Причащение священнослужителей
Диакон, войдя в алтарь и став справа от иерея, обращается к нему: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб ».
Священник разделяет Агнец на четыре части по надрезу и произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий...».
После раздробления четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью «ІС» — в верхней стороне дискоса, частица с печатью «ХС» — в нижней стороне, частица «НИ» — с северной, частица «КА» — с южной стороны дискоса.
Диакон указывает орарем на Потир и говорит священнику: «Исполни, владыко, святый Потир».
Священник, взяв частицу «ІС» и сотворив ею крестное знамение над Потиром, опускает ее в Потир со словами: «Исполнение Духа Святаго».
Диакон: «Аминь». И берет сосуд с теплотой (кипяченой водой), подносит его священнику, говоря: «Благослови, владыко, теплоту».
Священник, благословляя, говорит: «Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Диакон крестообразно вливает теплоту в Потир в необходимом количестве, говоря при этом: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь».
Священник берет часть Святого Агнца с печатью «ХС» и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей (если служат только иерей и диакон, то частица «ХС» раздробляется на две части), после этого отирает руки антиминсной губкой.
Затем священнослужители молятся: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и внощи, яже во уме и в помышлении: вся нампрости, яко Благ иЧеловеколюбец. ». После молитвы священнослужители поклоняются Святым Дарам, затем испрашивают прощения друг у друга и у народа.
Священник: «Диаконе, приступи».
Диакон подходит к престолу с левой стороны, творит поклон и говорит: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», и затем: «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И целует престол.
Священник подает диакону частицу Тела Христова со словами: «... (называет имя диакона), священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную».
Диакон принимает Святой Хлеб в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует преподающую ему Святое Тело руку священника и левое рамо и отходит к северной стороне престола, где, преклонив главу и держа руки над престолом, ожидает (одновременного со священником) чтения молитв пред причащением.
Священник творит поклон со словами «Се прихожду к Безсмертному...», крестится, целует святой антиминс и говорит: «Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне... (называет свое имя), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную».
Затем он берет левой рукой частицу Святого Тела Христова и кладет себе в ладонь правой руки; правую же ладонь он поддерживает левой.
После этого священнослужители, преклонив головы, молятся: «Верую, Господи, и исповедую...»; «Вечери Твоея Тайныя...»; «Да не в суд, или во осуждение...». И, крестообразно осенив себя Телом Христовым, причащаются со страхом Божиим и «всяцем утверждением» (Служебник). Священник берет антиминсную губку и отирает ею ладони над дискосом.
Священник берет обеими руками Потир и говорит: «Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник... (называет свое имя), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь». Затем испивает трижды из него Божественной Крови, говоря: «Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь». Чтобы ни одна капля не упала из Потира, причащающиеся пользуются особым илитоном, один конец которого влагают за верхний передний край фелони, а другим берут в руки Потир.
По причащении священник отирает уста свои и край Потира тем же илитоном и целует край Потира, произнося: «Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит».
Священник: «Диаконе, приступи».
Диакон подходит к престолу с южной стороны и говорит: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», и затем: «Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Диакон берет один конец плата и держит его у самой шеи, а правой рукой, через другой конец плата, готовится поддержать Потир.
Священник: «Причащается раб Божий, диакон... (называет имя диакона), Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». И подносит диакону Чашу, держа обеими руками. Диакон испивает три глотка, затем платом отирает свои уста и край Потира, целует Потир.
Священник произносит: «Се, прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит».
По причащении диакона ставит Потир на место на антиминсе.
Причащение народа (читать)
Если нет причастников (хотя это ненормальная ситуация, но все же она на практике встречается, особенно в тех храмах, где служба совершается ежедневно), то перед открытием царских врат все частицы с дискоса опускаются священником в Чашу при чтении молитв: «Воскресение Христово видевше...», «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «О Пасха велия и священнейшая Христе!..» и, наконец, «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». В этом случае можно сразу покрыть Чашу покровцом, а звездицу и покровец с дискоса положить на дискос.
После открываются царские врата, и священник сразу произносит «Спаси, Боже, люди Твоя...».
Если причастники есть, священник разделяет копием части Святого Агнца с печатью «НИ» и «КА» на необходимое количество частиц, чтобы было достаточно для всех причащающихся верующих, и погружает эти частицы в Потир, затем покрывает Потир илитоном и полагает на него лжицу.
Диакон отверзает завесу и царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника святую Чашу.
Диакон (выйдя вместе со священником на солею через царские врата, поднимает святую Чашу вверх и возглашает): «Со страхом Божиим и верою приступите».
Хор: «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам».
Священник: «Верую, Господи, и исповедую...»; «Вечери Твоея Тайныя...»; «Да не в суд, или во осуждение...» (по Уставу эти молитвы должны читать сами миряне-причастники).
Священник берет Чашу в свои руки, затем священнослужители спускаются с амвона, так что священник стоит на нижней ступени, а диакон встает впереди слева от иерея. После этого священник берет в руки лжицу, а диакон илитон, и следует само причащение верующих.
Хор (во время причащения мирян): «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите».
Преподавая каждому посредством лжицы Святые Дары, священник произносит: «Причащается раб Божий... (называет имя причастника) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».
После причащения мирян хор поет «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Священник входит в алтарь, ставит святую Чашу на престол и погружает в Потир частицы, лежащие на дискосе, читая: «Воскресение Христово видевше...»; «Светися, светися, Новый Иерусалиме...»; «О Пасха велия и священнейшая Христе!..»; «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
Священник (в царских вратах, благословляя народ): «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое».
Хор: «Видехом свет истинный...».
Священник кадит трижды Святые Дары, говоря тайно: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», потом отдает диакону кадило и дискос, и диакон несет дискос и кадило к жертвеннику (не совершая каждения), идя между престолом и царскими вратами. Придя к жертвеннику, диакон ставит дискос на жертвенник и ожидает священника, который придет с Чашей.
Священник, поклонившись Святым Дарам, берет двумя руками святую Чашу, делает ею над антиминсом знак креста, говоря тихо «Благословен Бог наш», затем, обратившись лицом к народу со святой Чашей, возвышает Чашу и произносит возгласно: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша...».
Священник несет святую Чашу на жертвенник, возвышая ее. Здесь священника встречает диакон с кадилом, который кадит Святые Дары. Иерей, поставив Святые Дары на жертвенник и возжженную свечу пред ними, принимает кадило и кадит трижды Святые Дары, кадит диакона и отдает ему кадило. Диакон принимает кадило, кадит священника, затем священник и диакон поклоняются Святым Дарам и друг другу.
Диакон отдает кадило пономарю, после чего распускает орарь, полагает его на левое плечо по обычаю и выходит на амвон для произнесения благодарственной ектении.
Диакон произносит благодарственную ектению «Прости приимше...».
Во время ектении священник, вернувшись к престолу, делает антиминсной губкой знак креста над антиминсом и, положив губку в середину его, закрывает антиминс: сначала верхнюю часть его, потом нижнюю, затем левую и, наконец, правую. Также закрывает илитон.
Священник (держа в руках Евангелие, делает им знак креста над сложенным антиминсом и возглашает): «Яко Ты еси Освящение наше...». И полагает Евангелие на антиминс.
Хор: «Аминь».
Священник: «С миром изыдем».
Хор: «О имени Господни».
Диакон: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник (спускается с солеи и у подножия амвона читает заамвонную молитву): «Благословляяй благословящия Тя, Господи...».
Диакон стоит пред иконой Спасителя, преклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении.
Хор: «Аминь. Буди имя Господне...» (трижды) и 33-й псалом (полностью).
Священник идет в алтарь через царские врата, диакон же идет в алтарь через северную дверь, но только после того, как священник войдет через царские врата. В алтаре диакон подходит к северо-восточному углу престола и преклоняет главу.
Священник читает молитву на потребление Святых Даров: «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш...». По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров.
Для потребления Святых Даров диакон препоясуется орарем, берет плат, один конец которого углом влагает за верхний край стихаря, другим его концом берет святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благоговением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святых Даров, он испивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем отирает илитоном лжицу и убирает сосуды в надлежащее место для их хранения.
По Уставу, во время пения 33-го псалма священник должен раздавать антидор непричастившимся мирянам, но в настоящее время это происходит после отпуста, причем совершается не священником, а пономарем, который стоит с подносом, откуда люди сами берут частицы антидора.
Священник (благословляя молящихся в царских вратах): «Благословение Господне на вас...».
Хор: «Аминь».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».
Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови».
Священник (с амвона, держа крест в руках): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу).
Хор: «Великаго господина...».
По обычаю перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом оба лика и народ, сам целует крест и затем дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывает царские врата и завесу. Затем священник произносит трижды: «Слава Тебе, Боже» — и читает благодарственные молитвы по причащении. После прочтения благодарственных молитв иерей снимает священные одежды.
Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении и снимает священные одежды.
Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию.