Маловерие — отсутствие полной глубокой
Убежденности в какой-либо христианской
Истине или принятие этой истины
Только разумом, но не сердцем. Это греховное
Состояние возникает на почве сомнения
Или отсутствия ревности к подлинному
Богопознанию. Маловерие для сердца — то
Же самое, что сомнение для ума. Оно расслабляет
Сердце на путях исполнения воли
Божией. Исповедь помогает изгнать маловерие
И укрепить сердце.
Малая ревность (или полное отсутствие
Ее) к Богообщению, духовной жизни.
Спасение — это общение с Богом во
Христе в вечной будущей жизни. Земная
Жизнь дается для стяжания благодати Святого
Духа, раскрытия в себе Царства Небесного,
Боговселения, Богосыновства. Достиже352
Ние этой цели зависит от Бога, но Бог не
Будет постоянно пребывать с человеком,
Если он не проявит всю свою ревность, любовь,
Разум, чтобы приблизиться к Нему.
Вся жизнь христианина направлена к этой
Цели. И если у нас нет любви к молитве как
К способу Богообщения, ко храму, к участию
В таинствах, то это признак отсутствия
Ревности к Богообщению. Применительно
К молитве это проявляется в том,
Что мы молимся по принуждению, нерегулярно,
Невнимательно, расслабленно, с небрежным
Положением тела, механически,
Ограничиваясь лишь заученными наизусть
Или вычитанными молитвословиями. Отсутствует
Постоянная память о Боге, любовь
И благодарность к Нему как фон всей жизни.
Это происходит от сердечного нечув-
Ствия, пассивности ума, отсутствия должной
Подготовки к молитве, нежелания продумать
И уяснить сердцем и умом смысл
Предстоящего молитвенного делания и содержания
Каждого прошения или словосло-
Вия. Это происходит также из-за привязанности
Ума, сердца и воли к земным вещам. По
Отношению к храмовому богослужению этот
Грех проявляется в редком, нерегулярном
Участии в общественном богослужении, в
Рассеянности или разговорах во время службы,
Хождении по храму, отвлечении других
От молитвы своими просьбами или замечаниями,
В опоздании к началу богослужение
И уходе прежде отпуста и благословения.
В целом этот грех сводится к нечувствию
Особенного присутствия Божия в храме во
Время общественного богослужения. Причины
Малой ревности лежат в нежелании
Войти в молитвенное единство с братьями
И сестрами во Христе вследствие обремененности
Земными заботами и погруженности
В суетные дела мира сего, бессилие в
Борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми
Духовно враждебными силами, которые
Мешают и удерживают нас от стяжания
Благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня,
Небратское, нелюбовное отношение к другим
Прихожанам, раздражение и озлобление
Против них. В отношении к таинству
Покаяния грех равнодушия проявляется в
Редких исповедях без должной подготовки,
В предпочтении общей исповеди личной,
Чтобы безболезненней пройти через нее, в
Отсутствии желания глубоко познать себя, в
Несокрушенном и несмиренном душевном
Расположении, в отсутствии решительности
Оставить грех, искоренить порочные
Наклонности, преодолеть соблазны, вместо
Этого — стремление умалить грех, оправдать
Себя, умолчать о наиболее постыдных поступках
И мыслях. Особо тяжко согрешаем
Мы против Пресвятых и Животворящих
Таин Тела и Крови Христовых, приступая к
Святому причащению редко и без должной
Подготовки, не очистив душу предварительно
В таинстве Покаяния, не испытываем потребности
Причащаться чаще, не храним
Чистоту свою после приобщения, но вновь
Впадаем в суету и предаемся порокам. Причины
Этого коренятся в том, что мы не вдумываемся
В смысл высочайшего таинства
Церкви, не осознаем его величия и своего
Греховного недостоинства, необходимости
Исцеления души и тела, не обращаем внимания
На сердечное нечувствие, не осознаем
Влияния падших духов, гнездящихся в нашей