Возношение освященных Даров
После пения всей Церковью молитвы «Отче наш», в молитве главопреклонения (во время пения хором ответа «Тебе, Господи»), священник благодарит Бога за то, что Он создал неизмеримой силой мир и привел все из небытия в бытие, просит, чтобы Господь обратил Свой взор с Неба на приклонивших главы, и подал каждому по его потребности.
После возгласа «Благодатию и щедротами…», во время пения хором «Аминь» (почему и нужно это «Аминь» спеть как можно протяжнее) священник читает молитву, в которой просит, чтобы Сам Христос пришел, освятил и преподал нам Свою Кровь и Плоть: «Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш… и прииди во еже освятити нас… и сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твоеи честную Кровь…».
После этих слов и возгласа диакона «Вонмем!» священник возносит над престолом освященный Агнец и восклицает: «Святая святым!» [23], на что певцы от лица народа в осознании своего недостоинства и исповедания Того, Кто Один истинно Свят, отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь».
«Священник возглашает, — пишет Николай Кавасила, — “Святая святым!”, как бы говоря: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, a тот, кто свят». Очевидно, что под святыми здесь подразумеваются не только совершенные, но и те, кто только встал на путь добродетели. Всем Господь в причастии дает освящение, силу к борьбе с грехом, и приумножению своих талантов.
Апостол Павел сказал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор.11:28). К такому испытанию себя здесь священник увещает всякого словами «Святая святым».
Св. Герман так объясняет эти слова: «Иерей восклицает во всеуслышание: я человек вам подобострастный и не знаю дел каждого из вас; смотрите сами и будьте святы, ибо Христос, Которого вы будете причащаться, есть Бог святый и во святых почивающий». И еще: «Святая святым», т.е. Бог подает святая непамятозлобным и чистым сердцем. Святые, — говорит он, — т.е. очищенные от совести лукавой и имеющие правую веру во святые дары».
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если кто не свят, да не приступает; не просто сказал (апостол) чист от грехов, но свят. Святым кого-либо делает не освобождение только от грехов, но наитие Духа и богатство благих дел».
Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Святая суть предлежащие дары, приявшие наитие Св. Духа; святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Ибо святая приличны святым».
Св. Симеон Солунский говорит: «Диакон восклицает «Вонмем», дабы указать нам тайну; священник прибавляет: «Святая святым», показывая, что распявшийся свят, и что потому и причащающиеся Его должны быть святы».
Св. Симеон Солунский: «На слова «Святая святым» ответ «Един Свят…» возвещает, во-первых, святость Божию и что от Него подается освящение освящаемым, и во-вторых, — признание нашего смирения; кто будет, говорят, чист из нас или кто свят? Свят только один Христос, Который по человеколюбию освятит и нас».
Преломление Святого Хлеба. (после «Един свят»)
После возношения Святого Агнца, священник преломляет Святой Хлеб (Деян. 2:46), произнося слова: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй».
Β этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце – непостижимая умом тайна целостности Тела Христова (раздробляемого и неразделяемого), вечного, неизменного, в каждой частице содержащего всю полноту Таинства. «Этими словами, — пишет архим. Киприан (Керн), — показывается, что несмотря на разделяемость, необходимую для причащения многих, Агнец остается неповрежденным и неделимым. Это непостигаемое для ума свойство евхаристического Жертвоприношения позволяет совершать ежедневно Литургию на многих престолах по всей вселенной, и Тело Христово остается неповрежденным и неиждиваемым. Это неиссякаемый источник вечной жизни. При этом в причастии подается верующим не какая-то часть Тела Христова, a всецелая Его телесность, и мы причащаемсяне части Его пречистого Тела, a именно этой телесности. Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, a Телу, прославленному и вознесенному на небо, т.е. не ограниченному какими-то размерами и местом, a пребывающему в полноте прославленного и преображенного человечества. Весь Христос в интегральности Своего прославленного Тела преподается в наименьшей частице евхаристических Даров всем верующим»[24].
Священник преломляет Агнец на четыре части. Одна часть освященного хлеба, опускается в Чашу и туда добавляется теплота, т. е. горячая вода, что символизирует жизнь воскресшего Господа, Чьи Тело и Душа объединяются и исполняются Святого Духа в прославленной жизни Царства Божиего.
Причастны
Во время причащения священнослужителей в алтаре хор поет особое песнопение, называемое “запричастный стих”, или «киноник». Киноник, как правило, связан по смыслу с читавшимися за богослужением Апостолом и Евангелием. В нем кратко говорится о празднуемом событии. В воскресный день Церковь воспевает славословие Воскресшему Спасителю мира: «Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних» (Пс. 148: 1). После запричастного стиха хор может исполнить какое-либо соответствующее празднику произведение.
Причащение является целью Таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается ради причащения священнослужителей и мирян. В этом осуществление и исполнение евхаристичности Церкви. Причащение же есть соединение с Телом Церкви. Церковь есть Тело Христово (Кол. 1: 24), и нельзя считать себя христианином, то есть принадлежащим Христу, Его Церкви и не причащаться Христовых Тайн. Верующие соединяются в Евхаристии со своим Главой — Христом в одно Тело — Святую Церковь. И как Он, Глава Церкви, Свят, так свято и Тело Его — Церковь, и оно освящает всех членов Тела. В древней христианской Церкви считалось, что кто не был без уважительной причины за Евхаристией и не причащался три воскресных дня подряд, тот сам себя отлучил от Тела Церкви. В настоящее время сроки причащения устанавливаются для каждого христианина индивидуально, по совету духовника. Участие в евхаристической жизни Церкви есть жизненное исповедание своей связи и единства с Церковью. Святая Церковь от каждого своего члена требует не только веры, но и действительной духовной жизни во Христе, главный признак которой — участие в Божественной Евхаристии, ибо Кровь Иисуса Христа «очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7), который «царствовал в смертном теле нашем» (Рим. 6: 12). Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Причастие, будучи Светом, не может оставаться незамеченным. Если же чувство встречи с Богом еще не пришло, то нужно позаботиться о покаянии, очищении греховного, огрубевшего от пороков сердца, по слову Христову: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Освящение, просвещение и обожение христианин получает тогда, когда приступает к Святому Причащению с надлежащим духовным расположением — с сознанием святости и величия Таинства, с желанием в нем участвовать, с осознанием собственного недостоинства, с благоговением, благодарностью Богу за спасение, совершенное Им во Христе Иисусе, и за приобщение к преподаваемой Святыне.
Перед «Благословен Грядый»
После причащения священнослужителей открываются Царские врата. Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет, возвещая о явлении Господа, «Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь, и явися нам», священнослужители в это время выносят из алтаря Святую Чашу.
Перед причастием верные, повторяя за священником слова молитвы, исповедуют веру в Таинство и Божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюсь убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела».
Слова «Вечери Твоея тайныя днесь,Сыне Божий, причастника мя прими», подчеркивают, что за Божественной Литургией происходит не символическое, но реальное отождествлениетого, что ныне (днесь), мы таинственным образом собраны в том же Царстве, за той же трапезой, которую тогда, в ту ночь совершил Господь Иисус Христос с теми, кого Он «до конца возлюбил». И это есть воистину дивно и неудобообъяснимо.
Во время причащения мирян хор поет стих: «Тело Христово примите, источника безсмертнаго вкусите. Аллилуия». Св.Иоанн Дамаскин говорит: «А потому да приступаем со всяким страхом, с чистою совестью и несомненной верой, и будет нам все, если мы веруем, ни в чем не сомневаясь. Почтим Его, т.е. Тело Христово, всякою чистотою душевною и телесною». Не имеющим же твердой веры и чистой совести св.Иоанн Златоуст (в беседе 56, на Первое Послание к коринфянам) внушает страх следующим образом: «Если ты не веруешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, Кто здесь, и ужаснися. Иной, видя один только престол царский, вострепещет душею, ожидая выхода царского. Ужаснись же прежде и ты, востань, и, увидев отверзтые завесы и лик ангельский, взойдешь на самое небо. Но этого не знает, кто не навык Тайнам»[25].
Христиане, очистившие свою совесть на исповеди, подходят к Святой Чаше, чтобы соединиться со Христом. У самой Чаши уже не крестятся, внятно называют свое имя и, открыв уста, принимают Святые Тайны. После принятия Святыни нужно поцеловать нижний край Чаши, как прободенное ребро Христово (Ин. 19: 34). Отходя от чаши, причастники запивают Святое Причастие вином с теплой водой и заедают его хлебом.