Мать правоверных Хинд, дочь Абу Умайя Аль-Махзумийя
Ибн Исхак рассказал со слов матери правоверных Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах: "Когда Абу Саляма, да будет доволен им Аллах, собрался отправиться в Медину, он снарядил своего верблюда, усадил на него меня и вместе со мной сына Саляму и пошел, ведя верблюда под уздцы. Увидев его, люди из Бану Аль-Мугъира преградили Абу Саляме путь и сказали: «Ты побуждаешь нас к насилию. Как же наша землячка? И неужели ты думаешь, что мы позволим тебе уйти вместе с ней?» Они вырвали повод верблюда у него из руки и забрали меня. При этом люди из Бану 'Абдуль-Асад, родичи моего мужа, возмутились и сказали: «Ей-богу, мы не можем оставить нашего ребенка с ней». Они принялись вырывать друг у друга Саляму, пока не вывихнули ему руку. В конце концов, Бану 'Абдуль-Асад забрали сына себе, а меня с собой увели (люди из) Бану Аль-Мугъира, а мой муж Абу Саляма один отправился в Медину. Так нас – меня, моего мужа и сына, – развели порознь. Каждое утро в течение года или около того я выходила в долину и плакала, пока не стемнеет. Но однажды мимо меня проходил один из родственников дяди, некто из Бану Аль-Мугъира, и, увидев мое горе, пожалел меня. Этот человек сказал людям из Бану Аль-Мугъира: «А не отпустить ли вам эту несчастную, ведь вы разлучили ее с мужем и сыном?» В ответ Бану Аль-Мугъира сказали мне: «Ступай к мужу, коль хочешь». После этого Бану Асад вернули мне сына. Я снарядила верблюда, взяла с собой Саляму и отправилась к мужу в Медину. В пути меня не сопровождал никто из творений Аллаха".
Это еще один эпизод о героической сподвижнице Посланника Аллаха, славной Умм Саляме, и о ее супруге 'Абдуллахе ибн 'Абдуль-Асаде ибн Аль-Мугъире, двоюродном брате Посланника Аллаха, одном из первых, кто откликнулся на призыв к Исламу. После того как 'Абдуллах принял Ислам, сразу же вслед за ним приняла Ислам и его супруга Хинд. Как и другие мусульмане, эта верующая семья столкнулась в Мекке со многими жестокими испытаниями. Курайшиты всячески пытались отвратить их от веры, оттолкнуть от Ислама. Вскоре Посланник Аллаха позволил мусульманам совершить хиджру в Абиссинию. Хинд и ее муж стали одними из первых мухаджиров. В Абиссинии Хинд подарила мужу сына Саляму.
Через некоторое время в Абиссинию пришло известие, что Ислам в Мекке победил и что большинство курайшитов стали мусульманами. Абу Саляма и Хинд вместе с небольшой группой других мухаджиров возвратились в Мекку. Но оказалось, что дошедшие до них сведения были ложными, что курайшиты, напротив, лишь усилили гонения на мусульман. Как оказалось, в Кяабе был вывешен договор, гласящий, что курайшиты условились не иметь никаких отношений с представителями рода Хашим, которые присоединились к Мухаммаду. Курайшиты объявили мусульманам экономический бойкот и обложили их в ущельях Абу Талиба. После этого часть мухаджиров вновь возвратилась в Абиссинию, а Абу Саляма остался в Мекке под покровительством дяди, Абу Талиба. Супруга Абу Салямы Умм Саляма также осталась в Мекке под защитой своего мужа, разделив с ним боль испытаний и страданий. Но вскоре пришел черед присяги (бай'а) в 'Акабе. Мусульмане получили разрешение на хиджру в Медину. Среди первых мусульман, решивших отправиться в Медину, были Абу Саляма и Умм Саляма. Многобожники неусыпно следили за ними. Они по-прежнему хотели отвратить Умм Саляму и ее мужа от Ислама и вернуть их к идолопоклонничеству. Мекканцы не позволили ей уйти с мужем в Медину, отняли у нее сына, увели ее одну. Но Умм Саляма выстояла, она пережила все испытания на пути Аллаха, мужественно перенесла разлуку с сыном – самым дорогим, что у нее было, – и со спутником ее жизни, мужем 'Абдуллахом.
Эта история – прекрасный урок, который преподнесла Умм Саляма нашим сестрам-мусульманкам. Вкратце он состоит в следующем: родина, ребенок, муж, родное племя, родственники – все эти понятия, сколь бы дороги они ни были сердцу человека, теряют свой смысл для мусульманки, если на чашу весов поставлены ее вера (иман) и убеждения ('акъида).
"Пусть он знает, что я была верна в его отсутствие"
'Абдурраззак сообщил со слов Ибн Джурайджа: "Один надежный человек рассказал мне, что однажды, совершая обход Кяабы, 'Умар, да будет доволен им Аллах, услышал, как некая женщина говорит:
«Спустилась ночь. И в доме – тишина.
Лишь звезды медленно за окнами плывут.
На брачном ложе нынче я одна
И сердцем всем любимого зову.
Уехал муж. И если бы не страх
Пред Господа карающей рукой,
То тяжкий грех (о упаси, Аллах!)
Свершиться мог сегодня же со мной.
Тоскует сердце, и душа болит,
А тело хочет ласки и огня…
Но Ангел Божий душу мне хранит,
И стыд пред Богом бережет меня.
Всевидящ Бог, и не ослабнет Рок
Того, кто все дела мои учтет.
Дождусь я мужа, как ни долог срок,
Вернется он и должное возьмет».
'Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Что с тобой?» Женщина ответила: «Несколько месяцев тому назад ты отправил моего мужа, и я соскучилась по нему». 'Умар спросил: «Ты задумала какое-то зло?» Женщина ответила: «Упаси Господь!» Тогда 'Умар сказал: «Пока что совладай с собой сама, и это будет посланием к нему». 'Умар послал к ее мужу гонца, а сам пошел к Хафсе, да будет доволен ею Аллах, и обратился к ней с просьбой: «Я хочу спросить тебя об одном важном деле. Скажи мне, как долго женщина может выдержать без мужа?» Хафса понурила голову и покраснела. 'Умар сказал: «Аллах не смущается правды». И Хафса показала на пальцах: «Три месяца. В крайнем случае, четыре». После этого 'Умар, да будет доволен им Аллах, распорядился не задерживать воинов более четырех месяцев".
Это еще один эпизод, повествующий о богобоязненной, набожной мусульманке. Она долго ждала своего мужа, который вместе с другими воинами ушел сражаться за веру, освобождая людей от ига тиранов. Она не могла заснуть, думая о муже. Как же далеко он от нее! Она затосковала по мужу. Ее сердце переполнило желание. Где же тот мужчина, который сможет заполнить эту пустоту, утолить ее страсть. Она не спит, тешась мыслями о нем. 'Умар, да будет доволен им Аллах, услышал голос женщины, проникся ее страданиями, ее страстным желанием и спросил: "Ты задумала какое зло?" Но женщина ответила: "Упаси Господь!" Ведь она, предоставленная себе, дорожит своей честью и честью супруга. В его отсутствие она отвечает и за себя, и за слово своего опекуна (1). Как говорится в Коране: "(Я) это (говорю), чтоб (мой супруг) узнал, что я в отсутствие его ему не изменила и что Аллах свершиться не позволит (злым) умыслам изменников (неверных)". (Сура 12, аят 52)
Вот такая она, эта мусульманка – терпеливая, набожная, отвечающая за себя в отсутствие мужа. Она подсказала 'Умару ибн Аль-Хаттабу решение предоставить воинам право на отпуск. После разговора с ней 'Умар приказал своим военачальникам не удерживать воинов более четырех месяцев.
1 - Имеется в виду тот человек, который был ее доверенным лицом при заключении брака. – Прим. ред.