Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн
О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…»
(Ин. 6, 53-54)
Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть
а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56);
б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);
в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение:
«Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем»
(1 Кор. 11, 29).
Таинство покаяния
«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» [].
Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал:
«что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»
(Мф. 18, 18).
По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав:
«приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»
(Ин. 20, 22—23).
От приступающих к таинству покаяния требуется:
а) вера во Христа, ибо
«…всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его»
(Деян. 10, 43).
б) сокрушение о грехах, потому что
«печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению»
(2 Кор. 7, 10).
в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как
«беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив»
(Иезек. 33, 19).
Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва [].
Таинство священства
«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» [].
Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века»
(Мф. 28, 19-20).
Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Это тройственное служение — учительства, священнодействия и управления — имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы
«пасти Церковь»
(Деян. 20, 28).
Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь
«поставил одних Апостолами, … иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…»
(Еф. 4, 11 — 12).
Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:
«Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас…»
(Ин. 15, 16).
«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон»
(Еф. 5, 4).
Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»
(1 Тим. 4, 14).
«…напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение»
(2 Тим. 1, 6).
В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.
«Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные» [].
Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.
Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал:
«Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви» [].
Таинство брака
«Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» [].
О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел:
«…оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…»
(Еф. 5, 31—32)
В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь
«одной плотью»
(Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача» []. Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.
Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования [].
«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное» [].
Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:
«…не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит»
(Мф. 19, 11-12).
При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу:
«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене»
(1 Кор. 7, 32—33).
Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина []. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.
Елеосвящение
«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [].
Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа,
«многих больных мазали маслом и исцеляли»
(Мк. 6, 13).
Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории:
«Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»
(Иак. 5, 14-15).
В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть
«восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, — восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» [].
ГЛАВА XII