Хафиз бин ахмад аль-хаками 1 страница

ВОПРОСОВ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ ИСЛАМА

Перевод: Канд. филосовских наук Нирша В. (Абдалла)

© Российский фонд "Ибрагим бин Абдульазиз аль Ибрагим"

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху, Единому, Вечному, который не рождал и не был рождён, и не был Ему равен никто! Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), который донёс до челове­чества призыв чистого единобожия, обратившись с призывом к мирам, и сунна его до сих пор продолжает произносить благо­словенные слова единобожия: "Нет бога, кроме Аллаха, и Му­хаммад - посланник Аллаха":

Естественно, что название "Двести вопросов по вероучению ислама" предполагает, что на эти вопросы даются и ответы. По сути дела эта книга является учебником по единобожию или же вероучению, написанным в форме возрастающих по степени сложности вопросов и кратких ответов.

Вопросы всегда были и остаются прекрасным средствам обу­чения в области самых разных наук, сочетая в себе упорядочен­ность, указания, способность заинтересовать людей и вызывать горячие обсуждения, а также помощь в запоминании необходи­мых знаний.

Благородный Коран представляет собой великий пример по­добного средства обучения, поскольку в его аятах неоднократ­но встречаются такие слова: «И они спрашивают тебя о...»- за которыми следует соответствующий ответ.

И когда Джибрил, мир ему, принявший облик человека, ко­торого люди не знали, встретился с пророком, (с.г.с.), он тоже использовал этот метод, задавая пророку (с.г.с.), вопросы об исламе, вере, чистосердечии и времени наступления Дня воскресения так, будто он не слышал ответов на них, и делая это с целью обучения присутствовавших при этом людей.

А сколько раз пророк, (с.г.с.), задавал своим сподвижникам вопросы такого рода: «Как вы думаете, кто... ?», - или: «Извест­но ли вам .. ?», - сначала предоставляя им возможность отвечал. на них самим, а потом давая на эти вопросы правильные ответы " И благодаря таким вопросам и ответам до нас дошла

значительная часть исламского наследия, ведь часто бывало так, что кто-нибудь приходил к пророку, (с.г.с.), издалека и задавал ему какой-нибудь вопрос, пророк же, (с.г.с.), давал ответ, кото­рый не только удовлетворял спрашивавшего, но и являлся сред­ством обучения присутствовавших.

В соответствии с одной из основ фикха человек, не обладаю­щий знанием, должен обращаться к знающим и задавать им воп­росы, ведь Аллах Всевышний сказал:

«...и спрашивайте облада­телей Писания, если сами вы не знаете. »

(Пчёлы 43.)

Это было сказано по той причине, что вопрос является клю­чом, открывающим доступ к огромному миру знаний.

Этим же путём пошёл и автор нашей книги, которая называ­ется "Двести вопросов по вероучению ислама", да помилует его Аллах. Он пользовался широкой известностью и являлся препо­давателем различных высших учебных заведений, воспитателем ищущих знание и л шоком всевозможных шариатских наук: ве­роучения (акида). хадисов и терминологии сунны, фикха и так далее. Несмотря на то, что умер он в самом расцвете сил, этот человек оставил после себя много книг на самые разные темы и иногда он освещал одну и ту же тему, пользуясь разными мето­дами. Так, например, для того, чтобы его ученикам легче было усваивать основы вероучения ислама, он написал для них целую книгу в стихах, но об этом же он писал и в прозе, составив для них книгу "Двести вопросов по вероучению ислама" в форме вопросов и ответов.

Дорогой читатель!

По милости Аллаха Всевышнего нами были предприняты уси­лия по изданию русского перевода этой книги в надежде, что она:

- заполнит собой один из пробелов в учебной литературе на русском языке, предназначенной для обучения шариатским на­укам;

- позволит каждому студенту и каждому исследователю воспользоваться доводами шариата, взятыми из благородного Ко­рана и сунны пророка, (с.г.с.), что же касается каждого вопроса, то он закладывает основы шариатского знания и способствует подготовке студента с помощью тех методов, которыми пользу­ются в своих умозаключениях улемы.

Кроме того, нам хотелось бы обратить внимание читателя на следующие моменты:

- Многие ответы являются весьма краткими. Автор ограни­чивается только цитированием соответствующего довода, опа­саясь многословия, несмотря на то, что каждый вопрос вполне достоин отдельного исследования.

- Многие вопросы связаны друг с другом, что, к примеру, ка­сается вопросов, имеющих отношение к основам веры и осново­положениям ислама.

- Некоторые места арабского текста были сокращены с це­лью облегчения их восприятия в русском переводе. Все хадисы, встречающиеся в тексте, были приведены в соответствие с их первоисточниками, которыми являются основные сборники хадисов пророка, (с.г.с.),

- Взятые в скобки слова переводимых аятов Корана и хадисов отсутствуют в текстах первоисточников и используются нами как средство передачи смысла сказанного.

Уважаемый читатель!

Пусть эта книга поможет тебе возвыситься к чистому источ­нику вероучения, и пусть твоё путешествие с этими вопросами окажется интересным и благословенным, и пусть воздастся тебе наградой за твоё терпение и твои усилия, направленные на обре­тение ключей к вероучению, и пусть каждый ответ послужит тебе указанием на свет истины!

Пусть Аллах Всевышний, слава Ему, примет сделанное нами и тобой, и обратит нам на пользу это знание и даст нам достиг­нуть высших пределов знания и счастья!

И пусть Аллах Всевышний, слава Ему, запишет автору этой книги, да помилует его Аллах, множество добрых дел за его труд и положит их на его весы в День воскресения!

Научная Комиссия

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

«Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет, и после (этого)[1] те, кто не уверовал в своего Господа, приравнивают![2] Он - Тот, который создал вас из глины, а потом установил срок, и есть у Него срок определённый[3], и после этого вы сомневаетесь! И Он — Аллах в небесах и на земле[4]. Знает Он о Вас тайное и явное и знает Он, что совершаете.»

(Скот, 1-3)

Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Он - Один, Вечный[5], не рождал Он и не был рождён, и не был Ему равным никто[6], ведь это Ему принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле, и все Ему подчиняются, Он - Творец небес и земли, и когда Он решает что-нибудь, то говорит только: "Будь!", - и это возникает[7], и Господь твой создаёт, что пожелает, и избирает[8], у них[9], же нет выбора; Аллах выше того, что они придают Ему в сотовариши[10], ведь Его не спросят за то, что Он делает, а они будут спрошены[11]. И я свидетельствую, что наш господин и наш пророк Мухаммад - Его раб и Его посланник, которого Он по­слал с руководством[12] и религией истины, Чтобы вознести её над любой (иной) религией, даже если это и ненавистно многобожникам[13]. Да благословляет Аллах и да приветствует до само­го Дня воскресения его самого, и его семейство, и его сподвиж­ников, которые судили по истине и благодаря ей придержива­лись справедливости, и тех, кто идёт за ними с чистыми сердца­ми и не отклоняется от сунны, но следует ей, придерживается её, дружит и враждует в соответствии с указаниями сунны, борется за неё и отстаивает её, а также всех тех, кто идёт их путём. А затем:

Предлагаемый вниманию читателя краткий, но весьма полез­ный сборник содержит в себе сведения об основах и принципах религии и единобожия, к которому призывай посланники и о котором говорится в ниспосланных свыше Писаниях, ведь не спа­сётся никто из тех, кто не исповедует единобожия. Эта книга ве­дёт к ясному пути истины, так как в ней разъясняются различ­ные аспекты и особенности веры и говорится о том, что уничто­жает веру или противоречит её целостности. Каждый из рассмат­риваемых в ней вопросов был снабжён соответствующими до­водами и указаниями, чтобы суть его обнаружилась полностью. При этом я ограничился использованием доводов[14] приверженцев сунны и не стал приводить утверждений следующих своим страстям и придерживающихся нововведений, так как упоминать их можно лишь для того, чтобы опровергать и критиковать их с позиций сунны. Кроме того, выявлением недостатков подобных утверждений занимались великие имамы, написавшие с целью их опровержения и устранения специальные сочинения. И хотя нечто можно познать и с помощью его противоположности, пос ле восхода солнца уже не нужно искать никаких доводов в пользу наступления дня. То же самое относится и к истине, поскольку

когда она становится ясной, ничего, кроме заблуждений, появиться уже не может.

Я составил свой труд в форме вопросов, чтобы привлечь к ним внимание стремящегося к знанию, снабдил эти вопросы от­ветами, разъясняющими суть дела, и назвал эту книгу "Вехи сунны, отмечающие собой воззрения той религиозной общины, которая спасется и победит", и я молю Аллаха сделать так, чтобы она явилась выражением моего искреннего стремления к Его высочайшему лику, и обратить нам на пользу то, что мы узнали, и научить нас тому, что пойдёт нам на пользу и что стало бы проявлением Его благодеянии и милости. Поистине, Он все может, Он добр по отношению к Своим рабам, и Он все знает о них, к Нему возвращение, и Ему решать судьбы, Он – наш Покровитель и прекрасен этот Покровитель и Защитник!

Хафиз бин Ахмад аль-Хаками

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос 1: Что является первостепенной обязанностью рабов Аллаха?

Ответ. Первостепенной обязанностью рабов Аллаха является познание того, ради чего Аллах создал их и относительно чего Он взял с них обещание, познание того, зачем Он направлял к ним Своих посланников и зачем ниспосылал им Свои Писания, познание того, ради чего были созданы мир этот, мир иной рай и ад; и из-за чего придёт Бедствие (аль-Хакка)[15] , и наступит День воскресения, и будут установлены Весы, и разлетятся книги с записями дел и выяснится, что одни оказались счастливыми, а другие - злосчастными и, наконец, познание того, ради чего распределяется свет.

Аллах Всевышний сказал:

«А у того, кому Аллах не дал света, нет света.?»

(Свет, 40)

Вопрос 2. Ради чего было создано всё сущее?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«А создали Мы небеса, и землю и то, что между ними, не ради забавы: Мы создали (небеса и землю) только ради исти­ны[16], но большинство их[17] не знает.»

(Дым, 38-39)

«А создали Мы небо, и землю и то, что между ними, не понапрасну: думают так (лишь) те, кто не уверовал»

(Сад, 27)

«И создал Аллах небеса и землю ради истины[18] и чтобы воздалось каждому человеку за то, что он совершил, и не будут они обижены.»

(Коленопреклонённые, 22)

Аллах Всевышний также сказал:

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонились Мне.»

(Рассеивающие, 56)

Вопрос 3. Что означает слово "раб'( абд)?

Ответ. Если подразумевать под "рабом" порабощённого, иными словами, подчинённого и покорённого, то в этом смысле название "раб" применимо к любым сотворённым существам, обитающим в высших или низших мирах, будь то нечто обладающее разумом или лишённое его, влажное или сухое, пребывающее в движении или в покое, явное или скрытое, будь то верующий или неверный, праведный или нечестивый, и так далее. Всё это принадлежит Аллаху Всемогущему и Великому, подвластно Ему, подчинено Ему и управляется Им, и всё вышеупомянутое следует тому, что ему предписано, всё имеет свой предел, кото­рого оно достигнет, и свой срок, которого оно не продлит ни на миг

«таково предопределение Всемогущего, Знающего»

(Йасин, 38)

и таковы результаты управленияСправедливого, Мудрого.

Если же под словом раб (абд) подразумевается поклоняющийся (Габид), любящий и проявляющий покорность, тогда это касается только верующих, являющихся теми Его рабами, которые были почтены Им, и близкими к Нему богобоязненными созданиями, которым нечего бояться и которые не будут печалиться[19].

Вопрос 4. Что такое поклонение? Когда то или иное дело становится поклонением?

Ответ. Поклонением называются все те явные и тайные слова и дела, которые любит Аллах и которые угодны Ему, с одной стороны и непричастность ко всему несовместимому с такими словами и делами и противоположному им, с другой.

Дело становится поклонением тогда, когда совершенными в этом деле становятся две вещи: любовь и покорность.

Аллах Всевышний сказал:

«... но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее.»

(Корова, 165.)

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, опасаясь (Его кары)...»

(Верующие, 57

И Аллах Всевышний объединил между собой первое и второе, сказав:

«Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам (побуждаемые) желанием и страхом[20], и проявляли смирение пред Нами.»

(Пророки,90)

Вопрос 5. Что является признаком любви раба к его Все­могущему и Великому Господу?

Ответ. Признаком этого служит любовь раба к тому, что любит Аллах Всевышний, и его ненависть к тому, что вызывает Его гнев. Кроме того, признаком такой любви является то, что раб выполняет веления Аллаха, избегает запрещённого Им и проявляет дружеское расположение к тем, кто близок к Нему. Вот почему любовь и ненависть ради Аллаха надёжнее всего иного соединяют человека с верой, на что указывает содержа­ние благородного хадиса, приводимого в "Муснаде" имама Ах­мада и передаваемого со слов аль-Бара бин 'Азиба, да будет до­волен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

"Крепче всего связывает (человека) с верой любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха».

Ахмад и ат-Та6арани.

Вопрос 6. Как рабы Аллаха узнали о том, что Он любит и что является угодным Ему?

Ответ.Они узнали об этом благодаря тому, что Аллах Все­вышний направлял к ним Своих посланников и ниспосылал им Писания, повелевая делать то, что Он любит и что является угод­ным Ему, и запрещая то, чего Он не любит и что отвергает. Это и позволило им узнать о Его неопровержимых доводах и несрав­ненной мудрости.

Аллах Всевышний сказал:

«(Мы направляли) посланников как вестников блага и уве­щателей, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников..»

Женщины, 165

Аллах Всевышний также сказал:

«Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи!", - (ведь) Аллах - Прощающий, Милосердный».

Семейство Имрана,31;

Вопрос 7. Сколько насчитывается условий поклонения?

Ответ. Есть три условия поклонения:

1 - Подлинная решимость, наличие которой является необ­ходимым условием самого осуществления поклонения.

2 - Искренность намерения.

3 - Соответствие любых форм поклонения шариату, так как Аллах Всевышний повелел исповедовать религию только в со­ответствии с шариатом.

Таким образом, поклонение будет принято только при ус­ловии искренности намерения и соответствия поклонения ша­риату.

Вопрос 8. Что такое подлинная решимость?

Ответ. Это отказ от лености и нерадения и приложение че­ловеком усилий ради подтверждения своих слов делом. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делае­те? О Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!»

Ряды 2-3

Вопрос 9. Что означает искренность намерения?

Ответ. Об искренности намерений раба свидетельствует то, что целью всех его явных и тайных слов и дел становится стрем­ление к лику Аллаха Всевышнего[21].

Аллах Всевышний сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня вер­ность Ему в религии и будучи ханифами[22]...»

Явное доказательство, 5.

«Который расходует своё достояние, очищаясь: не (пото­му, что должен) он вознаградить кого-нибудь за (оказанное ему) благодеяние, а (делая это) только из стремления к лику свое­го Высочайшего Господа».

Ночь, 18-20.

«Они оделяют пищей неимущего, сироту и пленника из люб­ви к Нему[23]. (, говоря): "Мы кормим вас только ради Аллаха и не ждём от вас ни награды, ни благодарности."

Человек, 8-9.

Аллах Всевышний также сказал:

«Тому, кто стремится к ниве мира вечного[24], Мы увеличим ниву его, тому же, кто желает нивы мира этого, Мы даруем от него (нечто), но не будет ему доли в мире вечном.»

Совет, 20

Вопрос 10. Что подразумевается под религиозным зако­ном (шар,) в строгом соответствии с которым Аллах Все­вышний повелел исповедовать религию?

Ответ. Здесь подразумевается исповедание религии едино­божия в чистом виде, исповедание религии Ибрахима, мир ему.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, религия пред Аллахом – ислам».

Семейство Имрана, 19

«Неужели жаждут они не религии Аллаха (, а чего-то ино­го)?! Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей воле или по принуждению.»

Семейство Имрана, 83.

«А есть ли отврашаюшийся от религии Ибрахима, кроме того, кто пренебрёг самим собой[25]?»

Корова, 130.

«A у того, кто устремится не к исламу как к религии, это никогда не будет принято, и в мире вечном он окажется среди потерпевших ущерб».

Семейство Имранв, 85.

Аллах Всевышний также сказал:

«Или есть у них (какие-то) соучастники[26], которые узаконили бы для них в религии то, чего не дозволил Аллах?»

Совет, 21.

Есть и другие аяты, указывающие на это.

Вопрос 11, Сколько ступеней включает в себя ислам?

Ответ.Три ступени: ислам, веру (иман) и чистосердечие (ихсан), и каждое из этих названий применимо ко всей религии в целом.

Вопрос 12. Что такое "ислам" (покорность)?

Ответ. Ислам есть выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помо­щью выполнения определённых религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию.

Аллах Всевышний сказал:

«А кто же исповедует религию лучше, чем покорившийся Аллаху…?»

Женщины, 125

«А покоряющийся Аллаху и творящий благо[27] крепко держит­ся за прочнейшее связующее звено[28].»

Лукман, 22

Аллах Всевышний также сказал:

«Итак, Бог ваш - Бог Единый, Ему покоритесь, передай[29] же покорным радостную весть[30]..».

Хаджж,34

Вопрос 13: Что может служить указанием на то, что по­нятие "ислам" охватывает собой всю религию в целом[31]?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, религия пред Аллахом - ислам.»

Семейство Имрана, 19.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он ска­зал:

«В начале ислам был чем-то чуждым и снова станет (таким же) чуждым, каким был в начале»[32].

И сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Наилучшим (проявлением) ислама является вера в Аллаха».

Ахмад (часть длинного хадиса).

Вопрос 14. Какие указания имеются на то, что исла­му можно дать определение, перечислив пять его стол­пов?

Ответ. Указанием на это являются слова пророка, (с.г.с.), приводимые в том хадисе, где сообщается о вопросе Джибрила о религии, на который посланник Аллаха, (с.г.с.), ответил следующим образом:

«(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад -посланник Аллаха, (с.г.с.),и совершал молитвы, и давал закят, и постился во время рама­дана и совершил хаджж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)».

Муслим, аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).

И указанием на это служат слова пророка, , (с.г.с.),

«Ислам основывается на пяти столпах...», — сказав которые, он перечислил всё вышеупомянутое в цитированном выше хади­се, единственное же отличие одного хадиса от другого состоит в том, что во втором из них сначала упоминается хаджж, а потом - пост во время рамадана. Оба этих хадиса приводятся в "Сахи-хах" аль-Бухари и Муслима.

Вопрос 15. Какое место в религии занимают два свиде­тельства?

Ответ. Раб может начать исповедовать религию только пос­ле произнесения слов этих свидетельств.

Аллах Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника.»

Свет, 62; Комнаты, 15

Можно привести и многие другие аяты и хадисы, подтверж­дающие эту мысль.

Вопрос 16. Что указывает на необходимость свидетель­ства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет бога, кроме Него, Всемогущего, Мудрого.»

Семейство Имрана, 18.

«Так знай же, что нет бога, кроме Аллаха.»

Мухаммад, 19.

«И нет иного бога, кроме Аллаха...»

Семейство Имрана, 62.

«Аллах не (порождал) сына, и нет наряду с Ним иного бога...»

Верующие, 91.

Аллах Всевышний также сказал:

«Скажи: "Если бы существовали наряду с Ним (и иные) боги, как они[33] говорят, тогда они стали бы искать пути к Обладателю трона[34]».

Ночное путешествие, 42.

Можно было бы привести и другие аяты, подтверждающие эту мысль.

Вопрос 17. В чём смысл свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Ответ. Смысл этого свидетельства состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, и подтверж­дении того, что достоин его один лишь Аллах, у которого нет сотоварищей в поклонении, как нет их и в безраздельно принад­лежащей Ему власти.

Аллах Всевышний сказал:

«Это потому, что Аллах - Истинный, а то, к чему они взыва­ют помимо Него, ложно, и (потому, что) Аллах - Высокий, Великий».

Хаджж, 62.

Вопрос 18. Каковы условия действительности свидетель­ства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения ко­торых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?

Ответ. Таких условий насчитывается семь:

1 - Знание о смысле того, что отрицает и что подтверждает человек, приносящий это свидетельство.

2 - Убеждённость сердца в его истинности.

3 - Внешнее и внутреннее подчинение ему.

4 - Такое принятие этого свидетельства, когда человек не от­вергает ни одной из его составных частей, как не отвергает он и ничего, сообразующегося с его смыслом.

5 - Проявление искренности при произнесении слов свиде­тельства.

6 - Правдивость, проявляющаяся не только в словах, но исхо­дящая из самых глубин сердца.

7 - Любовь к этому свидетельству и тем, кто его произнёс.

Более подробно смысл данных семи условий раскрывается в нижеследующих восьми вопросах.

Вопрос 19. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость знания?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«..разве лишь те, которые засвидетельствовали истину, об­ладая знанием...».

Украшения, 86

Здесь "засвидетельствовали истину" значит, засвидетель­ствовали, что нет бога, кроме Аллаха, храня в своих сердцах зна­ние о смысле того, что произнесли языком.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он ска­зал:

«Войдёт в рай тот, кто умрёт, (твёрдо) зная о том, что нет бога, кроме Аллаха».

Муслим, имам Ахмад.

Оба этих мухаддиса передают данный хадис со слов Усмана, да бу­дет доволен им Аллах. На первый взгляд может показаться, что чело­веку пойдёт на пользу одно только знание сердца, тогда как ни произ­носить слова двух свидетельств вслух, ни совершать никаких действий различными частями тела необязательно. Однако известен целый ряд других хадисов, содержание которых поясняет смысл этого хадиса в целом, и это позволяет сделать вывод о том, что наши праведные пред­шественники не воспринимали его буквально, поскольку они стреми­лись к согласованию смысла различных аятов Корана и хадисов. Та­ким образом, верой в понимании приверженцев сунны и согласия явля­ется словесное признание, убеждённость сердца и совершение действий, соответствующих пяти столпам ислама.

Вопрос 20. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость убеждённости?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывал сомнений, (не жалея) сво­его имущества и самой жизни на пути Аллаха. Они-то и есть искренние».

Комнаты, 15.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - по­сланник Аллаха. Обязательно войдёт в рай тот раб, который встретит Аллаха, произнося эти слова и не сомневаясь в их ис­тинности».

Муслим.

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах:

«Порадуй вестью о рае любого из тех, кого ты встретишь за этой стеной и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Алла­ха, будучи убеждённым в этом сердцем своим».

Вопрос 21. Какие аяты Корана указывают на необходи­мость покорности воле Аллаха?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«А покоряющийся Аллаху и творящий благо крепко держит­ся за прочнейшее связующее звено.»[35]

Лукман 22

Аллах Всевышний также сказал:

«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недо­вольство и пока они не покорятся полностью».

Женщины, 65.

Вопрос 22. Какие аяты Корана и хаднсы указывают на не­обходимость внутреннего согласия со словами свидетельства[36]?

Ответ. О тех, кто не согласился со словами свидетельства, Аллах Всевышний сказал так:

«(В день воскресения ангелам будет велено): "Соберите оби­девших самих себя[37], и подобных им и то, чему они поклонялись. Помимо Аллаха, и выведите их на путь (, ведущий) к аду, и остановите их и будут они спрошены: «Что же вы не помога­ете друг другу?" Да, в тот День они будут покорны (Аллаху) и станут друг у друга допытываться[38]. (Одни) скажут[39]: "Вы подходили к нам с правой стороны!"[40] (Другие) будут говорить: "Нет, сами вы были неверующими, а мы были нал вами не властны. Ведь были вы людьми преступавшими[41], и вот сбылось для нас слово Господа нашего, и, поистине, (теперь все) мы вкусим (наказание)! А ввели мы вас в заблуждение (, поскольку) мы и сами, поистине, были заблудшими!" Поис­тине, в День тот они вместе понесут наказание, поистине, так Мы поступим с грешниками, ведь когда говорили им: "Нет бога, кроме Аллаха", - они превозносились и говорили: "Неужто и в самом деле отречёмся мы от наших богов из-за (слов) безумного поэта[42]?!"»[43]

Наши рекомендации