Девятый вид поклонения – аль-инаба.
Ибн Кайим в своей книге «аль-Кауаит»: «Инаба – это возвращение человека к Аллаху языком, телом и сердцем. Основа инаба – это уединение сердцем в любви и возвеличевании Аллаха, подобно тому, как мы уединяемся телом в мечети для поклонения одному лишь Аллаху, искренне и в соответствии Сунне Пророка, салаллаху алейхи уасалям».
Аллах говорит в суре «Анбийа» (52) передавая слова Ибрагима, алейхи уасалят уасалям: «Вот он сказал своему отцу и народу: «Что это за изваяния, которым вы предаетесь? (акифун – итикаф - уединение)»». Если человек не уединяет свое сердце и тело в поклонении Аллаху, то он делает это уединение (инаба) идолам.
Пророк, салаллаху алейхи уасалям, называет того, кто уединяется в отношении кого-то или чего-то рабом (Бухари): «Да будет несчастен и погублен раб динара и дирхама».
Ибн Кайим в своей книге «мадаридж саликин» говорит: «Инаба включает в себе 4-е вещи: любовь (махабба), покорность телом (аль-хузу), посвящение себя Аллаху (аль-икбаль алейхи), отворачивание от идолов так чтобы был виден затылок (аль-иград амма сиваху)».
Такой великий вид поклонения как инаба был присущ всем посланникам Аллаха, был их манхаджем. Как сказал Аллах о нашем пророке, салаллаху алейхи уасалям, в суре «аш-Шура» (10): «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом. Скажи: «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю (тауаккальту) только на Него и к Нему обращаюсь (униб)»».Также об Ибрагиме, алейхи уасалят уасалям, Аллах говорит в суре «Худ» (75): «Воистину Ибрагим был выдержанным, смиренным и кающимся (более точно будет обратившимся, Инна Ибрагима ляхалимун Аллахумуниб)». Также о пророке Дауде, алейхи уасалят уасалям, Аллах сказал в суре «Сад» (24): «…Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся (Перевод Кулиева неверен, здесь стоит слово - больше чем раскаялся, муниб –обратился к Господу)» и о пророке Сулеймане, алейхи уасалят уасалям, в суре «Сад» (34): «…Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело, после чего он раскаялся (снова не верный перевод Кулиева, муниб)». Также о пророке Шухейбе, алейхи уасалят уасалям, в суре «Худ» (88):«…Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь».
Польза такого вида поклонения как инаба.
1 –ая польза. Такой вид поклонения как инаба становится причиной спасения раба от наказания Аллаха. Как приходит в суре «аз-Зумар» (54):«Обратитесь к вашему Господу (анибу иля Рабикун – предаться Аллаху сердцем с раскаянием, возвратиться) и покоритесь Ему (аслимуллях – предаться Аллаху телом) до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь».
2-ая польза. Также инаба становится причной вхождения человека в Рай! Как говорит Аллах в суре «Каф» (31-33): «А Рай приблизится к богобоязненным и окажется неподалеку. Вот то, что обещано вам для каждого, обращающегося к Аллаху и помнящего(помнящего свои грехи и предписания религии или соблюдающего предписания религиии), который боялся Милостивого, не видя Его воочию, и явился с обращающимся сердцем».
Ибн Кайим в своей книге «мадаридж саликин»: «Тауаккуль – это половина религии! Вторая половина – это инаба! Потому что религия – это истихана (просьба о помощи) и гибада (поклонение). Просьба о помощи – это и есть тауаккуль. А гибада – это есть инаба».
Ибн Кайим в своей книге «мадаридж саликин» продолжает: «Инаба стоит выше такого поклонения как тауаккуль. Тауаккуль является средством достижения степени инаба».
Ибн Теймия в своей книге «маджмухуль фатауа» говорит: «Аллах создал своего раба для поклонения. Исправление, совершенство, сладость и радость поклонения раб находит в инаба. И по причине высокой степени и огромной важности этого поклонения шайтан постоянно борется с человеком, чтобы лишить его этого поклонения, приходя к нему с искушениями, в тот момент когда человеку сильно хочется обратиться к Аллаху, посвятить себя поклонению. Это желание вернуться или обратиться к Создателю выходит из фитры человека – всегда быть со своим Господом!».
3-я польза. Аллах говорит в суре «Каф» (6-8): «Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин. Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху (муниб)». Отсюда мы берем еще одно качество совершаюших инаба – это способность понимать знамения Аллаха и размышлять над ними.
Необходимо сказать, что шейх ат-Тамими не приводит в своей книге такой вид поклонения как тауба, а сразу переходит к инаба, потому что тауба входит в такое поклонение как инаба!
Тауба имеет 8 условий:
1. ислам (принять ислам). Человек должен быть мусульманином. Как говорит Аллах в суре «Ниса»: «Тауба не примается у человека, смерть которого приблизилась, и у неверующего».
2. ихлас (ради Аллаха). Тауба человека должна быть ради Аллаха. Не принимается тауба, если человек оставляет тот или иной грех ради своего здоровья или из-за страха перед камим-то творением Аллаха. Как говорит Аллах: «Кто совершает деяние, приобщая Мне сотоварищей, такое его деяние не будут принято».
3. немедленное оставление греха (пример: нельзя сделать тауба в распространении алкоголя, а после этого дораспродать алкоголь). Аллах говорит: «Прекратите свои грехи».
4. необходимо признать свой грех. Как передает Айша, радыйаллаху анха, слова Пророка, салаллаху алейхи уасалям: «Кто признает свой грех и покается, Аллах примет его тауба».
Ибн Кайим: «Не получит человек полного и совершенного наставления на прямой путь, пока не признает свои грехи и не покается перед Аллахом».
5. сожалеть о грехе (нельзя позже вспоминать о грехе как о хорошем прошлом). Как приходит в одном хадисе: «Если человек сожалеет о грехе – это есть тауба».
6. ненавидеть грех, в котором раскаиваешься. Хасан аль Басри: «Истинная тауба заставляет ненавидеть грехи, совершенные в период невежества».
7. восстановить права (если этот грех навлек материальный или моральный ущерб кому-либо) любого человека: верующего или неверного. Если их нет в живых – то вернуть их права наследникам. Если нет и наследников – то раздать садакка от имени этого человека. Хадис от Абдулла ибн Унайс (Бухари, Абу Дауд, имам Ахмад): «Однажды Пророк, салаллаху алейхи уасалям, обратился к сахабам: «В Судный День вы воскресните без одежды и обуви, не обрезанными, как только что родившиеся. Клянусь, обитатели Ада не войдут в Ад, пока не отомстят обитателям Рая (кяфиры будут требовать свои права у мусульман, и это право обеспечивает всем людям Справедливый Аллах). Тогда сахабы удивленно спросят: «Но как мы сможем вернуть им долги, если у нас не будет ни карманов, ни денег?» Тогда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, отвечал им: «В Тот День торговля будет вестись наградами и грехами. Награду Аллаха, которая будет дороже всего этого мира, человек будет вынужден отдать в счет долгов этого дуния. А когда награды Аллаха закончатся, на него взвалят грехи того, кому он остался должен в этой жизни»». Поэтому разумный человек должен успеть восстановить чужие права в этой жизни, сохранив награды Аллаха для себя. Особенное внимание к этому хадису должны проявить такие заблудшие течения как такфириты, которые считают дозволенным для себя честь и имущество неверующего человека, тем самым, взваливая на себя неподьемное бремя долгов перед неверующим человеком, которые, как говорил один ученый, могут сломать спину, идущему по мосту через Ад.
8.успеть вовремя (до предсмертной агонии и до восхода солнца с запада).
Инаба – включает в себя тауба и многие другие виды поклонения – любовь, покорность, таухид, уклонение от ширка. Инаба – это обращение или возвращение к Аллаху лицом, телом и сердцем, т.е. посвящение своей жизни поклонению Аллаху после совершения тауба со всеми условиями.
Пример: после совершения тауба в каких то грехах, человек начинает поклоняться Аллаху: исполняет все столпы ислама, требует знания об Аллахе, изучает таухид, призывает к ободбряемому и остерегает от порицаемого. Вот это и есть инаба!
Урок 20.