доме, выделялись дни обязательных культовых ритуалов.
Особое место в жизни земледельца занимает солнце. Поэтому в народном календаре большую роль играли четыре астрономические даты, связанные с фазами движения земли вокруг солнца: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Зимнее солнцестояние (25 декабря) отмечалось как «поворот» солнца на лето, как день, после которого дневное время начинает постепенно, но неизбежно прибывать, а ночь укорачиваться. 25 декабря - праздник возрождения солнца, начало борьбы тепла и холода, света и тьмы. В летнее солнцестояние (22 июня) солнце достигает высшей точки на небе. Самый длинный день и самая короткая ночь - время наиболее бурного цветения всей растительности. После летнего солнцестояния солнце начинает клониться к земле, день, за днем уступая силам тьмы. Даты весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) знаменовали собою приход весны и осени. Все основные циклы крестьянских обычаев и праздников, приурочиваемые к четырем моментам солнечного года, принято делить на зимние, весенние, летние и осенние.
Поскольку урожай зависел от погоды, годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Это отражено в пословицах, поговорках, присловьях. Одним из «прогнозов» погоды было также и гадание, основные мотивы которого связаны с аграрной и брачной тематикой.
Празднование новогодия , присущее каждому народу, в нашем государстве имеет сложную историю. До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Весеннее пробуждение природы означало наступление нового календарного года. В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны - свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября (14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от "сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.е. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом. С этого времени в России существовало 3 календаря – языческий, церковный и государственный
С введением христианства появились святцы – дни поминовения православных святых, которые также были задействованы в народном календаре.
Народный календарь – одно из проявлений бытового православия: он соединил церковный христианский календарь – его праздники , посты и мясоеды, с хозяйственной деятельностью народа – т.е. с земледельческим календарём. Народный календарь бытовал в устной форме, как система примет, поверий, гаданий. Н-р: «Если весна ранняя – холодно в Егорьев день». В народном календаре устанавливается взаимозависимость различных точек года: «Егорий с теплом – Никола с кормом». Метеорологические и аграрные приметы народ соединил с именами боле 400 святых, мучеников, духовных лиц. Нередко святые получали народные прозвища: Федора – замочи хвосты (11 сентября), Параскева – грязница, Тимофей полузимник (22 января, прошло ползимы)и т.д. Августовские спасы, праздники, связанные с представлениями о Господе нашем Спасителе Иисусе Христе – в русском народном календаре превратились в медовый Спас, яблочный Спас и хлебный (ореховый) Спас.
Народный календарь древних славян изначально делился на два сезона – лето и зиму. Впоследствии главными границами летнего и зимнего времени стали Благовещение Пресвятой Богородицы (весеннее равноденствие) и Воздвиженье Животворящего Креста Господня (период осеннего равноденствия). Важнейшие даты народного календаря – летний и зимний солнцевороты. В народном календаре содержится мифологическая трактовка времени и связанная с нею система рекомендаций или запретов, он отображает древние астрономические представления народа.
Календарные обряды могли быть приурочены к началу каких-либо земледельческих работ или как самостоятельные празднества растягивались в ряде случаев на несколько дней. Зимние святки праздновались в течение двух недель, неделю отмечались масленица и семик «зеленые святки» .
В современном понимании понятие «праздник» может отождествляться со словом «праздный», т.е. ничего неделанье. Однако, с точки зрениямифологии, праздник– это временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, и предполагающий максимальную причастность всех участников в празднике.
Праздник противопоставлялся будням. Праздники, которые занимали 140 – 150 дней года, возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарнымиили годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Сложение аграрных праздников происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота. Ритуальные обрядовые действа праздника как будто сливали человека с природой. Люди пытались «воздействовать» на солнце, «помочь» ему преодолеть рубежи поворотов. Такое «воздействие» осуществлялось с помощью обрядов и ритуалов. Поэтому народный праздник тесно связан с традициями народа, его обычаями, обрядами, церемониями и ритуалами.
Ритуал это – исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определённые социальные и культурные взаимоотношения. Основная тема ритуала – тема сотворения мира и порядка, идеи отвоёвывания космоса у хаоса.
Обряд состоит из ритуалов, выстроенных в определённом порядке.
Обряд – это традиционная передающаяся от поколения к поколению узаконенная обычаем совокупность условных символических действий. (Аникин)
1) Обряд совершается в переломье, важные , ответственные в каком либо отношении моменты жизни человека и общества,
2) В обряде существенна эмоционально-оценочная сторона: она оказывает воздействие на самосознание и самочувствие человека; (эта сторона характерна и для праздников)
3) Посредством отправления обрядов люди укрепляли усвоенные от предшествующих поколений социальные установления, порядки.
Введение христианства изменило суть многих обрядов и связанных с ними праздников, но самые основные из них, определяющие переломные моменты года продолжали существовать и в 20 веке.