Дед Мороз? Санта Клаус? Святой Николас? или Карачун (дух)? Кому же на самом деле, обязан своим существованием Новый Год и его персонажи?
21 декабря отмечается день языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога). 21 декабря приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. (Это была не обычная ночь, это была ночь зимнего солнцестояния (21 декабря), для сатанистов она имеет особое значение) – выдержка из книги "Становясь сосудом чести" Ревека Браун. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать.
Кстати, и в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой. Он мог и жестоко покарать, и щедро наградить, только завоевать его благосклонность было не просто. Обычно его представляли в образе невысокого коренастого деда с длинной седой бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или же высокого старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера.
Особенно зимний дух не любил тех, кто дрожит от холода, жалуется на стужу и стремится побыстрее спрятаться в тепло. Таких он обязательно замораживал, если не до смерти, то до сильного озноба, когда зуб на зуб не попадает. Румяные же девицы и молодцы, радующиеся снегу и морозам, всегда вызывали у него симпатию, таких зимний дух мог щедро наградить.
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов. Однако напомню, что не во всех сказках Мороз выглядит добряком. Периодически в нем был виден больше Карачун, нежели дедушка Мороз.
Так, например, Некрасов не стал делать из своего Мороза покладистого старичка. В его поэме «Мороз, Красный Нос» зимний волшебник – жестокий и коварный старик, желающий заполучить в свое ледяное царство молодую вдову Дарью. О своих, мягко выражаясь, странноватых пристрастиях, он откровенно говорит сам:
«Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить».
Он и поступает соответствующе, заморозив Дарью в лесу («Пушисты и белы ресницы, Морозные иглы в бровях...») и оставив детей круглыми сиротами. Кстати, редко кто читал поэму полностью, поэтому и помнят из неё этакое бравурное «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…». А ведь поэма начинается со смерти и заканчивается смертью.
Теперь немного другой информации также найденной в сети.
Встреча Нового года - ритуал, имеющий древнее происхождение. Ель у древних кельтов, и не только у них, почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была очень важна. Дух жил в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния (21 декабря) древние, дабы задобрить духа. Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв. Изначально это были человеческие жертвы, затем стали использовать животных.
Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это были прообразы современных елочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы изменились. Убийства заменили на украшения дарами - яблоками, кусками хлеба, и т.д. Божество не просто задабривали, но и «намекали» на блага, которые празднующие хотели получить в новом году. Рубить живое дерево было запрещено, позволялось только срезать ветки.
Магические свойства ели и сосны присутствуют в дошедшем до нас ритуале украшения ими гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью. В старину зима ассоциировалась со знаком Сатурна. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В некоторых случаях вместо косы изображался посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. Ему в жертву приносилась девственница (прототип Снегурочки).
У индейцев «Наваха» сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это одно из имен... дьявола. Появление Деда Мороза с мешком подарков истолковано не верно. Это мешок не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера не дарит, а собирает с людей. Появление в доме дедушки с бородой говорит о том, что в течении года вы что-то ему не доплатили. Для того, чтобы оградить посёлок(деревню) от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую требу (жертву). В мороз они раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Если за день "Снегурочка" застывала - значит жертва принята. Именно её замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом Снегурочки, сопровождающий Деда Мороза. Таков подлинный смысл древних ритуалов.
Так что вопрос - кому на самом деле обязан своим существованием Дед Мороз остается открытым. Или Святому Николасу или Карачуну.
P.S.: «Святой Николас - Святи́тель Никола́й[1]; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; ок. 270 — ок. 345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображен в виде образа Санта-Клауса.» (Википедия).
Как Николас, стал Сантой?
Патара (Турция)
- деревушка, в которой родился и вырос Николас.
Мира (Турция)
в 300 году Николай из Патары, известный в православной традиции как Николай Чудотворец, пройдя обучение в Ксанфе, стал епископом Миры, где он проповедовал вплоть до самой смерти в 343 г. Он был погребен в этой церкви. Вскоре после смерти Николая Угодника произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху, и Мира стала местом паломничества и святой веры.
Бари (город-порт в Италии)
- столица региона Апулия, административный центр одноимённой провинции. Туристов немного, за исключением православных (и в первую очередь русских) паломников к мощам св. Николая Чудотворца, которые в 1087 г. были тайно вывезены из Мир Ликийских и с тех пор хранятся в крипте специально построенной для их размещения базилики Святого Николая (заложена в 1087 г.)
Голландия
Смешала культ поклонения мощам Николаса с языческими традициями.
Нью-Йорк
Первыми колонистами были голландцы. Кстати, первое название города было Новый Амстердам. Они и привезли с собой празнование дня святого Николаса. В этот праздник Coca-Cola делала особую рекламу, таким образом раскрутив бренд Санты.
Лапландия
Для голландца Лапландия была севернее не куда. Кстати, Лапландия с саамского означает "край земли". Они даже считали, что там и есть северный полюс. На деле, большая часть Лапландии лежит за поляным кругом, но очень очень далека от северного полюса.Так переместился Санта в Лапландию.
Деревня Санта Калауса (Финляндия, Рованиеми)
Специально для привлечения туристов была построена эта деревня. Надо же как то зарабатывать на туризме. Климат то не курортный.Очень удобно, рядом Рованиеми - международный аэропорт. Деревня находится на полярном круге, который обозначили на асфальте и его можно пересечь.
Так что же мы, празднуем? А может, это всемирная пилюля красиво завернутая, для поклонения демоническому духу карачуну? Давайте посмотрим, что на этот счет говорит Библия:
14 Не пытайтесь трудиться вместе с неверующими, как с равными. Ибо что общего у добра со злом? И что общего у света с тьмой?
15 Ибо какое может быть согласие между Христом и дьяволом? И что общего имеет верующий с неверующим?
16 И что общего между Храмом Божьим и идолами? Ибо мы - Храм Бога живого, как и сказано Богом: „Буду Я жить в них и среди них, и буду Я Богом их, а они будут народом Моим".
17 „Так выйдите же из среды их и отделитесь от них, - говорит Господь, - не прикасайтесь к тому, что нечисто, и Я приму вас в лоно Своё".
18 „И Я стану Отцом вашим, а вы станете сыновьями и дочерями Моими, - говорит Господь всемогущий".
(2-е Кор. 6:14-18) – перевод WBTC
20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
(1-е Кор. 10:20-23) - перевод синодальный