Б. Равенство в индивидуальности и значимости
Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полно-ценности (см. выше, гл. 13), так и мужчины и женщины сотворены Богом как существа, равные по своей значимости и индивидуальности. Когда Богсотворил человека, он сотворил «мужчину и женщину» по Своему образу (Быт. 1:27; 5:1,2). И мужчины, и женщины в равной степени созданы по образу Божьему; и мужчины, и женщины отражают в своей жизни природу Бога. Это означает, что в жизни каждого человека мы должны видеть отражение некоторых ас-пектов природы Бога. Если бы мы жили в обществе, состоящем только из муж-чин-христиан или только из женщин-христиан, мы не получили бы столь пол-ного представления о Боге, как при созерцании благочестивых мужчин и бла-гочестивых женщин в их взаимодополняющих различиях, которые лишь вместе отражают красоту сущности Бога.
Но если мы в равной степени созданы по образу Божьему, то мужчины и женщины, несомненно, в равной степени важны для Бога и в равной степени ценны для Него. Мы от века обладаем равной значимостью в глазах Бога. Тот факт, что Писание называет и мужчин, и женщин созданными «по образу Бо-жию», должен исключить любое чувство гордости или униженности и любое представление о том, что какой-то пол «лучше» или «хуже» другого. В част-ности, в отличие от многих нехристианских культур и религий, никто не дол-жен испытывать гордости или чувства превосходства только по причине при-надлежности к мужскому полу и никто не должен чувствовать разочарование или унижение только по причине принадлежности к женскому полу3. Если Бог считает нас равными по значимости, то это разрешает все прочие вопро-сы, так как суждение Бога — это истинный стандарт личностной значимости на все времена.
3 За последние десять лет международные агентства новостей неоднократно сооб-щали о том, что в Китае родители новорожденных девочек обрекают их на смерть, чтобы родить мальчика, так как китайские законы строго запрещают наличие в семье более чем одного ребенка. Такая ужасная практика, противоречащая библейскому понятию о равной значимости мужчин и женщин, не только приводит к многочисленным смертям ни в чем не повинных детей, но и открыто провозглашает, что общество считает женщи-ну существом менее ценным, чем мужчину. В других странах те родители, которые пола-гают, что рождение мальчика предпочтительнее, чем рождение девочки, также демонст-рируют непонимание библейского учения о том, что и мужчины, и женщины полностью равны по своей значимости в глазах Бога.
Когда Павел в 1 Кор. 11:7 говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа», он не отри-цает тот факт, что жена сотворена по образу Божьему. Он просто говорит о том, что между мужчинами и женщинами есть важные различия, которые еле-дует соблюдать в одежде и в поведении на собрании общины. Одно из этих различий заключается в том, что мужчина в своем отношении к женщине пред-ставляет Бога, каков Он есть, а женщина в этих взаимоотношениях показы-вает совершенство мужчины, от которого она была сотворена. Однако в обо-их случаях Павел подчеркивает взаимозависимость мужчины и женщины (см. ст. 11, 12).
Наше равенство перед Богом, которое отражает равенство ипостасей Тро-ицы, должно естественным образом вести мужчин и женщин к взаимному ува-жению. Гл. 31Книги Притчей Соломоновых — это прекрасная иллюстрация чествования благочестивой женщины:
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. <...> Вста-ют дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен доброде-тельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, бояшаяся Господа, достойна хвалы (Прит. 31:10,28—30)
Также и Петр призывает мужей «оказывать честь» своим женам (1Пет. 3:7), а Павел подчеркивает: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же —от Бога»( 1 Кор. 11:11,12). И мужчины и женщины значимы в равной степени; и те и другие зависят друг от друга; и те и другие достойны чести.
В новозаветной церкви личностное равенство мужчин и женщин подчер-кивается с новой силой. В Пятидесятнице мы видим исполнение пророчества Иоиля, в котором Бог обещает нам:
...Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2:17,18; цитата из Иоил. 2:28,29).
Святой Дух изливается на церковь с новой силой, и как мужчины, так и женщины получают дар особого служения. Духовные дары распределяются между мужчинами и женщинами, начиная с Пятидесятницы и в течение всей истории церкви. Каждого христианина Павел считает ценным членом тела Христова, так как «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7, курсив мой. — У. Г.). После перечисления даров Духа он говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, курсив мой. — У. Г.). Такжеи Петр, обращаясь к многочислен-ным церквам Малой Азии, говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. Г.). Здесь не говорится, что все верующие обла-дают одним и тем же даром; здесь сказано, что как мужчины, так и женщины будут наделены ценными дарами ради служения церкви и что нам следует ожи-дать широкого и свободного распределения даров как среди мужчин, так и среди женщин.
В связи с этим едва ли правильно будет спрашивать, чьи молитвы более действенны — мужчин или женщин, кто лучше воспевает хвалы Богу — муж-чины или женщины, кто обладает большей духовной глубиной в отношениях с Богом. Мы просто не можем дать ответа на все эти вопросы. Мужчины и женщины равны в их способности получать силу Святого Духа. В истории церкви были как великие мужи, так и великие служительницы Божьи. Как мужчины, так и женщины были замечательными воинами молитвы, они в рав-ной степени покоряли как земные царства и власти, так и духовные твердыни властью Господа нашего Иисуса Христа4.
Равенство перед Богом в новозаветной церкви в еще большей степени подчеркивается в церемонии крещения. В Пятидесятницу были крещены как уверовавшие мужчины, так и уверовавшие женщины: «Итак охотно приняв-шие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех ты-сяч» (Деян. 2:41). Это очень важно, так как в Ветхом Завете символом при-надлежности к народу Божьему было обрезание, которое совершалось толь-ко над мужчинами. Новый символ принадлежности к народу Божьему — крещение, преподающееся и мужчинам, и женщинам, еще раз доказывает, что и те, и другие должны рассматриваться как полноценные и равные чле-ны народа Божьего.
4 Возможно, ответом на вопросы: «Кто лучше молится?» и «Кто лучше прославляет Бога?» будет: «И мужчины и женщины в равной степени». Хотя мужские молитвенные собрания или женские встречи очень ценны, все же нет ничего более богатого по содер-жанию и более совершенного, чем полное общение народа Божьего, мужчин и женщин, и даже детей, которые достигли того возраста, когда они уже способны осмысливать происходящее, молясь перед престолом Божьим: «При наступлении дня Пятидесятни-цы, все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1, курсив мой. — У. Г.). «Они же, выслушав-ши, единодушно возвысили голос к Богу» (Деян. 4:24, курсив мой. — У. Г.). Петр «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12, курсив мой. — У. Г.).
Равный статус всех членов народа Божьего Павел подчеркивает также в Послании к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облек-лись. Нетуже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27,28, курсив мой. — У. Г.). Павел подчеркивает здесь тот факт, что никакие классы лю-дей, например евреи, физически восходящие к Аврааму, или свободные, об-ладавшие большими экономическими и гражданскими свободами, не мог-ли претендовать в церкви на какой-то особый статус. Рабы не должны были считать себя униженными по отношению к свободным мужчинам и женщи-нам, а свободные не должны были считать свое положение более высоким, чем положение рабов. Иудеи не должны были считать себя выше эллинов, а эллины — ниже иудеев. Павел стремится к тому, чтобы мужчины не воспри-нимали образ мыслей окружавшей их культуры, и даже культуры иудаизма 1 в., и не полагали, что они обладают большей значимостью, чем женщины, или что они более ценны для Бога. Также и женщины не должны были чувст-вовать себя униженными или менее значимыми членами церкви. И мужчины и женщины, и иудеи и эллины, и рабы и свободные — все равны для Бога по значимости и ценности, равны в своей принадлежности к телу Христову, церк-ви, на все времена.
В практическом смысле это означает, что нам некого в церкви считать «людьми второго сорта». Идет речь о мужчине или о женщине, о еврее или о греке, о чернокожем или о белом, о богатом или о бедном, о здоровом или боль-ном, о сильном или о слабом, привлекательном или некрасивом, об интеллек-туальном или о малообразованном человеке — все они в равной степени цен-ны для Бога и должны быть настолько же ценны друг для друга. Такое равен-ство — замечательный аспект христианской веры, и это отличает христианство от большей части прочих религий, культур и сообществ. Подлинное достоин-ство благочестивого мужского и женского начала можно обрести только в по-слушании возрождающей мудрости Божьей, как она изложена в Писании.
В. Различие в роли
1. Взаимоотношения в рамках Троицы и мужское главенство в браке. Меж-ду лицами Троицы во всей вечности существовало равенство по значимости, индивидуальности и божественности. Однако между лицами Троицы суще-ствовало также различие по роли5. Бог-Отец всегда был Отцом, и всегда отно-сился к Сыну так, как Отец относится к Своему Сыну. Хотя все три личности Троицы равны по силе и по всем прочим свойствам, Отец обладает большим авторитетом. В Троице Ему свойственна лидирующая роль, которой Сын и Святой Дух не обладают. В творении Отец говорит и полагает начало, однако сам труд творения совершается через Сына и поддерживается постоянным присутствием Святого Духа (Быт. 1:1,2; Ин. 1:1—3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2). В тру-де искупления Отец посылает Сына в мир, Сын приходит, исполняет в послу-шании Отцу порученную Ему роль и умирает во искупление наших грехов (Лк. 22:42; Флп. 2:6—8). После того как Сын вознесся на небеса, Святой Дух нисходит для того, чтобы придать Церкви силу (Ин. 16:7; Деян. 1:8; 2:1—36). Ни Отец, ни Святой Дух не пришли для того, чтобы умереть за наши грехи. Ни Отец, ни Сын не излились на церковь в Пятидесятницу с новозаветной силой. Каждое лицо Троицы обладает особой ролью, или функциями. Таким образом, различия по роли и авторитету между лицами Троицы полностью со-четаются с их равной значимостью, индивидуальностью и божественностью.
Если люди должны отражать природу Бога, то нам следует ожидать, что среди людей также будут иметь место аналогичные различия по роли, даже в отношении самого основного из всех различий между человеческими суще-ствами — различия между мужчинами и женщинами. Именно это и открыва-ется нам в библейском тексте.
5 О различиях между лицами Троицы см. в гл. 13.
Павел ясно обозначает эту параллель, когда говорит: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому муоку глава Христос, жене глава—муж, аХристу глава — Бог» (1 Кор. 11:3, курсив мой. — У. Г.).
Как Бог-Отец обладает авторитетом, которому подчиняется Сын, хотя оба они равны по божественности, так и в браке муж обладает авторитетом, кото-рому подчиняется жена, хотя они равны в своей индивидуальности6. В этом случае роль мужчины подобна роли Бога-Отца, а роль женщины — парал-лельна роли Бога-Сына. Они равны по значимости, однако им присущи раз-личные роли. В контексте 1 Кор. 11:2—16 Павел рассматривает этот факт как основание для повеления коринфянам о том, чтобы они носили различную одежду, уместную для мужчин и женщин того времени, чтобы различия между мужчинами и женщинами в христианском собрании были внешне очевидны7.
6 Иногда говорят о том, что слово «глава» в 1 Кор. 11:3 означает «источник» и никак не связано с вопросом об авторитете в браке. Напр., в отношении использования Павлом слова «глава» во фразе «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3) Гордон Фи говорит, что « Павел может использовать здесь слово „глава" только в смысле метафоры к „источнику" и, более конкретно, к „источнику жизни", и только так его могли понять коринфяне» (The First Epistle to the Corinthians, NIC [Grand Rapids: Eerdmans, 1987], p. 503).
Также в заявлении «Мужчины, женщины и библейское равенство», опубликован-ном в СТ, April 9,1990, pp. 36,37, говорится: «Функцию мужа в качестве „главы" следует понимать в смысле его самопожертвования, любви и служения в этом отношении вза-имного подчинения (Еф. 5:21—33; Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7)». Таким образом, слово «глава» здесь трактуется как «источник» (любви и служения), а не как «авторитет».
Ответ на такое толкование тех причин, по которым слово «глава» здесь должно озна-чать «авторитет», а не «источник», см.: W. Grudem, "Does Kephale ('Head') Mean 'Sourse' or 'Authority Over' in Greek Literature? A Survey of 2,336 Examples", TrinJ 6, n. s. (Spring 1985), pp. 38-59; W. Grudem, "The Meaning of Kephale ('Head'): A Response to Recent Studies", TrinJ 11, n. s. (Spring 1990), pp. 3—72 (reprinted in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 425—468). См. также: Joseph Fitzmyer, "Another Look at Kephale in 1 Cor. 11:3", NTS 35 (1989), pp. 503-511. Даже в тех несколь-ких примерах, в которых, как утверждается, слово «глава» могло бы означать «источ-ник», если речь идет о человеке, этот человек всегда один обладает авторитетом. В древ-негреческой литературе не было найдено примеров, которые показывали бы обратное.
7 Именно потому, что головной платок отличал женщин от мужчин в Коринфе в I в. н. э., Павел повелевает женщинам носить в церкви головной платок. Однако это не озна-чает, что женщины должны носить головные платки даже в таком обществе, в котором это не является отличительным признаком женщины. В наши дни это означает, что жен-шины должны быть одеты так, как одеваются женщины, а мужчины — как мужчины, как бы это ни было выражено в каждом конкретном обществе (Павел явно не является сторонником стиля «unisex»!). Более подробно об этом см.: Thomas R. Schreiner, "Head Coverings, Prophesiec and the Trinity: 1 Corinthians 11:2— 16", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood,^. 124—139.
2. Указания на различия в роли до грехопадения. Но действительно ли эти различия между мужской и женской ролью были частью первоначального за-мысла Божьего, или они были введены как одна из составляющих наказания за грехопадение? Когда Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.), не стал ли этот момент началом подчинения Евы авторитету Адама?
Представление о том, что различия по авторитету были введены лишь по-еле грехопадения, отстаивали различные авторы8. Байлзикиан9 говорит: «По-скольку власть Адама над Евой возникла в результате грехопадения, она рас-сматривается как нечто сатанинское по происхождению не в меньшей степе-ни, чем сама смерть»10.
Однако если мы исследуем текст повествования о творении в Книге Бы-тие, то увидим многочисленные указания на различия по роли между Адамом и Евой, которые существовали уже до грехопадения.
8 Aida В. Spencer, Beyond the Curse, 2d ed. (Nashville: Thomas Nelson, 1985), pp. 20—42.
9 Gilbert Bilezikian, Beyond Sex Roles (Grand Rapids: Baker, 1985), pp. 21-58.
10 Ibid., p. 58.
11 Иногда утверждают (напр., Bilezikian, Beyond Sex Roles, p. 257, n. 13), что это сооб-
ражение неприменимо к повествованию Книги Бытие, ведь животные были сотворены
прежде Адама, и, если следовать этому утверждению, Адам должен был бы подчиняться
их авторитету. В этом возражение недостает понимания того факта, что принцип перво-
родства относится только к людям, причем принадлежащим к одной семье. (Байлзикиан
выдвигает и другие возражения, но не принимает в расчет новозаветного восприятия
Быт. 2, изложенного в 1 Тим. 2:13.)
1) Адам был сотворен прежде Евы. Тот факт, что Бог сперва сотворил Ада-ма, а затем спустя некоторое время — Еву (Быт. 2:7,18:23), предполагает, что Бог рассматривал Адама как главу семьи. О такой двухступенчатой процеду-ре не говорится в связи ни с одним из созданных Богом животных, однако здесь у Бога, по-видимому, был особый план. Сотворение Адама первым со-гласуется с ветхозаветным понятием «первородства», представлением о том, что первенец обладает правом лидерства в этом поколении семьи. Весь Вет-хий Завет подразумевает право первородства, даже в случаях его продажи или иной его передачи младшим членам семьи (Быт. 25:27—34; 35:23; 38:27—30; 49:3,4; Втор. 21:15—17; 1 Пар. 5:1,2). «Право первородства» принадлежит пер-вому из родившихся сыновей, и оно остается за ним, если только не вступают в силу особые обстоятельства11. Тот факт, что мы правы, усматривая опреде-ленный смысл в сотворении Адама первым, и что этот смысл имеет отноше-ние к различиям пороли, которую Бог дал мужчинам и женщинам, подгверж-дается текстом 1 Тим. 2:13. Здесь Павел говорит, что в церкви управлять и учить должны только мужчины, и подтверждает свои слова указанием на то, что «прежде создан Адам, а потом Ева».
2) Ева была сотворена как помощник Адама. Писание уточняет, что Бог Еву создал для Адама, а не Адама для Евы. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18, курсив мой. — У. Г.). Павел рассматривает это обстоятельство как достаточно значимое, чтобы обосновать на нем различия между мужчинами и женщинами в поклоне-нии. Он говорит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:9, курсив мой. — У. Г.). Это не подразумевает меньшей значимости, однако это ука-зывает на тот факт, что различия по роли существовали с самого начала.
В последнее время некоторые авторы доказывают, что сотворение Евы в ка-честве помощника Адаму не указывает ни на какие различия по роли или авто-ритету, так как слово «помощник» (евр.עזר) в Ветхом Завете часто употребляется для обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь12. Ведь слово «помощник» в Ветхом Завете употребляется даже при описании Бога, Который помогает Своему народу. Однако суть заключается в том, что в каждом конкретном деле тот, кто помогает, занимает подчиненное или более низкое положение по отношению ктому, кому оказывается помощь (и не важно, о каком значении слова «помогать» идет речь — о ветхозаветном или о нашем современном). Это верно, даже когда я «помогаю» моему соседу-мальчишке починить его велосипед — это его ответственность и его задача, а я просто посильно участвую в этом, это не моя ответственность. Дейвид Клайнз говорит о том, что весь Ветхий Завет исходит именно из такого положения вещей:
Исследовав все случаи употребления этого слова в Ветхом Завете, я пришел к следующим выводам: хотя вышестоящие могут помогать ни-жестоящим, сильные могут помогать слабым, боги могут помогать лю-дям, в самом акте помощи они занимают подчиненное положение. Это означает, что они занимают второстепенную, подчиненную роль. Их помощь может быть принципиально важной, но они помогают в каком-то деле, которое является ответственностью кого-то другого. Они не сами выполняют эту задачу, и это даже не сотрудничество, так как для подоб-ных ситуаций существуют другие термины. В еврейской культуре быть помощником не значит быть равным13.
Другое возражение заключается в том, что еврейское слово, переведенное в Быт. 2:18 как «соответствующий», подразумевает, что Ева на самом деле за-нимала главенствующее положение, поскольку это слово в действительности означает «перед»14. Однако Реймонд С. Ортлунд справедливо замечает, что это еврейское слово не может означать «главенствующий», иначе Пс. 118:168 еле-довало бы понимать так: «Все пути мои главенствуют над Тобой»! Это слово означает просто «соответствующий»15.
12 См.: Aida В. Spencer, Beyond the Curse, pp. 23-29.
13 David J. A. Clines, "What Does Eve Do to Help? and Other Irredeemably Androcentric
Orientations in Genesis 1—3". Этот доклад был зачитан на ежегодном собрании Общества
библейской литературы 7 декабря 1987 г. в Бостоне, штат Массачусетс.
14 См., напр.: Aida Spencer, Beyond the Curse, pp. 23—26. Автор говорит: «Еврейский
текст означает, что женщина — „перед" мужчиной, т. е. „главнее" его!» (р. 26).
15 Raymond С. Ortlund, "Male-Female Equality", pp. 103, 104; cf. BDB, p. 617, 2a.
3) Адам дал Еве имя. Тот факт, что Адам дал имена всем животным (Быт. 2:19,20), указывал на власть Адама над животным миром, так как в ветхоза-ветном мышлении право дать кому-либо имя подразумевало получить власть над ним (это становится очевидным, напр., когда Бог дает имена таким лю-дям, как Авраам и Сарра, или когда родители дают имена своим детям). По-скольку еврейское имя указывало на функции названного, Адам в именах называл характеристики или функции тех животных, которым он давал име-на. Поэтому, когда Адам сказал о Еве: «Она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23), это также свидетельствовало о его главенствую-щей роли '6. Это верным было до грехопадения, когда Адам называет Еву «же-ной», и точно также это истинно и после грехопадения, когда «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20)17. Иногда говорят, что Адам на самом деле не называл Еву до грехопадения18. Однако несомненно, что, назвав свою жену словом «жена» (точнее, «жен-щина». — Примеч. пер.; Быт. 2:23), Адам дал своей жене имя, точно так же, как он дал имена всем живым существам (Быт. 2:19,20). Иногда в Ветхом Завете имена своим детям дают матери, но это не отрицает того факта, что дарование имени символизирует власть над кем-то, поскольку и матери, и отцы обладают родительской властью над своими детьми.
16 См.: Ortlund, "Male-Female Equality", pp. 102, 103.
17 Герхард фон Рад говорит: «Давайте не будем забывать, что право дать имя на Древ-
нем Востоке было правом властвовать, повелевать» (Gerhard von Rad, Genesis: A Commentary,
rev. ed. [Philadelphia: Westminster, 1972], p. 83).
18 См.: Bilezikian, Beyond Sex Roles, pp. 260, 261.
4) Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина».Пояснения относительно того факта, что Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина», или каким-либо другим словом среднего рода, были даны в гл. 20. В Быт. 5:2 говорится, что «в день сотворения их» Бог «нарек им имя: че-ловек»(אךם, т. е. «мужчина», «Адам». — Примеч. пер.). То обстоятельство, что человеческий род был назван словом, которое было также именем Адама, т. е. мужчины, а не женщины, предполагает главенство мужчины. Это напомина-ет обычай, по которому женщины в браке принимают фамилию мужа: этим подчеркивается главенствующая роль мужчины в семье.
5) Змей сперва обратился к Еве.После того как сатана согрешил, он начал пытаться исказить или испортить все, что Бог задумал и сотворил благим. Судя по всему, сатана (в виде змея), обратившись сперва к Еве, пытался из-менить соотношение ролей, искушая Еву стать главной, не подчинившись Богу (Быт. 3:1). Бог же, напротив, сначала обращался кАдаму (Быт. 2:15—17; 3:9). Видимо, Павел имеет в виду именно это изменение ролей, когда говорит: «Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По крайней мере, это показывает, что сатана, обратившись сначала к Еве, пы-тался изменить порядок главенства в браке, установленный Богом.
6) После грехопадения Бог сперва обратился к Адаму.Бог обращался лично к Адаму еще до того, как была сотворена Ева (Быт. 2:15— 17), и после грехопадения, хотя первой согрешила Ева, Бог прежде пошел к Маму и призвал его к ответу за совершенный поступок; «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему. гдеты?» (Быт. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Бог воспринимал Адама как главу семьи, как человека, несущего ответственность за то, что происходит в семье. Заметьте, это произошло после того, как грех вошел в мир, но и до того, как Еве было сказано: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), т. е. до того момента, с которого, по мнению ряда авторов, началось мужское главенство в семье.
7) Адам, а не Ева, представлял весь человеческий род.Несмотря на то что
Ева согрешила первой (Быт. 3:6), мы считаемся грешниками из-за греха Адама.
Новый Завет говорит нам: «ВАдаме все умирают» (1 Кор. 15:22; ср. ст. 49); «Пре-
ступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5:15; ср. ст. 12—21). Это
указывает на тот факт, что Бог дал Адаму главенствующую роль в человечес-
ком роде и что эта роль не была дарована Еве.
8) Проклятие исказило прежние роли.Наказав Адама и Еву, Бог не дал но-
19 См.: Susan Т. Foh, "What is the Woman's Desire?" in WTJ, vol. 37 (1975), pp. 376-383. Фоу отмечает, что то же самое еврейское слово встречается всего несколькими стихами ниже в очень близком по смыслу утверждении, когда Бог говорит Каину: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Параллелизм еврейского тек-ста этих двух стихов удивителен: шесть слов (в том числе союзы и предлоги) в точности одни и те же, и поставлены они в том же самом порядке. Еще четыре существительных и предлога стоят в той же позиции и несут ту же функцию в предложении, но отличаются лишь потому, что относятся к другим членам предложения. Но в этом предложении «вле-чение» греха к Каину — это, безусловно, желание подчинить или побороть его, как это явствует из образа животного, которое «лежит» у дверей и ожидает Каина. Это слово ветре-чается в Библии лишь еще один раз — в Песн. 7:10, где его смысл неясен, но значение — «желание покорить» — допустимо (отметим последовательность Песн. 2:16; 6:3; 7:10). Я не смог найти ни одного другого примера использования этого слова в древнееврей-ской литературе, хотя Фоу указывает на некоторые параллели в родственных семитских языках, подтверждающих ее мнение. (Маловероятно, чтобы это слово означало «сексу-альное влечение», так как такое влечение возникло не после грехопадения и не было частью проклятия Бога.)
вых ролей или функций; грех привнес боль и исказил те функции, которыми люди обладали ранее. Так, Адам по-прежнему нес основную ответственность за обработку земли, но земля производила «тернии и волчцы», и он ел хлеб свой в поте лица своего (Быт. 3:18,19). Также и Ева по-прежнему была ответствен-на за рождение детей, но теперь это стало даваться ей через боль: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Затем Бог внес также конфликт и боль в отношения между Адамом и Евой, которые прежде были гармоничными. Бог сказал Еве: «Кмужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над то-бою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.). Сузан Фоу утверждает, что слово, пере-веденное как «влечение» (евр.תשוקה), означает «желание покорить» и что это слово подразумевает стремление Евы узурпировать власть своего мужа". Если такое понимание слова «влечение» верно (а это, по-видимому, так), то это оз-начает, что Бог внес конфликт во взаимоотношения между Адамом и Евой и обусловил стремление Евы противостоять авторитету Адама.
Об Адаме Бог сказал Еве: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Слово «господствовать» (евр.משל), использованное здесь, обычно относится к монархическому правлению, а не к взаимоотношениям внутри семьи20. Это слово, безусловно, не предусматривает причастности подчиненных к власти, оно обозначает скорее диктаторскую, абсолютную власть, а не взвешенное, заботливое правление. Оно предполагает скорее грубость, чемдоброту. Смысл здесь таков, что Адам будет неверно использовать свою власть, грубо обраща-ясь со своей женой, и это вновь говорит о боли и конфликте в тех взаимоотно-шениях, которые прежде были гармоничными. Дело не в том, что до грехопа-дения у Адама не было власти; дело в том, что после грехопадения он злоупот-ребляет этой властью.
Итак, в обоих случаях речь идет об искажении взвешенного, смиренного главенства Адама и осознанного, добровольного подчинения Евы главенству, которое существовало еше до грехопадения.
20 См.: Втор. 15:6: «...И господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»; Прит. 22:7: «Богатый господствует над бедным»; Суд. 14:4; 15:11 (о филистимлянах, которые правили Израилем); также Быт. 37:8; Прит. 12:24 и др.
9) Искупление во Христе вновь утверждает верный порядок творения.Если изложенное выше утверждение об искажении ролей после грехопадения вер-но, то в Новом Завете нам следует ожидать отмены болезненных аспектов во взаимоотношениях, возникших в результате греха и проклятия. Искупление во Христе должно вернуть прежний порядок: женщины не будут восставать против власти мужа, а мужья не станут применять свою власть с грубостью. Именно это мы и видим: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18,19; ср.: Еф. 5:22—33; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1—7). Если бы подчинение жен мужьям было греховно, Петр и Павел не призывали бы христиан поддерживать в браке та-кую порочную практику! Они не говорят, например: «Пусть у вас в саду рас-туттернии», или: «Пусть ваши роды будут настолько болезненными, насколько это возможно», или: «Отдалитесь от Бога, оставьте всякое общение с Ним!» Искупление Христа устраняет последствия грехопадения: «Для сего-то и явил-ся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким-либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимо-отношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изна-чально существовали в благом творении Бога.
В практическом смысле это означает, что по мере возрастания в зрелости во Христе мы все больше радуемся мудро установленному Богом различию в ролях супругов. Постигая библейское учение, как мужчины, так и женщины могут искренне сказать: «Так решил Бог, это прекрасно и справедливо, и я рад (рада) тому, как Бог сотворил меня, и доволен (довольна) той ролью, которую Он дал мне». В таком различии по роли в Троице и в семье есть вечная красо-та, достоинство и справедливость. Не задумываясь о понятиях «хуже» и «луч-ше», «важнее» или «незначительнее», как мужчины, так и женщины должны наслаждаться тем, как Бог создал их.
3. Еф. 5:21—33 и вопрос о взаимном подчинении. В гл. 5 Послания к Ефеся-нам читаем:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:22-24).
В последние годы возникла дискуссия по вопросу о значении слова «по-виноваться» в этом отрывке (греч. υποτάσσω). Утверждают, что оно здесь оз-начает «быть внимательным и почтительным; действовать по любви [по отно-шению друг к другу]». Если мы понимаем данный глагол именно в этом зна-чении, то получается, что не только на жену возложена ответственность подчиняться, так как и муж, и жена должны уважать и любить друг друга. Получается, что в этом отрывке не говорится о подчинении авторитету21.
21 См., напр.: Bilezikian, Beyond Sex Roles, p. 154.
Однако такое значение для слова {Μοτάσσω не является нормативным; оно всегда подразумевает отношение подчиненности какому-то авторитету. В других случаях в Новом Завете оно употреблено для описания подчинения Иисуса авторитету Своих родителей (Лк. 2:51); о подчинении бесов учени-кам (Лк. 10:17 — здесь это слово явно не означает «действовать по любви, быть почтительным»); о подчинении граждан властям (Рим. 13:1,5; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13); о подчинении мира Христу (1 Кор. 15:27; Εφ. 1:22); о подчине-нии Христу невидимых духовных сил (1 Пет. 3:22); о подчинении Христа Богу-Отцу (1 Кор. 15:28); о подчинении членов церкви ее руководителям (1 Кор. 16:15,16 [см.: 1 Клим. 42:4]; 1 Пет. 5:5); о подчинении жен мужьям (Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:5; ср.: Еф. 5:22,24); о подчинении церкви Христу (Еф. 5:24); о подчинении рабов хозяевам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18); о подчинении христиан Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). Ни один из этих типов взаимоотношений не является взаимным; т. е. мужья никогда не подчиняются (υποτάσσω) же-нам, власти — гражданам, хозяева — рабам, ученики — бесам и т. д. Вне Нового Завета это слово используется для описания подчинения и послушания солдат в армии старшим чинам22.
Самый главный аргумент, выдвигаемый в пользу толкования слова «под-чиненный» как «внимательный, тактичный», — это употребление глагола υποτάσσω в Еф. 5:18—21. Здесь Павел говорит христианам: «Исполняйтесь Духом... повинуясь друг другу». Многие авторы утверждают, что это значит, что каждый христианин должен повиноваться каждому другому христиани-ну, а жены и мужья в особенности должны «повиноваться друг другу». Такой тип отношений часто называют «взаимным подчинением», и сторонники этой теории подразумевают, что на жен не возложена особая и присущая только им обязанность повиноваться мужьям.
22 См.: Josephus, H׳i7r2.566,578; 5.309; ср.: 1 Клим. 37:2; также LSJ, р. 1897, где υποτάσσω
(в страдательном залоге) означает «быть послушным».
23 Буквальный перевод греческого слова ίδιος, «собственный».
24 Неверное понимание этого стиха возникло из представления о том, что слово
(αλλήλους), переведенное «друг другу», подразумевает полную взаимность (т. е. означает
«все всем»). Однако существует много случаев, в которых данное слово не имеет такого
смысла, а означает просто «некоторым другим», напр., в Отк. 6:4 фраза «чтобы убивали
друг друга» означает: «чтобы некоторые люди убивали других»; в Гал. 6:2 фраза «носите
бремена друг друга» не означает, что «все должны поменяться бременами с другими», это
значит, что «некоторые более сильные люди должны помочь нести бремя более слабым
людям»; в 1 Кор. 11:33 фраза «собираясь на вечерю, друг друга ждите» означает: «те, кто
пришел раньше, должны ждать тех, кто задерживается»; и т. д. (ср.: Лк. 2:15; 21:1; 24:32).
И последующий контекст, и значение слова υποτάσσω требуют понимать Еф. 5:21 так:
«Те из вас, кто подчинен власти, должны повиноваться тем, кто наделен этой властью».
(Относительно возражения о том, что подчинение в браке подобно подчинению в раб-
стве, и о том, что оба типа подчинения неправомерны см. в гл. 46.)
25 Все христиане, безусловно, должны любить друг друга и быть внимательными
друг к другу. Если именно это подразумевается под «взаимным подчинением», то никаких
возражений против этой идеи быть не может — даже если об этом не говорится в Еф. 5:21,
это имеется в виду в других текстах Библии, только выражается иными словами. Но
обычно выражение «взаимное подчинение» употребляется в другом смысле: подразуме-
вается, что никакой исключительной власти мужа в браке не существует.
Однако последующий контекст ясно показывает, что Павел имеет в виду, когда говорит в Еф. 5:21 «...Повинуясь друг другу». Павел хочет сказать: «По-винуйтесь тем людям в церкви, которые наделены властью». Это ясно следу-ет из последующего текста: жены должны повиноваться мужьям (Еф. 5:22—24), однако о подчинении мужей женам ничего не говорится. Павел даже пове-левает женам повиноваться их «собственным мужьям» (Еф. 5:22)23, а не всем людям в церкви или всем мужьям! Дети должны повиноваться своим роди-телям (Еф. 6:1—3), однако о подчинении родителей детям ничего не говорит-ся. Рабам следует повиноваться хозяевам, но не хозяевам повиноваться сво-им рабам24. Таким образом, в Еф. 5:21 не говорится о взаимном подчинении (в том смысле, что «все должны подчиняться всем»)25. Также и в Кол. 3:18,19
Павел говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Госпо-де. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (см. также: Тит. 2:4,5; 1 Пет. 3:1-7).
Г. Замечания о практическом применении учения о браке ־׳
Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое примене-ние, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и жен-щинами в целом.
Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоре-чит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им еле-дует любить своих жен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать это своей самой главной ответственностью.
Точно так же и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с ав-торитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последстви-ям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководящей ролью в семье и радоваться этому26.
Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти про-тивоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два дру-гих заблуждения связаны с пассивностью или ленью. Для мужа другой край-ностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искаже-ния библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когда она подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время по-священо каким-то другим заботам.
26 О том, что означает подчинение и чего оно не означает, см.: W. Grudem, "Wives Like Sarah, and the Husbands Who Honor Them: 1 Peter 3:1 —7", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 194—205.
Соответствующая ошибка со стороны жены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участво-вать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделен-ный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодате-ля или чиновника (мы, безусловно, можем быть не согласны с правительством, но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы мо-жем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими-то их решениями). Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.
Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и забот-ливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, созна-тельному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая оши-бочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смо-гут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг дру-га необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в своей жизни более полно.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Скажите искренне, кем лучше родиться — мужчиной или женщиной? Вы рады, что принадлежите именно к тому полу, с которым родились, или вы хотели бы принадлежать к противоположному полу? Как вы считаете, чего Бог желает от вас в этих чувствах?
2. Вы можете искренне сказать, что люди противоположного пола настолько же ценны для Бога?
3. До того как вы прочитали эту главу, вы думали о том, что отношения в семье отражают отношения личностей Троицы? Как вы считаете, такой взгляд полезен для темы семейных взаимоотношений? Вы можете сделать что-либо для того, чтобы ваша семья отражала природу Бога более полно?
4. Как соотносится учение о различиях по роли между мужчинами и женщи-нами, изложенное в этой главе, с современными социальными учениями? Если между мнением большей части общества и учением Писания есть различия, то трудно ли, по вашему мнению, следовать учению Писания? Что может ваша цер-ковь сделать для того, чтобы помочь вам в этом?
5. Вне связи с вопросами о браке и романтических отношениях, считаете ли вы, что Бог желает, чтобы вы наслаждались общением в группах других христиан, состоящих из мужчин и женщин? Как вы считаете, почему Бог помещает в наше сердце стремление наслаждаться таким общением? Является ли это одним из отражений множественности в Троице, существующей наряду с единством Бога? Помогает ли это вам понять, почему незамужние и неженатые люди также долж-ны принимать активное участие в делах церкви? Считаете ли вы, что религиоз-ные группы в прошлом недооценивали или даже неправомерно запрещали подобное общение мужчин и женщин в христианской среде? И все же, каких опас-ностей следует остерегаться в таких ситуациях?
6. Если вы женаты, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?
Если вы замужем, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?
Специальные термины