Суждение о всех видах нововведений в области религий.
Определение нововведения с точки зрения языка.
Слово "бид'а" (нововведение, ересь) в арабском языке образовано от слова "бад'", что означает "выдумка" или "введение чего-либо нового", иными словами - изобретение того, что раньше не существовало. Производным от него является также и слово, использованное в одном из аятов Корана:
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ
"Он - творец небес и земли..." ("Корова", 117).
Здесь слово "творец" («бади»') означает, что Аллах изобрел то, чего раньше не было. Кроме того, Всевышний сказал:
قُلْ مَا كُنتُ بِدْعاً مِّنْ الرُّسُلِ
"Скажи: "Я - не новинка среди Посланников..." ("Пески", 9).
Здесь использовано слово "новинка" («бид»). Это означает: я не был первым из принесших послание от Аллаха к рабам Его, но до меня было много Посланников.
Введение новшеств распадается на две части:
- Введение новшеств в области обычаев наподобие введения в обиход чего-то вновь изобретенного, что допускается, так как в основе любого обычая лежит допустимость.
- Введение новшеств в области поклонения и религии, что является запретным, ибо в основе религии лежит зависимость, то есть нечто ниспосланное свыше. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
من عمل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد
"Любой из сделавших нечто такое, чего мы не повелевали, будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
Виды нововведений.
Нововведения в области религии бывают двух видов:
Первый вид: нововведения в высказываниях и верованиях наподобие высказываний и убеждений джахмитов, мутазилитов, рафидитов и последователей прочих заблудших сект.
Второй вид: нововведения в области поклонения, например, поклонения Аллаху не узаконенным образом. Подобные нововведения делятся на нижеследующие подвиды:
Подвид первый: это введение вовсе нового вида поклонения, то есть введение в поклонение того, что не обосновано шариатом, например, введение не узаконенных намазов и постов или установление не узаконенных праздников наподобие празднования дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и других празднеств.
Подвид второй: это добавление чего-то нового к узаконенному поклонению, например, добавление пятого ракаата к полуденной или послеполуденной молитве.
Подвид третий: это исполнение поклонения не узаконенным образом, например, произнесение хором установленных формул поминания или обременение себя поклонением, выйдя за пределы установленного Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Подвид четвертый: совершение узаконенных форм поклонения в не узаконенное время, например, выделение дня и ночи в середине месяца ша'бан для поста и ночных молитв. Сами по себе посты и ночные молитвы узаконены шариатом, но для того, чтобы выделить для них особое время, следует руководствоваться определенными указаниями.
Суждение о всех видах нововведений в области религий.
Всякое нововведение в религии запрещено, ибо оно является заблуждением, о чем свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
و إياكم و محدثات الأمور, فإن كل محدثة بدعة و كل بدعة ضلالة
"Остерегайтесь новшеств в этих делах, ибо, поистине, всякое новшество приводит к нововведению, а всякое нововведение является заблуждением" (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Он, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, будет отвергнут"(Этот хадис приводит Муслим).
Эти два хадиса указывают на то, что всякое новшество в религии является нововведением, а всякое нововведение - отвергаемым заблуждением. Это означает, что нововведения в том, что относятся к поклонению и убеждениям запретны, однако степени запретности могут отличаются друг от друга в зависимости от вида нововведения. Так, например, некоторые нововведения могут относиться к категории очевидного неверия, например, совершение обхода вокруг могил в стремлении приблизиться к покойным, а также принесение им жертв и обетов и обращение к ним с мольбой и просьбами о помощи или о спасении. К нему же относятся и высказывания крайних из числа джахмитов и мутазилитов. Есть другая категория нововведений, которая неверием не является, но может привести к многобожию, например, возведение сооружений над могилами, совершение молитв возле них и обращения с мольбой к Аллаху в подобных местах. Есть еще категория нововведений, которая представляет порочность в убеждениях, к чему относятся, например, нововведения хариджитов, кадаритов и мурджиитов,проявляющиеся в их высказываниях и воззрениях, противоречащих доводам шариата. Существует и такая категория нововведений, которая относится к числу прегрешений, например, нововведения, связанные с отрешением от мира, совершением поста, стоя под палящим солнцем, или оскоплением самого себя с целью уничтожения страсти к совокуплению.1
Примечание:
Ошибается тот, кто подразделяет нововведения на хорошие и дурные, ибо тем самым он противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"...а всякое нововведение является заблуждением",
- из которых явствует, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, признавал заблуждением все нововведения, а такой человек утверждает, что не все они являются заблуждением, но среди них есть и хорошие нововведения.
В комментарии к "Сорока хадисам" ал-Хафиз ибн Раджаб писал: "Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что всякое нововведение является заблуждением, являются всеобъемлющими и здесь нет никаких исключений. Эти слова являются одной из великих основ религии и они подобны другим словам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут",
- поэтому заблуждается всякий, кто вносит нечто новое и связывает это с религией, в то время как никаких религиозных основ это новшество не имеет и религия с этим никак не связана, независимо от того, касается ли это убеждений, дел или слов, явных или скрытых2.
При этом у таких людей нет никаких доводов в пользу того, что существуют хорошие нововведения, кроме высказывания Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего о молитвах тарауих, совершаемых во время рамадана в группе, следующее: "Это хорошее новшество".
Они также говорили: "Поистине, и раньше вводилось нечто новое, что не отвергалось нашими предшественниками, например, аяты Корана были объединены в одну книгу, а хадисы стали записывать". Ответ на подобные заявления состоит в том, что у подобных вещей есть соответствующая основа в Шариате, поэтому они не являются чем-то новоизобретенным. Что же касается слов Умара: "Это хорошее нововведение", - то он имел в виду способ исполнения молитвы, а не само действие; и если нечто имеет основу в Шариате, значит это и восходит к нему, а когда подобное называют нововведением, то имеется в виду язык, а не шариат, так как нововведением с точки зрения шариата является то, что не обосновано им. Что же касается, например, собирания аятов Корана в одну книгу, то это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал записывать аяты Корана и они были записаны, но по отдельности, а потом сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собрали все это воедино, желая сберечь записанное. То же можно сказать и о молитвах тарауих во время рамадана, ибо и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала совершал их по ночам вместе со своими сподвижниками, а в конце он отделился от них из опасений, что эти молитвы в таком порядке станут для них обязательными, а сами сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собираясь отдельными группами, продолжали совершать их и при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти, и так продолжалось до тех пор, пока Умар ибн ал-Хаттаб не собрал их позади одного имама подобно тому, как они собирались позади Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому совершения тарауих в группе за одним имамом тоже не является новшеством в религии. Так же обстоит дело и с записыванием хадисов, ибо и это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал записывать отдельные хадисы некоторым из своих сподвижников, когда к нему обращались с подобными просьбами. В целом же при жизни Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы не записывались потому, что существовали опасения, что с Кораном может смешаться нечто к нему не относящееся, в то время как после его смерти, да благословит его Аллах и приветствует, эти опасения рассеялись, так как Коран был полностью собран и выверен еще до кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И после этого мусульмане стали записывать хадисы, желая сохранить их от исчезновения, и да вознаградит их Аллах благом за это, что они сохранили Книгу своего Господа и Сунну своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от исчезновения и игры с ними со стороны тех, кто мог бы подобное делать.