Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их
День памяти: 11 / 24 Сентября
Святой мученик Димитрий был правителем города Скепсии в Геллеспонте[86]. В его город пришел с проповедью Евангелия святой Корнилий Сотник[87] (память 13 / 26 сентября), первый язычник, обращенный ко Христу
Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Креститель |
апостолом Петром. Святой Корнилий посеял христианство среди многих жителей Скепсии, и за это язычники, схватив его, привели на суд к правителю Димитрию, который безуспешно принуждал святого отречься от Христа и, наконец, подверг его истязаниям. Святой Корнилий мужественно терпел мучения, убеждая правителя оставить языческие заблуждения и обратиться к истинной вере во Христа. Приведенный в идольский храм, святой Корнилий молитвой сокрушил капище и стоявших в нем идолов. Убежденный в истинности христианства проповедью святого и его чудесами, особенно когда под обломками капища были погребены и остались живы его жена и дети, правитель Димитрий сам уверовал во Христа и принял святое Крещение со всей семьей. За исповедание Христа язычники бросили всю новообращенную семью в темницу и уморили голодом.
Святая мученица Ия
Дни памяти: 4 / 17 Августа, 11 / 24 Сентября
Святая мученица Ия была взята в плен вместе с 9000 христиан персидским царем Сапором II[88] и отведена в персидский город Визаду. Начальник персидских волхвов принуждал святую к отречению от Христа, но она осталась непреклонна и была предана истязаниям. Затем ее бросили в темницу и после повторных пыток обезглавили.
МУЧЕНИКИ ДИОДОР И ДИДИМ[89] ЛАОДИКИЙСКИЕ
Мчч. Диодор и Дидим Лаодикийские (греч. Διόδωρος κα Δίδυμος). Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. |
Память 11 / 24 сентября (рус., греч., зап.), 10 / 23 сентября и 6 / 19 октября (греч.), 9 октября (греч., зап.).
Точное время жизни святых неизвестно. В византийских синаксарях содержатся сказания об этих ревностных христианах, которые проповедовали Евангелие язычникам, многих обратили ко Христу и крестили. Правитель Лаодикии приказал схватить их. На суде они твердо исповедовали Христа и не пожелали отречься от своей веры, но изобличали служение идолам и укоряли правителя в беззаконии. После пыток мученики скончались. В некоторых синаксарях, в частности в Синаксаре Константинопольской церкви (кон. Х в.), уточняется, что мученики были засечены до смерти. Близкое по содержанию сказание находится в Минологии Василия II (кон. Х в.) под 11 сентября, откуда оно перешло в славяно-русские прологи.
На основании византийских памятников кардинал Цезарь Бароний поместил под тем же числом в Римском Мартирологе сведения об этих мучениках и присоединил из современных ему греческих Миней некоего мч. Диомида. В более ранних византийских синаксарях этот мученик не упоминается. На этом основании Русская Церковь чтит 11 сентября только Диодора и Диомида.
В древнейших календарных памятниках рубежа IV и V вв.- в Сирийском Мартирологе и в Мартирологе блж.
Иеронима - имя Диодора упоминается без дружины под 9 октября (тишри 9). На основе сказаний византийских синаксарей о том, что Диодор крестил многих обращенных язычников, в Сирийском Мартирологе он представлен как пресвитер.
Интересно, что, согласно Мартирологу блж. Иеронима, Диодор пострадал в Лаодикии Фригийской, тогда как в Минологии Василия II и в большинстве визант. синаксарей, за исключением тех, которые вообще опускают какое-либо уточнение, речь идет о Лаодикии Сирийской. Надо полагать, что указание Мартиролога блж. Иеронима является более точным по причине древности этого памятника. Возможно, составители поздних синаксарей перенесли место мученичества в Сирию, в силу того что в визант. эпоху Лаодикия Сирийская имела большее значение, чем одноименный город во Фригии.
Архиеп. Сергий (Спасский) считает, что речь идет о разных Диодорах: Диодоре пресвитере из Лаодикии Фригийской, известном по Сирийскому и Иеронимову Мартирологам, и Диодоре мученике, пострадавшем в Лаодикии Сирийской вместе с Дидимом, о котором упоминается в византийских синаксарях, и, возможно, с Диомидом. Однако его гипотезу вряд ли можно считать верной, поскольку и под 10 / 23 и 11 / 24 сентября, и под 9 / 22 октября в различных синаксарях содержится одно и то же сказание о Диодоре и Диомиде.
Использованные материалы