Быть одержимым бесом различение духов сатана

Экзорцизм

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Англиканские (епископальные) 1882-1892 Litton, 129-136

Арминианские (уэслианские или методистские)

1892-1894 МИеу, 1:539-540; 2:497-504
1940 Wiley, 1:476-477

1983 Carter, 2:1069-1097

Баптистские

1767 Gill, 1:435-440

Воусе, 181-189

Strong, 450-464

Mullins, 279-280

1976-1983 Henry, 6:229-250 1983-1985 Erickson, 445-451

1987-1994 Lewis/Demarest, 2:257-263

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 2:33-124

Thiessen, 133-150

Ryrie, 135-168

Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:504-514
1934 Mueller, 202-204

Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:172-179 (1Л4.13-19)

1724-1758 Edwards, 2:607-612
1861 Нерре, 201-219

1871-1873 Hodge, 1:643-648
1937-1966 Murray, CIV, 2:67-70
1938 Berkhof, 148-149

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 1:173, 224-236

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия
1955 Ott, 119-124

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 1:329; 2:1105, 1153-1154

Другие работы

Anderson, Neil. The Bondage Breaker. Eugene, Ore.: Harvest House, 1990.

Anderson, Neil. Victory Over the Darkness. Ventura, Calif.: Regal, 1990.

Dickason, C. Fred. Angels, Elect and Evil. Chicago: Moody, 1975.

Dickason, C. Fred. Demon Possession and the Christian: A New Perspective. Westchester, 111.: Crossway, 1991.

Green, Michael. I Believe in Satan's Downfall. Grand Rapids: Eerdmans, 1981.

Lewis, C. S. 77ге Screwtape Letters. New York: Macmillan, 1961.

MacMillan, John A. The Authority of the Believer: A Compilation of "The Authority of the Believer" and "The Authority of the Intercessor". Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1980.

McClelland, S. E. "Demon, Demon Possession". In EDT, pp. 306-308.

Mallone, George. Arming for Spiritual Warfare. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1991.

Penn-Lewis, Jessie, with Evan Roberts. War on the Saints. Unabridged ed. New York: Thomas E. Lowe, 1973.

Pentecost, Dwight. 77ге Adversary, the Devil. Grand Rapids: Zondervan, 1969. Twelftree, G. H. "Devil and Demons". In NDT, pp. 196-198. Unger, Μ. F. "Satan". In EDT, pp. 972, 973.

Unger, Μ. F. Demons in the World Today: A Study of Occultism in the Light of God's Word. Wheaton, 111.: Tyndale, 1971.

Warner, Timothy Μ. Spiritual Warfare: Victory Over the Powers of This Dark World. Wheaton, 111.: Crossway, 1991.

Wright, Nigel. The Satan Syndrome: Putting the Power of Darkness In Its Place. Grand Rapids: Zondervan, 1990.

Отрывок для запоминания

Иак. 4:7,8:

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; при-близьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сер-дца, двоедушные.

ЧАСТЬ ΠΙ

Учениео человеке

ГЛАВА 20

Сотворение человека

Почему Бог сотворил нас? Каким образом Бог сделал нас подобными себе? Как мы можем угодить ему в повседневной жизни?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предшествующих главах были рассмотрены природа Бога и сотворение мира, духовные существа, созданные Богом, и Его отношение миру, выража-ющееся в совершении чудес и ответах на молитвы. В этом разделе мы сосре-доточим наше внимание на вершине творческой деятельности Бога — сотво-рении человеческих существ, мужчины и женщины, которые подобны Богу в гораздо большей степени, чем любое иное творение. Прежде всего мы рассмот-рим цель сотворения человека и природу человека в том виде, в каком Бог со-творил ее (гл. 21,22). Затем мы исследуем природу греха и человеческого не-повиновения Богу (гл. 23). И наконец, мы изучим вопрос о Божьем плане спа-сения человека и об отношениях людей с Богом в рамках тех заветов, которые установил с ними Бог (гл. 24).

А. Использование слова «человек» для обозначения человеческого рода

Прежде чем мы приступим к основной теме этой главы, необходимо крат-ко рассмотреть вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения всего человеческого рода (как в названии этой главы). Сегодня многие возражают против того, чтобы слово «человек» использовалось для обозначения человеческого рода в целом (и мужчин и женщин), так как это якобы оскорбительно для женщин. Те, кто придерживается этой точки зре-ния, для обозначения человеческого рода используют только «общие» терми-ны, такие, как «человечество», «человеческие существа» или «личности».

Рассмотрев это возражение, я решил продолжать использовать слово «че-ловек» (наряду с прочими, указанными выше терминами) для обозначения человеческого рода, поскольку такое словоупотребление дано нам Богом в гл. 5 Книги Бытие и, кроме того, поскольку здесь, по моему мнению, речь идет о важной богословской проблеме. В Быт. 5:1,2 читаем: «...Когда Бог сотворил

человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (ср.: Быт. 1:27, курсив мой. — У Г.). Еврейское слово, которое здесь переведено как «чело-век», — это אךם,то же самое слово, которым был назван Адам и которое иногда используется для обозначения мужчины, в отличие от женщины (Быт. 2:22,25; 3:12; Еккл. 7:28). Таким образом практика использования одного и того же слова для обозначения человеческих существ мужского пала и человеческого рода в целом — это практика, начало которой положено Самим Богом, и нам не следует считать ее неправильной или оскорбительной.

Нам могут возразить, что это всего лишь случайная особенность древне-еврейского языка, но этот аргумент неубедителен, так как в Быт. 5:2 конкрет-но говорится о том, как Бог избирает имя, применимое ко всему человеческо-му роду в целом.

Я не считаю, что мы всегда должны дублировать библейские обороты речи или что неправильно использовать нейтральные в смысле пола обозначения человеческого рода (как, напр., в этом предложении). Я говорю только отом, что рассказ Быт. 5:2, когда Бог называет человека, указывает, что использо-вание слова «человек» для обозначения всего человеческого рода — это бла-гой и очень уместный выбор, которого нам не следует избегать1.

1 Однако вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения человека, вне зависимости от его пола, как в высказывании «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23)— это другой вопрос, так как здесь не имеется в виду весь человеческий род. В таких случаях уважи-тельное отношение к женщинам и современные формы речи побуждают нас использо-вать нейтральные выражения, напр.: «Если кто-либо хочет идти за Мною...»

1 См. гл. 22; также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship: Genesis 1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, ed. John Piper and W&yne Grudem (Wheaton, 111.: Crossway, 1991, p. 98).

3 Возможно, этот факт признан также и многими из тех людей, которые возражают против использования слова «человек» для обозначения всего человеческого рода (а имен-но феминистки, которые отрицают главенство мужчины в семье).

Богословская проблема заключается в вопросе, подразумевается ли в Библии лидерство мужчин в принципе, или их главенство в семье с самого начала творения. Тот факт, что Бог решил назвать человеческий род не «жен-щина», а «человек» (т. е. «мужчина», ЕЛК;тем же словом был назван и Адам, см. выше. — Примеч. пер.), вероятно, имеет значение для понимания исход-ного плана Божьего о мужчинах и женщинах2. Конечно, вопрос о том, какое слово мы используем для обозначения человеческого рода—это не единствен-ный аспект этой дискуссии, однако все же это один из ее аспектов, и те фор-мы речи, которых мы придерживаемся, имеют определенное значение для со-временного обсуждения проблемы отношения полов3.

Б. Зачем человек был сотворен?

1. Бог не нуждался в человеке, и все же Он сотворил нас для Своей соб-ственной славы. Рассматривая в гл. 10 атрибут Бога «независимость», мы отметили многочисленные тексты Писания, которые учат, что Бог не нуж-дается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и прочее творение прославляем Его и тем самым приносим Ему радость. Поскольку междули-цами Троицы вечно существовали совершенная любовь и совершенное об-щение (Ин. 17:5,24), Бог сотворил нас не потому, что Ему было одиноко, и не потому, что Он нуждался в общении с другими личностями, — мы в прин-ципе не были нужны Богу.

Однако Бог сотворил нас для Своей собственной славы. Ранее мы отмети-ли, что Бог говорит о своих сыновьях и дочерях: «Кого Я сотворил для славы Моей» (Ис. 43:7; ср.: Еф. 1:11,12, курсив мой. — У. Г.). Нам дано повеление: «Все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Этот факт определяет ценность нашей жизни. Когда мы впервые осозна-ем, что Богу незачем было творить человека и что мы не были нужны Ему, мы можем подумать, что наша жизнь вообще не имеет никакой ценности. Одна-ко Писание говорит нам, что мы были сотворены для того, чтобы прославлять Бога, и это говорит о том, что мы имеем значение для Самого Бога. Это есть высшее определение важности и значимости нашей жизни: если мы подлин-но важны для Бога в вечности, то какой большей меры важности или значи-мости нам остается желать?

2. В чем предназначение нашей жизни ?Тот факт, что Бог сотворил нас для Своей собственной славы, определяет правильный ответ на этот вопрос. Нашей целью должно быть исполнение той задачи, ради которой Бог нас сотворил: прославлять Его. Если мы говорим о Боге, то это прекрасное опи-сание нашего предназначения. Но если мы думаем о самих себе, то с ра-достью обнаруживаем, что мы созданы для того, чтобы радоваться Богу, наслаждаться Им и нашими с Ним отношениями. Иисус говорит: «Я при-шел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Давид говорит Богу: «Полнотарадостей пред лиием Твоим, блаженство в десни-це Твоей вовек» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Он стремится постоянно пребывать в доме Господа, чтобы «созерцать красоту Господню» (Пс. 26:4). Асаф восклицает:

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72:25,26).

Полноту радости человек обретает, познавая Бога и наслаждаясь Его ка-чествами. Быть в Его присутствии, наслаждаться общением с Ним — это самое большое благословение, которое только можно себе представить.

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <...> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:2,3,11).

Поэтому для христианина естественно наслаждаться Господом и теми жизненными уроками, которые Он преподает нам (Рим. 5:2,3; Флп. 4:4; 1 Фес. 5:16-18; Иак. 1:2; 1 Пет. 1:6, 8; и др.)4.

Писание говорит, что, когда мы прославляем Бога и наслаждаемся Им, Бог радуется о нас. Мы читаем: «Как жених радуется о невесте, так будет ра-доваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5, курсив мой. — У. Г.), а Софония пророче-ствует, что Господь «возвеселится [о нас] радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать [о нас] с ликованием» (Соф. 3:17).

Такое понимание учения о сотворении человека ведет к важным прак-тическим результатам. Когда мы осознаем, что Бог создал нас для того, что-бы мы Его славили, и когда мы начинаем вести себя так, как это необходи-мо для исполнения нашего предназначения, мы начинаем испытывать та-кую радость в Господе, какой прежде нам никогда не доводилось ощущать. А если мы, кроме того, начинаем понимать, что Сам Бог радуется нашему общению с Ним, наша радость становится «радостью неизреченною и пре-славною» (1 Пет. 1:8)5.

Кто-то может сказать, что со стороны Бога было неправильно искать Себе славы в сотворении человека. Люди, безусловно, заблуждаются, когда ищут славы для самих себя, как это очевидно из драматического примера Ирода Агриппы I. Когда он принял восклицание толпы: «Это голос Бога, а не чело-века» (Деян. 12:22), «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал ела-вы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Ирод умер потому, что пытался присвоить себе славу Бога, ту славу, которой Бог заслуживал, а Ирод — нет.

4 Первый вопрос Вестминстерского Большого катехизиса формулируется так: «В чем состоит основное и наивысшее предназначение человека?» Ответ: «Основное и наи-высшее предназначение человека — прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки».

5 См.: W. Grudem, / Peter, p. 66.

Но когда Бог принимает славу, у кого Он ее отбирает? Есть ли кто-либо, заслуживающий славы более, чем Он? Конечно, нет! Он — Творец, Он создал все, и Он достоин всей славы. Он заслуженно принимает славу. Человек не может искать себе славы, но в этом случае то, что неправильно для человека, правильно для Бога, потому что Бог — Творец. Он прав, а не ошибается, когда принимает прославление, — ведь если бы Он не принимал хвалы от всего тво-рения вселенной, это было бы ужасающе неверно! Двадцать четыре старца, сидящие вокруг престола Божьего, непрестанно поют:

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Отк. 4:11).

Павел восклицает: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11:36). Когда мы начинаем по достоинству оценивать природу Бога, совершенного Творца, достойного всей хвалы, то наши сердца устрем-ляются к Нему в порыве прославления «всем сердцем... всею душею... всем разумением... и всею крепостию» (Мк. 12:30).

В. Человек — образ Божий

1. Значение выражения «образ Божий». Из всего созданного Богом творе-ния только о человеке сказано, что он сотворен «по образу Божию»6. Что это означает? Мы можем использовать следующее определение: тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу и оли-цетворяет Бога.

6Латинское выражение imago Dei, означающее «образ Божий», иногда применяется в богословских дискуссиях. В настоящей книге я его не использую.

7 Слово «образ» (צלם) обозначает предмет, похожий на что-то иное и часто оли-цетворяющий это иное. Это слово используется для обозначения изваяний наростов и мышей (1 Цар. 6:5,11), изображения воинов на стене (Иез. 23:14) и языческих идолов или статуй, которые олицетворяли божеств (Чис. 33:42;4Цар. 11:18; Иез. 7:27; 16:17; и др.).

Слово «подобие» (דמות) также означает предмет, похожий на что-то иное, но чаще это слово употребляется в таких контекстах, где идея схожести подчеркивается в боль-шей степени, чем идея олицетворения или замещения (напр., бога). В еврейском тексте «подобием» названы, напр., модель или чертеж, который царь Ахаз увидел в Дамаске (4 Цар. 16:10), фигуры волов над бронзовым жертвенником (2 Пар. 4:3,4) и настен-ные росписи, изображавшие вавилонян на колесницах (Иез. 23:15). В еврейском тек-сте Пс. 57:5 яд нечестивых — это «подобие» яда змеи: мысль заключается в том, что они очень похожи по своим свойствам, однако не возникает никаких сомнений в том, что речь идет об олицетворении или замещении.

Когда Бог говорит «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), это означает, что Бог собирается создать творение, ко-торое будет похоже на Него. Как еврейское слово «образ»(7(צלם, так и ев-рейское слово «подобие» (гя?эт)обозначают нечто похожее, но не идентич-ное тому, что оно олицетворяет, «образом» чего является. Слово «образ» мо-жет быть использовано также для обозначения чего-либо, олицетворяющего что-то другое.

Богословы приложили огромные усилия к тому, чтобы установить хотя бы один признак или небольшое количество признаков, в которых можно было бы ясно различить образ Божий8. Одни полагали, что образ Божий в человеке заключается в его способности мыслить, другие — что он виден в способное-ти человека совершать моральный выбор и принимать собственные решения. Кто-то считал, что образ Божий заключался в первоначальной моральной чи-стоте человека, в его сотворении как мужчины и женщины (см.: Быт. 1:27) или в его владычестве над землей.

В этой дискуссии правильнее было бы сосредоточиться прежде всего на значении слов «образ» и «подобие». Как мы уже видели, эти слова обладали для первых читателей четким и ясным значением. Когда мы осознаем, что ев-рейские слова «образ» и «подобие» просто уведомляли читателя отом, что че-ловек подобен Богу и во многом олицетворяет Бога, дискуссия о значении «об-раза Божия» представляется во многом лишь поиском слишком узкого и кон-кретного значения. Когда Писание повествует о том, что Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26), для первого читателя это означало: «Сотворим человека, подобного Нам, и чтобы он оли-цетворял нас».

Поскольку «образ» и «подобие» обладали этими значениями, Писанию не было необходимости говорить, например: «Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, означает, что человек подобен Богу в следующем: в его интеллекте, моральной чистоте, духовной природе, власти над землей, твор-ческих способностях, способности к этическому выбору и бессмертии» (или нечто подобное).

8 С кратким обзором различных точек зрения можно ознакомиться в работе: D. J. A. Clines, "The Image of God in Man", 77?(1968), pp. 54—61. Миллард Эриксон (Millard Erickson, Christian Theology, pp. 498—510) следующим образом систематизирует основные пути решения этого вопроса, предложенные в истории церкви: 1) субстанциальная точ-ка зрения (Лютер, Кальвин, многие ранние христианские писатели), которая в качестве отражения образа Божьего предполагает некоторые особые свойства человека (такие, как разум или духовность); 2) реляционистская точка зрения, которая подразумевает, что образ Божий в человеке связан со сферой межличностных отношений (Эмиль Брун-нер; также Карл Барт, который считал, что образ Божий в человеке заключается именно в том, что он был сотворен как мужчина и женщина); 3) функциональный подход, с позиции которого образ Божий в нас связан с исполняемыми нами функциями; обычно подразумевается наше владычество над землей (социнианский взгляд, которого придер-живаются многие современные писатели, такие, как Норман Снейт [Norman Snaith] или Ленард Вердуин [Leonard Verduin]).

В таком объяснении нет необходимости, и не только потому, что у исполь-зованных терминов было ясное значение, но и потому, что подобный список просто не отвечал бы поставленной задаче: текст здесь просто утверждает, что человек подобен Богу, а все остальное Писание дает этому утверждению под-робные пояснения. Читая Писание, мы понимаем, что нельзя составить себе полного представления о богоподобии человека, не осознав до конца, Кто есть Бог в Его существе и в Его деяниях, а также кто есть человек и что он делает. Чем больше мы узнаем о Боге и человеке, тем больше схожих черт мы видим и тем полнее мы понимаем, что Писание имеет в виду, когда оно говорит, что человек сотворен по образу Божьему. Эти слова означают все то, в чем человек схож с Богом.

Понимание слов о том, что человек сотворен по образу Божьему, вытекает также из сходства между текстом Быт. 1:26,где Бог объявляет о Своем намере-нии сотворить человека по Своему образу и подобию, и текстом Быт. 5:3:«Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию (דמות) своему, по образу (צלם) своему, и нарек ему имя: Сиф» (курсив мой. — У. Г.). Сиф не был идентичен Адаму, но во многом был подобен ему, как сын бывает подобен своему отцу. Этот текст означает просто, что Сиф был похож на Адама. Здесь не уточняет-ся, в чем конкретно Сиф был похож на Адама, и с нашей стороны неверно было бы рассуждать о том, что только лишь какая-то одна конкретная черта определяла суть того, в чем Сиф был подобен Адаму. Может быть, это были его карие глаза? Или курчавые волосы? Может, речь идет об атлетическом телосложении, серьезности или вспыльчивости? Все эти предположения бес-смысленны. Очевидно, что все, в чем Сиф был подобен Адаму, является частью его схожести с Адамом, его бытия «по образу» Адама. Точно также все, в чем человек подобен Богу, — это часть его схожести с Богом, часть того феномена, который называют «богоподобием» человека или его сотворенностью «по об-разу Божию».

9 Подробный анализ этого отрывка см.: John Murray, Principles of Conduct (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), pp. 109-113.

2. Грехопадение: образ Божий искажен, но не утрачен. Возможно, нам еле-дуетспроситьсебя, можно ли о человеке мыслить како существе, подобномБогу, после того как человек согрешил? На этот вопрос мы быстро находим ответ в Книге Бытие, где Бог сразу после потопа дает Ною власть установить смерт-ную казнь за убийство человека: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6,кур-сив мой. — У. Г.). Несмотря на то что люди грешны, в них остается еще доста-точно подобия Богу, так что убийство другого человека («пролитие крови» в тер-минологии Ветхого Завета означает акт взятия человеческой жизни) является нападением на ту часть творения, которая в наибольшей степени похожа на Бога, и такие действия можно оценить как попытку ил и стремление (если бы это было возможно) нападения на Самого Бога9. Человек все еще богоподобен. В Новом

Завете мы видим подтверждение этому, когда в Иак. 3:9 читаем о том, что все люди, а не только верующие, «сотворены по подобию Божию».

Однако после грехопадения человек уже не в такой степени подобен Богу, как прежде. Его моральная чистота была утрачена, и его греховность, безус-ловно, не отражает Божьей святости. Его интеллект заражен ложью и непони-манием; его речь не прославляет непрестанно Бога; его социальные отноше-ния управляются эгоизмом, а не любовью, и т. д. Несмотря на то что человек и сейчас богоподобен, в каждом аспекте своей жизни он исказил или утратил часть своего подобия Богу. Иными словами, «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Таким образом, мы и после грехопадения остаемся подобными Богу — мы и сейчас похожи на Бога и оли-цетворяем Его, — но образ Божий в нас искажен; мы менее богоподобны, чем до прихода греха в мир.

Поэтому очень важно, чтобы мы черпали свое понимание сути образа Божьего, не просто наблюдая за современными человеческими существами, а из библейских указаний на природу Адама и Евы, какими их сотворил Бог и когда все, сотворенное Богом, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Подлинная природа богоподобия человека проявлялась также в земной жизни Христа. Совершенство нашей человеческой природы не проявится на земле до тех пор, пока Христос не возвратится и мы не обретем все те блага спасения, которые Он заслужил для нас.

10 В этом стихе Павел прямо говорит, что мы изменяемся в образ Христа, а четырьмя стихами ниже говорит, что Христос — образ Бога (2 Кор. 4:4; в обоих стихах слово έικών).

3. Искупление во Христе: постепенное открытие богоподобия. Новый Завет показывает нам, что наше искупление во Христе означает, что даже в этой жизни мы можем постепенно возрастать в нашем подобии Богу. На-пример, Павел говорит, что, как христиане, мы облеклись в нового челове-ка, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Возрастая в понимании Бога, Его Слова и Его мира, мы все в большей сте-пени уподобляем наше мышление Богу. Таким образом мы «обновляемся в познании» и становимся все более подобными Богу в нашем мышлении. Так развивается жизнь каждого христианина. Поэтому Павел также мо-жет сказать, что мы «преображаемся в тот же образ [греч. εϊκάν] от славы в славу» (2 Кор. 3:18)10. В течение всей нашей жизни, возрастая в христиан-ской зрелости, мы возрастаем в подобии Богу. В частности, мы возрастаем в подобии Христу в нашей жизни и в нашем характере. Ведь это та цель, ради которой Бог искупил нас — «быть подобными образу Сына» Божьего (Рим. 8:29) и, таким образом, в моральных качествах стать совершенным подобием Христа.

4. Возвращение Христа: полное восстановление образа Божьего. Новый Завет дает нам обетование, что подобно тому, как мы были подобны Адаму (подвержены смерти и греху), мы уподобимся и Христу (будем морально чис-ты и никогда более не подвергнемся смерти): «И как мы носили образ перст-ного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49)'1. Полная мера нашей сотворенности по образу Божьему не видна ни в жизни Адама, который со-грешил, ни в нашей жизни, так как мы несовершенны. Но в Новом Завете подчеркивается мысль, что Божий план сотворения человека по Его образу полностью реализовался в личности Иисуса Христа. Он есть «образ Бога» (2 Кор. 4:4); «образ Боганевидимого,рожденныйпреждевсякойтвари» (Кол. 1:15). В Иисусе мы видим подобие человека Богу в первозданном виде, и мы испы-тываем радость от того, что Бог предназначил нас «быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29; ср.: 1 Кор. 15:49, курсив мой. — У. Г.): «Когда откро-ется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2, курсив мой. — У. Г.).

5. Конкретные аспекты нашего подобия Богу. Хотя выше мы говорили о том, что очень трудно определить все аспекты, в которых мы подобны Богу, тем не менее мы можем упомянуть о многих аспектах нашего существования, которые свидетельствуют о том, что мы в большей степени, чем прочее творе-ние, подобны Богу12.

11 Новозаветное слово «образ» (έικάιν) имеет значение, сходное со своим ветхозавет-
ным соответствием (см. выше). Оно обозначает нечто подобное или очень похожее на
нечто олицетворяемое. Один из любопытных случаев его употребления — это обозначе-
ние изображения кесаря на римской монете. Иисус спросил фарисеев: «Чье это изобра-
жение (מצקכךיי) и надпись?» Те ответили: «Кесаревы» (Мф. 22:20,21). Образ здесь по-
хож на кесаря и олицетворяет его. (Греческое слово homoioma, «подобие», не употребля-
ется в Новом Завете для обозначения подобия человека Богу.)

12 Однако ангелы также в значительной степени подобны Богу в этих аспектах.

1) Моральные аспекты: 1) Мы — творения, несущие моральную ответ-ственность перед Богом за наши действия. 2) Мы обладаем внутренним пони-манием добра и зла, что отличает нас от животных (которые обладают в очень незначительной степени или вообще не обладают чувством морали или спра-ведливости, но просто движимы страхом наказания или надеждой на поощ-рение). Когда мы действуем в соответствии с моральными стандартами Бога, наше подобие Богу отражается 3) в нашей святости и праведности перед ним, но, напротив, наше неподобие Богу проявляется каждый раз, когда мы согре-шаем.

2) Духовные аспекты. 4) Мы обладаем не только физическим телом, но и нематериальным духом, и потому мы можем совершать действия, значимые в нематериальной — духовной — сфере бытия. Это означает, что мы облада-ем 5)духовной жизнью, которая дает нам возможность общаться с Богом на личностном уровне, молиться Ему, прославлять Его и слышать Его13. Ни одно животное никогда не сможет молиться о спасении родственника или друга! С тем, что мы обладаем духовной жизнью, связан и тот факт, что мы облада-ем 6)бессмертием; мы не прекратим существовать, но будем жить вечно.

3)Интеллектуальные аспекты. 7)Мы обладаем способностью рассуждать, логически мыслить и учиться. Это отделяет нас от животного мира. Иногда животные обнаруживают поведение, которое говорит о том, что в физическом мире они способны решать определенные задачи, но они, несомненно, не об-ладают абстрактным мышлением — не существует ничего подобного «исто-рии философской мысли собак», и ни одно из животных со времен творения не преуспело в решении этических или философских проблем. Шимпанзе не сядут за стол и не станут спорить о Троице или о преимуществах кальви-низма или арминианского учения! Даже в развитии наших физических и тех-нических навыков мы сильно отличаемся от животных. Бобры сегодня строят те же самые дамбы, которые они строили тысячи поколений назад, птицы стро-ят в точности такие же гнезда, а пчелы строят все такие же ульи. Мы же посто-янно совершенствуем нашу технологию как в сельском хозяйстве, так и в на-уке, и вообще во всякой отрасли знания.

13 Следует сказать и еще об одном факте. Хотя это и не один из признаков нашего подобия Богу, но то, что Христос искупил нас, отделяет нас от любого другого творения Божьего. Это скорее следствие нашего подобия Богу и любви Бога к нам, чем один из аспектов богоподобности.

8) От животных нас отличает то, что мы используем сложный, абстракт-ный язык. Когда моему сыну было только четыре года, я мог попросить его пой-ти и принести из подвала большую красную дрель. Если даже он никогда ее прежде не видел, он легко мог осуществить эту задачу, потому что он знал зна-чение слов «пойти», «принести», «большая», «красная» и «дрель». Он мог бы принести и маленький коричневый молоток, и черное ведро, которое стояло за верстаком, или любой другой из десятков предметов, которые он, может быть, никогда прежде не видел, но мог представить себе, когда я называл их несколь-кими короткими словами. Ни одно шимпанзе за всю историю не было способ-но выполнить подобную задачу — не путем поощрения и повторения, а через словесное описание предмета, которое животное прежде не видело. А вот четы-рехлетние малыши вполне на это способны, и мы даже не обращаем на это вни-мания. Большинство восьмилетних детей могут самостоятельно написать де-душке и бабушке письмо отом, как они ходили в зоопарк, или переехать вдру-гую страну и выучить любой иностранный язык, и мы считаем это совершенно нормальным явлением. Но ни одно животное не сможет написать письма своим дедушке и бабушке, или назвать настоящее, прошедшее и будущее время хоть одного французского глагола, или прочесть детектив и понять, о чем в нем вдет речь, или понять значение хотя бы одного стиха Библии. Дети могут проде-лывать все это, и тем самым они показывают, что они настолько более развиты, чем весь животный мир, что просто начинаешь изумляться, как можно было подумать, что люди — это лишь одна из разновидностей животных.

9) Еще один аспект, отличающий людей от животных, заключается в том,
что мы осознаем далекое будущее, и даже обладаем внутренним пониманием,
что мы будем жить и после нашей физической смерти, и это чувство многих
людей подталкивает к покаянию перед смертью (Бог «вложил мир [עלם, „веч-
ность" или „будущее". — Примеч. пер.] в сердце их», Еккл. 3:11).

10) Наше сходство с Богом проявляется также в том, что человек обладает способностью к творчеству в таких сферах, как живопись, музыка, л итерату-ра, и к исследовательской изобретательности — в науке и технологии. Не еле-дует думать, что творчество — это лишь произведения всемирно известных музыкантов или артистов; оно находит свое выражение также в сценках, ко-торые разыгрывают дети, в мастерстве, с которым приготовлен обед, украшен дом, устроен сад, или в изобретательности, которую обнаруживает каждый человек, который чинит какой-нибудь сломавшийся прибор.

Перечисленные выше аспекты нашей схожести с Богом — это аспекты, в которых мы отличаемся от животных абсолютно, а не просто отчасти. Но есть и другие сферы, в которых мы отличаемся от животных в значительной степе-ни, и они также могут служить примером нашей схожести с Богом.

11) В эмоциональной сфере наше подобие Богу видно в огромном разно-образии эмоций, в их силе и сложности. Конечно, животные проявляют ка-кие-то эмоции (каждый человек, когда-нибудь державший в доме собаку, мо-жет вспомнить очевидные проявления радости, печали, страха наказания, если животное совершило что-то неправильное, злобы, если на «ее» территорию вторгается другое животное, или ласки). Однако в разнообразии эмоций, ко-торые мы испытываем, мы резко отличаемся от остальной части творения. Например, после бейсбольного матча, в котором участвовал мой сын, я одно-временно могу испытывать грусть от того, что его команда проиграла, радость от того, что мой сын играл хорошо, гордость от того, что он хороший спорт-смен, благодарность Богу за то, что Он даровал мне сына, веселье от песни хвалы, которая весь день звучит в моей голове, и тревогу по поводу того, что мы опаздываем на обед! Очень сомнительно, чтобы животные могли испыты-вать столь сложные эмоции.

4) Социальные аспекты. В дополнение к нашей уникальной способности общаться с Богом (о которой мы говорили выше), в сфере социальных отно-шений существуют и другие аспекты, которые свидетельствуют о нашем подобии Богу.

12) Хотя животные, несомненно, обладают определенным чувством общ-ности, все же глубина межличностной гармонии, которая проявляется у лю-дей в браке и в семье, если они построены в соответствии с божественными принципами, и в церкви, если ее члены пребывают в общении с Господом и друг с другом, гораздо более велика, чем межличностная гармония, которую мы можем наблюдать у животных. В семье и в церкви мы также превосходим ангелов, которые не вступают в брак, не рождают детей и не живут совместно с возрожденными в Боге сыновьями и дочерями.

13) В самом браке мы отражаем природу Бога тем фактом, что, какмужчи-ный женщины, мы обладаем равной степенью значимости, но различными ро-лями, которые установлены с того времени, как Бог сотворил нас (см. гл. 21).

14) Человек также подобен Богу в своем отношении к прочему творению. Человеку дано право властвовать над творением, а когда возвратится Христос — даже участвовать в суде над ангелами (1 Кор. 6:3; Быт. 1:26,28; Пс. 8:6—8).

5) Физические аспекты. Заключена ли в наших человеческих телах хотя бы какая-то часть богоподобия? Нам не следует думать, что наличие у нас физических тел подразумевает, что и Бог обладает телом; ведь «Бог есть дух» (Ин. 4:24), и мыслить о Нем или изображать Его в материальном или физи-ческом теле — грех (см.: Исх. 20:4; Пс. 115:3—8; Рим. 1:23)14. Но существуют ли такие черты, в которых наши физические тела отражают часть свойств Бога и тем самым показывают, что значит быть сотворенным по образу Божьему? В определенном смысле это, безусловно, так. Например, наши физические тела дают нам способность видеть с помощью глаз. Это качество богоподобно, так как Сам Бог видит, и видит гораздо дальше, чем мы, хотя зрение Бога не свя-зано с физическими глазами, подобными нашим. Наши уши дают нам спо-собность слышать, и это качество богоподобно, хотя у Бога нет физических ушей. Наши уста дают нам способность говорить, в отражение того факта, что Бог есть Бог говорящий. Наши чувства вкуса, осязания и обоняния дают нам способность понимать Божье творение и наслаждаться им, и это являет-ся отражением того факта, что Бог понимает Свое творение и наслаждается им, хотя и иным, великим образом.

Наши рекомендации