Действительно ли первые баптисты были кальвинистами?
Когда я начал изучение кальвинизма, я не знал о нем абсолютно ничего. Меня утешало только то, что многие баптисты, даже проповедники, знали столько же. Я был буквально шокирован этим!
Мои исследования концентрировались вокруг нескольких ключевых вопросов:
1. Действительно ли первые баптисты были кальвинистами?
2. Если да, то когда образовались эти два течения?
3. Почему баптисты оставили кальвинизм?
4. Кто были эти баптисты-кальвинисты?
Ответ на первый вопрос я нашел почти сразу, без особого труда. Мне попались современные исследования "наследства" английской баптистской церкви времен Реформации. Эта ранняя церковь была разделена на две группы: общие баптисты и партикулярные баптисты. Общие баптисты не были кальвинистами, поскольку они не верили в ограниченное искупление, а считали, что Иисус Христос умер абсолютно за всех. Партикулярные баптисты стояли на кальвинистской точке зрения и считали, что Христос умер за избранных.
С большим удивлением я прочитал о том, что общие баптисты имели значительное влияние на церковь в XVII веке, а основные положения кальвинизма нашли свое отражение в двух баптистских вероисповеданиях: Первом лондонском вероисповедании 1644 года и Втором лондонском вероисповедании 1689 года. В каждом из этих вероисповеданий ясно и недвусмысленно дается определение безусловному избранию.
В Первом лондонском вероисповедании 1644 года записано: "Что же касается творения, то Господь Бог в Иисусе Христе, еще до сотворения мира по изволению воли Своей предопределил некоторых людей к вечной жизни через Иисуса Христа, для того, чтобы они прославляли и восхваляли его благодать, оставивши других в их грехах к осуждению, чтобы восторжествовала высшая справедливость".
Во Втором лондонском вероисповедании 1689 года читаем: "По предопределению Божьему, некоторые люди и ангелы предопределены и предназначены к вечной жизни через Иисуса Христа для проявления Его славы, в похвалу славы благодати. Иные же оставлены действовать в грехе своем в свое справедливое осуждение. Предопределенные и предназначенные таким образом ангелы и люди индивидуально и неизменно отмечены, количество их обозначено определенно, и его нельзя ни увеличить, ни уменьшить.
Каждого человека, предназначенного для жизни, Бог избрал до сотворения мира согласно Его извечному и неизменному намерению и тайному замыслу, а также соизволением Его воли. Бог избрал их во Христе для вечной славы единственно по Его щедрой благодати и любви, без предварительных условий или побуждающих Его причин выбора".
Но если даже не касаться истории английской баптистской церкви, то в американской богословской литературе сохранились аналогичные свидетельства, одним из которых являлось Филадельфийское вероисповедание. Этот документ был весьма уважаем во всех баптистских церквах. Он являлся почти дословным воспроизведением Второго лондонского вероисповедания, за исключением немногих статей. Что же касается избрания, здесь совпадение было полным.
Подтверждение большому влиянию Филадельфийского вероисповедания на развитие баптистской церкви в Америке я нашел в надежном источнике, "Энциклопедии южной баптистской конвенции", т.1, с.308: "Повсюду на юге распространялось баптистское учение, и оно имело наибольшее влияние среди всех христианских течений".
На первый свой вопрос я уже мог ответить со всей уверенностью: "Действительно ли первые баптисты были кальвиниста ми?" - "Да!"
Следующие два вопроса были настолько тесно взаимосвязаны, что, ответив на один их них, я бы получил ответ и на другой. Дело было в том, что найти этот ответ оказалось совсем не просто.
Наконец, прочитав около дюжины книг по истории баптистской церкви и обдумав прочитанное, я нашел ответ. Правда, его было трудно сформулировать так кратко и однозначно, как предыдущий. В конце концов мне удалось определить, что разделение баптизма и кальвинизма произошло в результате двух больших "пробуждений" и событий, последовавших за этим.
На раннем этапе развития церкви американские баптисты были кальвинистами, о чем свидетельствует Филадельфийское вероисповедание, датируемое началом восемнадцатого века или, возможно, 1725 годом. Когда началось первое большое "пробуждение" в 1740 году, баптисты остались как бы в стороне. Те, кто покидал официальную церковь, принесли в баптистскую церковь не только дух пробуждения и обновления, но и опасную тенденцию: недоверие к служителям, учение о непосредственном просвещении от Духа Святого
Результаты подобных настроений нанесли определенный ущерб баптистским церквам в Америке, которые начали отходить от своего прежнего направления в богословии. Они стали больше внимания уделять чисто эмоциональной стороне служения, а не учению, отказываться от специального обучения служителей, избегать символов веры и вероисповеданий, хотя до этого времени изучение вероисповедания и катехизиса считалось обязательным.
Когда началось второе великое пробуждение (около 1830 года), баптисты были уже готовы к изменению учения, к этому времени начал развиваться модифицированный кальвинизм.. Несмотря на то, что первоначальный кальвинизм был еще достаточно силен, уже зародились те движения, которые впоследствии создадут ему угрозу. И первым из них был пиетизм, затем начал развиваться индивидуализм в противовес бывшему ранее корпоративному сознанию. Возникла сильная оппозиция.
Все вышеперечисленное не означало, что баптисты полностью отказались от своего кальвинистского наследства. Речь идет лишь о том, что начали развиваться определенные тенденции, не обязательно плохие, но определенно наносящие ущерб учению кальвинизма.
Подводя итог, можно сказать, что кальвинизм баптистов был поколеблен в восемнадцатом и девятнадцатом веках сепаратистами, затем методистскими арминианами, баптистским движением сторонников свободной воли и, наконец, Чарльзом Финнеем. Признав все новые тенденции и результаты пробуждения как соответствующие учению, баптисты приобрели в Америке много сторонников. Баптистская церковь была заинтересована и дальше сохранять свое лидирующее положение среди других церквей при постоянном увеличении численности своих членов. Но и в это время сохранялась связь с кальвинистским учением, хотя и сильно модифицированным. Однако, смысл такого учения был непонятен большей массе вновь пришедших людей, многие из которых не получили системной библейской подготовки, а некоторые были настолько "утончены" и столь по-философски подходили к проблеме, что и для них кальвинизм остался чуждым и непонятным учением. Именно поэтому баптистские служители старались убрать из учения все, требующее хорошего знания Писания, т.е. то, что недоступно основной массе прихожан, и приспособить остатки кальвинизма к нуждам изменившейся церкви.
Изменения происходили медленно, кальвинизм поддерживали и защищали даже в двадцатом веке. Но в середине века баптистская церковь стала критиковать кальвинизм за его пресловутый пятый пункт. Баптисты прошлого времени называли этот пятый пункт "ревность до конца или сохранение святых", баптисты же пятидесятых годов заговорили о "вечной безопасности верующего".
И последнее замечание по этому вопросу. В середине двадцатого века кальвинизм начал выделяться из баптизма, и этот процесс идет до сих пор.
На вопрос о том, кто были эти известные баптисты-кальви нисты, ответ нашелся довольно легко. Многие известные баптисты были, оказывается, кальвинистами:
1. Исаак Бакус, баптист из Новой Англии, родился в 1724 году.
2. Джон Леланд, тоже из Новой Англии, родился в 1754 году.
3. Джеймс Бойс, основатель и первый президент Южной баптистской семинарии в Луисвилле, Кентукки.
4. Дж.Л. Дагг, один из первых богословов Южной баптистской конвенции.
5. П.Х.Мелл, президент Южной баптистской конвенции на протяжении семнадцати лет, дольше, чем кто-либо еще, пребывал на этом посту.
6. Адонирам Джадсон, родился в 1788 году, первый миссионер, покинувший Соединенные Штаты, чтобы нести евангельскую весть.
7. Чарльз Сперджен, великий английский проповедник и пастор девятнадцатого века.
Материала для курсовой работы у меня было достаточно, я написал ее и представил доктору Блуму. К ней я приложил библиографический список. Зная, что доктор Блум проверяет работы очень быстро, я с нетерпением ожидал результат.
Но я не получил свою работу, как другие студенты, проверенную и с оценкой. Вместо этого я нашел в почтовом ящике записку от доктора Блума, в которой он назначал мне встречу с целью обсудить содержание моей работы. Вот он, час расплаты за неуемное любопытство! И через четверть часа, независимо от того, верю я в избрание или нет, я должен буду держать ответ...
ГЛАВА 12