Закон и благодать — в чем разница?
Начав новую жизнь в Ханаане, народу Израиля предстояло усвоить, как теперь следует жить. Они сорок лет блуждали в непослушании, и в долине Сихем Иисус Навин еще раз обратил их взор к закону Божию. Стоя перед народом, он прочитал каждое слово, сказанное Богом через Моисея. Он напомнил им о благословениях за исполнение закона Божия и о проклятиях, которые будут результатом его несоблюдения.
Наверное, ни одна область в библейском учении о христианской жизни не вызывает такой полемики, как вопросы, относящиеся к закону. Все верующие согласны в том, что соблюдение закона не имеет никакого отношения к спасению. Мы все могли бы в один голос сказать кому угодно, кто пытается заслужить вечную жизнь своим поведением, что он зря тратит силы и время.
Различия во мнениях относительно закона начинаются с различного понимания отношения христианина к закону после обретения спасения. Некоторые читают место из Нав. 8:32–35, где Иисус Навин призывает народ Божий назад к закону, и видят образец для современной церкви. Фактически по всему христианскому миру многие взывают к церквам о том, что нужно вернуться к Божиим нормам жизни. Многие страстно утверждают, что причиной тепловатого состояния многих церквей является отход от законов Божиих. Многим такая позиция кажется правильной; в самом деле, на первый взгляд она кажется библейской. Придерживающиеся этой точки зрения часто приводят в душевное волнение искренних христиан, желающих увидеть в церквах пробуждение, заставляя их говорить: “Да, давайте восстановим в церкви библейские нормы!”. Многие легко склоняются к убеждению, что нам следует вернуться к законам Божиим.
Является ли это реальной потребностью церкви? Не думаю. Перед тем, как объяснить почему, позвольте мне прояснить значение слова законничество. Включая его в язык современной церкви, мы говорим о религиозных предписаниях, как библейских, так и небиблейских. Исследуя отношение верующего к закону, не имейте в виду только упорядоченные законы Ветхого Завета или только заповеди Нового Завета. Жизнь под законом означает построение образа жизни на основании религиозных предписаний в попытке добиться духовного прогресса или заслужить благословений Божиих.
Фарисеи времен Иисуса являют нам идеальный пример. В отличие от саддукеев, фарисеи были консерваторами в богословском плане. Они придавали большое значение каждому слову Библии и даже помнили наизусть большую ее часть. На первый взгляд их поведение было безукоризненным. Они не просто соблюдали законы Библии; они столь ревностно стремились к строгому соблюдению норм праведной жизни, что даже добавляли правила к законам Писания. Они гордились своим благоговейным поведением.
Еще одной группой, угрожавшей ранней церкви своим настойчивым требованием соблюдения христианами закона, были иудействующие. Их влияние на церковь в Галатии было столь велико, что побудило Павла написать этой церкви резкое послание, отвергающее лжеучение законничества. Многие полагают, что Послание к галатам было написано, чтобы исправить неверное понимание того, как человек становится христианином, бытовавшее в галатийской церкви. Однако дело было в другом. Эти люди уже были христианами, и Павел знал об этом. С чего бы ему полагать, что они запутались в вопросах обретения человеком спасения? Он был тем, кто принес им Благую Весть и видел, как они были рождены свыше. Павел не думал, что они запутались в вопросе о том, что требуется для спасения. С этим все было в порядке. Их неверное понимание касалось вопроса, как человеку надлежит вести христианскую жизнь после обретения спасения. Опровержение законничества Павлом касалось способа освящения, а не спасения.
Иудействующие, вероятно, говорили галатийским святым: “Мы знаем, что вы приняли Христа в результате служения Павла. Мы рады за вас, но вы должны понять, что Павел — проповедник Евангелия, учредитель церквей. Его целью было увидеть, как вы стали христианами, однако теперь вы должны расти духовно и продвигаться вперед в своем хождении по вере. Мы пришли учить вас, как это делать”. Именно последнее побудило Павла взяться за перо и в полном смысле слова атаковать их учение. В самом начале своего Послания к галатам он сосредотачивается на проблеме галатийской церкви:
“Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово”. — Гал. 1:6–7