Формы ниспослания откровений.

Часть 3. История Корана.

Содержание:

Начало откровений.

Формы ниспослания откровений.

Ниспослание с хранимой скрижали.

Ниспослание Корана пророку ﷺ.

Предъявление Корана.

Собрание Корана при жизни пророка ﷺ.

Составление свитка Абу Бакра.

Размножение экземпляров Корана.

Дальнейшая судьба свитка Абу Бакра.

Рукописи Корана.

Издания Корана.

_____________________________________________

Начало откровений.

Пророческая миссия Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), началась, когда ему уже исполнилось сорок лет. Период пророчества продолжался в течение последующих двадцати трех лет вплоть до его смерти. Первые тринадцать лет он провел в Мекке, а последующие десять лет – в Медине.

Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, занимаясь там благочестивыми делами, что выражалось в поклонении Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые припасы, а потом возвращался к Хадидже и снова брал все, что ему было нужно, для очередного уединения. Наконец, когда он находился в пещере Хира, ему открылась истина. К нему явился ангел и сказал: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать!» Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывал: «Тогда он схватил меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не умею читать!» Тогда он во второй раз сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворилвсе сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный».Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сердце которого трепетало от страха, вернулся к Хадидже бинт Хувейлид и сказал: «Укройте меня! Укройте меня!» Его укрыли, а когда прошел его страх, он рассказал ей обо всем и сказал: «Я боюсь за себя!» Хадиджа сказала: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь переносить тяготы судьбы!» После этого Хадиджа вышла вместе с ним из дома и привела его к своему двоюродному брату Вараке б. Науфалю б. Асаду б. Абд аль-Уззе, который во времена невежества принял христианство и, пользуясь письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. Он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О племянник, что ты видишь?» Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил ему о том, что он видел. Тогда Варака сказал: «Это – хранитель тайн (Намус), которого Аллах отправил к Мусе! О, если бы я был молод и дожил до того времени, когда твой народ прогонит тебя!» Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «А разве они прогонят меня?» Варака ответил: «Да, ибо, когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принес ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до того дня, то буду помогать тебе, как только смогу!» Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 29-30.

Из этого хадиса следует, что самые первые откровения пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), получал во сне.

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Сновидения верующего равняются одной сорок шестой части пророчества». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и ат-Тирмизи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 23.

На эту тему существует много похожих хадисов, в которых сообщается, что благое сновидение или сновидение верующего равняется одной двадцать шестой, или одной сороковой, или одной сорок пятой, или одной сорок девятой, или одной пятидесятой, или одной семидесятой частью пророчества. Кадий Ийад сообщил, что ат-Табари считал, что эти различия определяются различиями между состояниями людей, которые видят сновидения. Сновидение праведного верующего оказывается одной сорок шестой частью пророчества, а у нечестивого – одной семидесятой. Согласно другому толкованию, неясное сновидение является одной семидесятой частью, а отчетливое – одной сорок шестой. По словам аль-Хаттаби, некоторые богословы считали, что благое сновидение является одной сорок шестой частью пророчества, потому что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), пророчествовал в Мекке тринадцать лет, в Медине – десять лет, и видел откровения во сне в течение шести месяцев, которые предшествовали пророчеству. Некоторые богословы считали это объяснение слабым, поскольку нет достоверных сообщений о продолжительности правдивых сновидений до начала пророчества. Аль-Мазари сказал: «Возможно, под этим подразумевается, что сновидение является вестью о сокровенном, и это – всего лишь один из плодов пророчества. Оно не определяет пророчество, ибо если Всевышний Аллах отправил пророка для того, чтобы тот издавал законы и разъяснял предписания, то этот пророк может и ничего не сообщать о сокровенном, и это нисколько не умалит его пророчества и не повлияет на его суть. Благое сновидение – всего лишь часть пророчества и весть о сокровенном. Но если оно является, то обязательно оказывается правдивым». Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 8, стр. 27.

Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), видел во сне правдивые видения и после начала пророческой миссии. Первое кораническое откровение он получил в месяце рамадан посредством ангела Джибрила. Это были первые пять аятов суры «аль-Алак». После этого ниспослание откровений временно прекратилось.

Ибн Хаджар писал: «Ахмад б. Ханбал в «ат-Тарихе» передал слова аш-Шааби о том, что ниспослание откровений прекратилось на три года. То же самое утверждал Ибн Исхак. Аль-Бейхаки сообщил, что благие сновидения продолжались в течение шести месяцев. Из этого следует, что пророческие сновидения у посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), начались в рабиуль-аввале – в том месяце, когда он родился. Это произошло после того, как ему исполнилось сорок лет. А ниспослание ему откровений наяву началось в рамадане. Однако прекращение откровений на три года между ниспосланием суры «аль-Аляк» и суры «аль-Муддассир» не означает, что Джибрил вообще не являлся к нему. Это означает лишь то, что было прекращено ниспослание Корана». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 37.

В течение последующих двадцати лет ангел Джибрил непрерывно передавал пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), коранические откровения: десять лет – в Мекке и десять лет – в Медине. Согласно наиболее распространенному мнению, коранические аяты и суры, ниспосланные в Мекке, называются мекканскими, а откровения, ниспосланные в Медине, называются мединскими. К последним относятся и откровения, ниспосланные за пределами Медины, например, во время военных походов и поездок.

Формы ниспослания откровений.

Мусульманские богословы, опираясь на достоверные предания о жизни посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), отмечали, что божественное откровение ниспосылалось ему в разных формах. Как уже было отмечено в предыдущей главе, самой ранней формой ниспослания откровения были благочестивые или правдивые сновидения, которые приходили подобно утренней заре. Они начались еще до начала пророчества и продолжались на протяжении всей жизни посланника, (да благословит его Аллах и приветствует).

Второй формой ниспослания откровений было внушение. Ангел внушал его пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и оно доходило до его разума и сердца. В хадисе Абу Умамы сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Святой дух внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с молитвами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». [Этот хадис передал Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа», и цепочка его рассказчиков достоверна благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 77].

Третьей формой было явление ангела в образе человека, и свидетелями такого ниспослания откровений иногда становились сподвижники. Подтверждением этого является известный хадис Умара б. аль-Хаттаба о том, как ангел Джибрил предстал перед пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), в образе опрятного мужчины с жгучими черными волосами, в совершенно белой одежде, и расспросил его об исламе, о вере и о добродетели. В хадисе сообщается, что после его ухода пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Это Джибрил явился к вам, чтобы научить вас вашей религии». Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 177-179.

А в хадисе, переданном ан-Насаи, упоминается о том, что Джибрил приходил к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), в образе Дихьи аль-Кальби. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 78.

Четвертой формой было появление ангела, сопровождавшееся звуком, напоминавшим звук колокола. Передают, что Аиша рассказывала, что аль-Харис б. Хишам спросил: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Аиша сказала: «Я видела, как откровение нисходило к нему в очень холодный день, и когда оно покидало его, его лоб был покрыт потом». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 24.

А в «аль-Муснаде» имама Ахмада приводится хадис от Абдуллаха б. Умара: «Я спросил пророка, (да благословит его Аллах и приветствует): «Чувствуешь ли ты откровение?» Он ответил: «Я слышу звон и тут же замолкаю. И еще не было случая, когда приходило откровение, чтобы мне не казалось, что душа отлетает». Аль-Хаттаби говорил: «Имеется в виду, что сначала он слышал звук, но не разбирал то, что слышал, а потом уже понимал услышанное». Говорили также, что это звук крыльев ангела. Назначение же этого предшествовавшего звука было в том, что откровение поражало слух, и в нем ни для чего другого не оставалось места. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 169.

Эта форма была наиболее тяжкой для пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что ангел крепко сжимал его, в результате чего его лоб покрывался испариной даже в самые холодные дни, а его верблюдица садилась на колени, если он сидел верхом. Имам Ахмад передал слова Аиши: «Когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), получал откровение, сидя верхом на верблюдице, она садилась на колени и не могла шевельнуться». [Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и он подтверждается другими хадисами Абдуллаха б. Амра и Асмы бт. Йазид, также переданными Ахмадом. См. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 78].

Однажды, когда пришло такое откровение, нога пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), касалась ноги Зейда б. Сабита, и она стала такой тяжелой, что нога Зейда чуть не сломалась. Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 327.

Пятой формой было явление ангела в том облике, в котором он был сотворен. Подобное случалось с ним дважды, о чем упоминается в Коране: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него(Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха)на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища». Сура «ан-Наджм», аяты 5-15.

Таким образом, пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), видел ангела Джибрила в том облике, в котором он был сотворен, вначале на наивысшем горизонте, а затем у Лотоса крайнего предела. [Согласно наиболее достоверному толкованию, у Лотоса крайнего предела пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел ангела Джибрила. Существует мнение, что он видел Аллаха, однако такое толкование опровергается многими священными текстами. На существование этих двух мнений и указывает короткий комментарий в переводе аятов из суры «ан-Наджм»].

Передают, что Аиша спросила пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), о том, кого он видел на ясном горизонте и во время второго нисхождения. Он сказал: «Это был Джибрил. Я никогда не видел его в том облике, в котором он был сотворен, кроме тех двух раз. Я видел, как он спускался с небес. Он имеет огромное сложение и занимает все пространство между небом и землей». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 8].

Шестой формой было то, как Аллах вменил ему в обязанность совершение пяти обязательных ежедневных намазов. Это произошло путем внушения, без посредничества ангела, когда пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), было позволено подняться выше семи небес. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 79.

Седьмой формой была беседа с Аллахом из-за завесы без посредников. Из коранических текстов известно, что таким образом Аллах беседовал с пророком Мусой. О том же, что это случилось и с пророком Мухаммадом, (да благословит его Аллах и приветствует), свидетельствует известный хадис о ночном путешествии в Иерусалим и вознесении на небеса. [Хадисы о ночном путешествии в Иерусалим и вознесении на небеса переданы со слов целого ряда сподвижников, в том числе Анаса б. Малика, Малика б. Саасаа, Абу Зарра аль-Гифари, Убеййа б. Кааба аль-Ансари, Бурейды б. аль-Хусайба аль-Ансари, Джабира б. Абдуллаха, Хузейфы б. аль-Йамана, Абу Саида аль-Худри, Шаддада б. Ауса, Абдуллаха б. Аббаса, Абдуллаха б. Масуда, Умара б. аль-Хаттаба, Абу Хурейры, Аиши бт. Абу Бакр, Умм Хани бт. Абу Талиб. См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 3, стр. 5-34].

Некоторые богословы упоминали и о восьмой форме ниспослания откровения, утверждая, что Аллах разговаривал с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), без какой-либо преграды или завесы между ними. Это мнение опирается на толкование аятов из суры «ан-Наджм», согласно которому пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), во время вознесения на небеса увидел Всевышнего и Всеблагого Господа воочию. Разногласия по этому поводу существовали как между ранними, так и между поздними комментаторами, хотя сподвижники практически единодушно разделяли точку зрению Аиши. По свидетельству Усмана б. Саида ад-Дарими, сподвижники были единодушны в том, что в этих аятах речь идет об ангеле Джибриле. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 79.

Это мнение подтверждается и кораническими аятами о невозможности лицезреть Аллаха в этом мире. Всевышний сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый». Сура «аш-Шура», аят 51.

Увидеть Аллаха воочию верующие рабы сумеют только в будущей жизни, что подтверждается текстами Корана и Сунны, и в этом состоит твердое убеждение приверженцев Сунны и единой общины. Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». Сура «аль-Кийама», аяты 22-23.

Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Воистину, таким же образом вы увидите своего Господа». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 22.

Наши рекомендации