Использование душевных болезней
Если говорить кратко, то к наиболее действенным средствам лечения душевных болезней и подлинности можно отнести следующее:
1 - Ведение по правильному пути к единобожию, в то время как заблуждения и многобожие относятся к числу основных причин, приводящих человека к подавленности.
2 - Свет истинной веры, направляемый Аллахом в сердце раба, в сочетании с благими делами.
3 - Полезное знание, ибо чем шире знание раба, тем больше радости и свободы он ощущает.
4 - Обращение и возвращение к Аллаху, слава Ему, любовь к Нему всем сердцем, устремленность к Нему и ощущение наслаждения от поклонения Ему.
5 - Постоянное поминание Аллаха при любых обстоятельствах и во всех местах, поскольку такое поминание оказывает удивительное воздействие, приводя человека к радости и счастью и способствуя исчезновению беспокойства и скорби.
6 - Оказание разного рода благодеяний людям, поскольку щедрый и творящий добро человек испытывает наибольшую радость, душевное спокойствие и счастье сердца.
7 - Проявление смелости, так как смелый человек является радостным и свободным.
8 - Избавление сердца от порочности, иначе говоря — от порицаемых качеств, которые приводят к подавленности и мучениям. Речь идет, например, о завистливости, ненависти, злобе, враждебности и несправедливости, ведь порочность любой вещи является тем недостатком, который портит ее. Сообщается, что однажды пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о том, кто является достойнейшим из людей, на что он ответил: «Таким можно считать любого, у кого сердце выметено, а язык правдив». Люди сказали: «Мы знаем, что такое правдивый язык, но что такое выметенное сердце?» Он ответил: «Это благочестивое и чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти» (Ибн Маджа).
9 - Отказ от излишних взглядов, слов, выслушивания, общения, еды и сна, поскольку отказ от всего этого приводит к избавлению от подавленности.
10 - Занятость полезными делами или науками, так как занятость вещами такого рода отвлекает сердце от того, что его беспокоит.
11 - Озабоченность делами сегодняшними и отказ от забот о будущем и печали по прошлому, так как если раб станет добиваться того, что будет полезным для его религии и его мирских дел, просить Господа своего об успешном достижении своих целей и обращаться к Нему за помощью в этом, то это поможет ему забыть о том, что заботит и печалит его.
12 - Следует обращать внимание на тех, у кого состояние и материальное положение хуже, а не лучше, чем у тебя.
13 - Следует забыть обо всем неприятном, что уже прошло и к чему невозможно вернуться, и совершенно не думать об этом.
14 - Если раба постигает какое-либо несчастье, то ему следует стремиться смягчить его, постаравшись определить, к какому наихудшему исходу это может привести, и избежать этого по мере своих возможностей.
15 - Сердце должно обладать определенной силой и не поддаваться воображению, приводящему его к дурным мыслям. Не следует также впадать в гнев или считать, что все хорошее исчезнет и случится нечто неприятное, но необходимо полагаться на Аллаха Всемогущего и Великого, заниматься чем-либо полезным и просить Аллаха о прощении и исцелении.
16 - Сердце должно полагаться на Аллаха, уповать не Него и придерживаться хорошего мнения о Преславном и Всевышнем, так как воображение не оказывает воздействия на тех, кто уповает на Аллаха.
17 - Разумный человек знает, что его правильная жизнь очень коротка, и поэтому он не укорачивает ее заботами и неумеренным беспокойством, так как это несовместимо с понятием правильной жизни.
18 - Если человека постигнет нечто неприятное для него, пусть он сравнит это с тем благим, что выпало на его долю в религиозных и мирских делах, благодаря чему для него станет ясно, сколь много благ ему досталось. Точно также ему следует сравнить то, от чего вреда он опасается, с множеством возможностей избежать этого и не допустить того, чтобы малая вероятность возобладала над многими иными, благодаря чему его заботы и страхи исчезнут.
19 - Известно, что обиды, наносимые людьми, не могут нанести вреда человеку, особенно если речь идет о дурных словах, наоборот, они могут повредить только самим же этим людям, поэтому не следует, ни обращать, ни думать об этом, чтобы подобное и в самом деле не повредило.
20 - Следует думать о том, что может принести человеку пользу в его религиозных и мирских делах.
21 - Рабу не следует стремиться к благодарности от людей за то добро, что он делает им. Он должен ожидать благодарности только от Аллаха, зная о том, что это имеет отношение к тому, что касается лишь его и Аллаха, и не придавая значения благодарности тех, кому он оказывает благодеяния. Аллах Всевышний сказал: «Мы ведь кормим вас только ради лика Аллаха и не ждем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» (Человек, 9).
И это подтверждается на примере взаимоотношений с членами семьи и детьми.
22 - Нужно поставить себе целью совершение полезных дел и стремиться к осуществлению этой цели, отстраняясь от всего вредоносного и не занимая ничем подобным свои помысли.
23 - Следует улаживать свои дела как можно быстрее, чтобы быть свободным от них в будущем и сохранить для будущих дел силу мышления и энергичность.
24 - Следует выбирать из полезных дел и наук наиболее важные, и это в первую очередь касается того, что является особенно желанным для человека, которому необходимо обратиться за помощью к Аллаху, а потом посоветоваться с людьми, и если выясниться полезность этого дела и человек решится на него, пусть положится на Аллаха.
25 - Необходимо говорить о явных и тайных милостях Аллаха, ибо знание этого и разговоры об этом является тем, посредством чего Аллах изгоняет заботы и печали и побуждает раба к благодарности.
26 - Необходимо строить свои взаимоотношения с женой, родственником и любым из тех, с кем ты имеешь дело, на основе сравнения недостатков человека, если ты обнаружишь таковые у него, с его достоинствами, ибо это позволит поддерживать общение и приносить радость, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не следует верующему мужчине ненавидеть верующую женщину, ибо если какая-то из черт ее характера ему не нравится, то он останется доволен другой чертой» (Муслим).
27 - Обращение к Аллаху с мольбой о ниспослании блага во всех делах. Лучше всего при этом говорить: «О Боже, приведи меня к благу в моей религии, которая является моей защитой, и в мире этом, в котором проходит моя жизнь, и в мире ином, куда я вернусь, и сделай для меня жизнь эту увеличением всякого блага, а смерть — отдыхом для меня от всякого зла».
А также: «О Боже, милости Твоей прошу, не вверяй меня душе моей ни на мгновение и приведи меня к благу во всем, ведь нет божества, кроме Тебя».
28 - Борьба на пути Аллаха, так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сражайтесь на пути Аллаха, ибо поистине, борьба на пути Аллаха является вратами из числа райских врат и посредством ее Аллах избавляет от забот и печалей» (Ахмад, аль-Хаким).
Все вышеупомянутые методы и средства полезны для лечения душевных болезней и наиболее эффективны как метод избавления от внутреннего беспокойства для тех, кто размышляет о них и применяет эти методы, будучи искренним. Используя эти методы, знатоки ислама успешно применяли их для лечения многих больных, страдавших душевными болезнями и расстройствами, а Аллах сделал их весьма полезными.
Лечение язв и ран.
Передают со слов Суфйана, что когда какой-нибудь человек жаловался на что-то, или страдая от язвы на теле или получал ранение, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал так (тут Суфйан начала коснулся указательным пальцем земли, а потом поднял его вверх), после чего говорил: «С именем Аллаха, наша земля вместе со слюной одного из нас, будет исцелен наш больной с позволения нашего Господа» (аль-Бухари, Муслим).
Смысл этого хадиса состоит в том, что он смачивал своей слюной указательный палец, а потом дотрагивался им до земли, в результате чего частички почвы прилипали к пальцу, он же растирал им раненное или больное место и при этом произносил вышеупомянутые слова.