Хадис 226-227. Положение относительно сутры перед молящимся.
Передают со слов ‘Аиши, что во время похода на Табук у Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о сутре, которую молящийся должен класть перед собой. Он ответил: «Нечто наподобие спинки седла». Этот хадис передал Муслим.
Передают со слов Сабры ибн Ма‘бады аль-Джухани, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, огородится спереди хотя бы стрелой». Этот хадис передал аль-Хаким.
Комментарий:
Эти хадисы указывает на то, что желательно совершать намаз, предварительно поставив перед собой сутру. Это может быть любая вещь, подобная спинке седла, то есть достигающая две трети локтя в высоту. В то же время толщина сутры может быть невелика, поскольку в этом качестве можно использовать даже посох или стрелу. По мнению ученых, мудрость этого предписания заключается в том, что сутра помогает молящемуся потуплять взор и не отвлекаться на то, что происходит позади нее. Помимо этого, она останавливает людей, которые могут пройти непосредственно перед молящимся.
Отгораживаться спереди нужно еще и потому, что во время намаза человек обращается лицом к милости Аллаха, что подтверждается достоверным хадисом. Если перед молящимся есть сутра, то милость Аллаха смотрит ему в лицо с близи, и если кто-нибудь пройдет позади нее, то не отрежет молящегося от милости Аллаха и не навредит его молитве. Если же сутры нет, то милость Аллаха смотрит на него издалека или даже с линии горизонта. В этом случае, если кто-нибудь пройдет непосредственно перед молящимся, то он окажется отрезанным от милости Аллаха, а его вознаграждение уменьшится. Если же человек пройдет на значительном расстоянии от молящегося, перед которым нет сутры, то он не совершит греха и не уменьшит его награду. Что касается молящихся позади имама, то их сутрой является имам, даже если перед ним нет сутры, потому что милость Аллаха смотрит на них оттуда, где стоит имам.
Из хадиса ‘Аиши также следует, что начертить линию для того, чтобы огородить себя во время намаза спереди, недостаточно. Тем не менее, в хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и Ибн Маджой, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть каждый из вас, совершая намаз, положит что-нибудь перед собой. Если он не найдет ничего подходящего, то пусть воткнет в землю трость. А если он не найдет трости, то пусть начертит линию, и тогда ему не причинит вреда тот, кто пройдет перед ним». Этот хадис является слабым и запутанным, хотя имам Ахмад считал нужным придерживаться его и полагал, что начертить линию достаточно. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, с. 220.
Следует знать, что молящийся должен стоять в непосредственной близости от сутры. Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Сахля ибн Абу Хасмы, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершает намаз перед сутрой, то пусть приблизится к ней, и тогда сатана не прервет его намаз». См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (650).
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са‘да: «Между местом моления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и стеной было расстояние, достаточное для того, чтобы там прошла овца»
Ахмад и ан-Насаи передали со слов Билала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз внутри Каабы, стоя приблизительно в трех локтях от ее стены. Похожий хадис передал аль-Бухари со слов Ибн ‘Умара.
Ад-Давуди считал, что минимальное расстояние до сутры должно быть достаточно для того, чтобы там прошла овца, а максимальное не должно превышать трех локтей. Ибн Раслан полагал, что во время стояния расстояние до сутры может достигать трех локтей, а во время земного поклона уменьшаться настолько, что между молящимся и сутрой сможет пройти только одна овца.
Аль-Багави сказал: «Богословы считают, что желательно становится близко к сутре, чтобы между ней и молящимся оставалось только расстояние, необходимое для совершения земного поклона. То же самое относится к расстоянию между рядами молящихся». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 6-7.