Тот или другой вид суточных служб
Вечерня
Вечерня бывает малая, вседневная и великая.
1. Малая вечерня совершается накануне праздничных и воскресных дней пред всенощным бдением, начинающимся великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни.
2. Вседневная вечерня совершается на те дни, в которые нет празднования с полиелеем или бдением. На праздники с полиелеем или бдением совершается вседневная вечерня только тогда, когда эти праздники случатся в седмичные дни Великого поста и когда праздники с полиелеем, сверх того, случатся в седмичные дни сырной недели (Типикон, 24 февраля, 9 марта, 30 января, Храмовые гл. 35, 36).
3. Великая вечерня совершается или отдельно (т.е. не на всенощном бдении), или в соединении с утреней (т.е. на бдении), или, наконец, в соединении с литургиею.
А. Отдельно великая вечерня совершается: 1) на праздники: а) на праздники с полиелеем, если он случится от недели апостола Фомы до недели мясопустной (на сырной же седмице и в дни святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня); б) на воскресные и другие дни, на которые положено бдение, но по какому-либо случаю не бывает (Типикон, гл. 7); в) на Преполовение и на 1 и 13 сентября, хотя на утрени в эти дни и не положено полиелея; 2) в самые праздники (а не накануне): а) в первый день Пасхи, во все дни Пасхальной седмицы и в неделю (воскресенье) апостола Фомы; б) в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы (тотчас после литургии) и Воздвижения; в) в навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления, когда они (т.е. навечерия) случатся в субботу или воскресенье; г) в Великий Пяток, когда в этот день нет праздника Благовещения.
Б. В соединении с утреней (т.е. на бдении) великая вечерня совершается на все праздники с бдением, исключая те дни, на которые положено начинать всенощное бдение великим повечерием.
В. Великая вечерня совершается в соединении с литургиею: 1) Василия Великого – в Великие четверг и субботу и в навечерия (сочельник) Рождества Христова и Богоявления, если навечерия эти не придутся в субботу или воскресенье; 2) Иоанна Златоуста – в Благовещение, когда оно случится в седмичные дни Великого поста и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы; 3) Преждеосвященных Даров – всегда, когда совершается эта литургия.
Повечерие
Повечерие бывает великое и малое.
Великое повечерие совершается или отдельно от утрени или в соединении с утренею (т.е. на всенощном бдении).
А. Отдельно от утрени великое повечерие совершается на дни Великого поста и притом такие, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, – именно: 1) на среду и пяток сырные, если не случится в эти дни праздник Сретения или храмовой (Типикон, 2 февраля, Храмовые гл. 28); 2) на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу Великого поста, исключая на 5-й седмице дня чтения великого канона и дня чтения акафиста; 3) на вторник и среду Страстной седмицы.
Б. В соединении с утренею великое повечерие совершается: 1) на Рождество Христово и Богоявление, в какой бы день они не случились; 2) на храмовые праздники, если они придутся в субботу 1-й седмицы и во вторник—субботу 2—6-й седмиц Великого поста (Типикон, Храмовые гл. 32, 35); 3) на Благовещение, если оно случится в те дни Великого поста, на которые положено совершать великое повечерие, и если случится также во вторник, среду и четверг Страстной седмицы (Типикон, 25 и 26 марта).
Малое повечерие совершается во все дни не в посту, а в посту тогда, когда не положено великого повечерия.
Иногда малое повечерие указано читать в келий (см. Типикон, среда и пятница 5-й седмицы Великого поста).
Полунощница
Полунощница бывает вседневная, субботняя и. воскресная. Они совершаются, – та или другая, смотря по дню седмицы, – на праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти дни совершаемо всенощного бдения, которое уже исключает полунощницу (Типикон, гл. 2, гл. 7, последование Великой Среды вечера).
Утреня
Утреня бывает: а) будничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная со славословием, на которой великое славословие поется и оканчивается песнею: «Святый Боже...»; в) праздничная не только со славословием, но и с полиелеем (на всенощном бдении утреня всегда, совершается с полиелеем); г) утреня Пасхальная. Утреня совершается всегда; отдельно – когда нет всенощного бдения, а когда бывает последнее, то соединяется с великою вечернею или великим повечерием.
Часы
Часы – 1-й, 3-й, 6-й и 9-й бывают: 1) вседневные; 2) Великопостные; 3) Царские; 4) Пасхальные.
Пасхальные часы бывают без псалмов и поются во всю Пасхальную седмицу, кончая субботою.
Царские часы (эти часы относятся к службе поста) отправляются трижды в году: пред праздниками Рождества Христова и Богоявления (именно: накануне праздников, если канунами не будут суббота или воскресенье; в последнем случае часы совершаются в пятницу, и тогда в этот день, т.е. в пятницу, литургии не бывает, в канун же, т.е. в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а потом отдельно в свое время вечерня) и в Великую Пятницу. Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин изобразительных.
Часы Великопостные совершаются в таком порядке: 1-й соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й отправляются вместе, за ними бывает чин изобразительных и затем вечерня, а в некоторые дни далее и литургия. Часы Великопостные бывают: 1) в среду и пятницу сырные, если не случатся в эти дни праздники: а) Сретение и б) храмовый (тогда часы 3-й и 6-й – на них три поклона в конце каждого часа – прямо соединяются с литургиею святого Иоанна Златоуста, а вечерня бывает отдельно); 2) во дни святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья; 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Часы вседневные совершаются в остальные дни года и в таком порядке: 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й – пред литургиею, а 9-й – пред вечернею.
Литургия
В Православной Церкви литургия совершается: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров.
Литургия Василия Великого бывает непременно 10 раз в году; именно: в первые пять воскресений Великого поста и в четверг и субботу Страстной седмицы (хотя бы в один из этих дней и случился праздник Благовещения), 1 января – день памяти святого Василия Великого и накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, если канун не случится в субботу или воскресенье; в последнем случае в кануны совершается литургия святого Иоанна Златоуста, а литургия святого Василия Великого переносится на самые праздники.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту, в седмичные дни его, кроме субботы, – именно: 1) в среду и пятницу 1—6 седмиц Великого поста (если не случится Благовещение, в каковой праздник – литургия святого Иоанна Златоуста); 2) в день чтения великого канона на 5-й седмице Великого поста – в четверг или вторник (чтение канона переносится с четверга на вторник тогда, когда в четверг или среду случится Благовещение (литургия святого Иоанна Златоуста) или храмовый праздник (литургия Преждеосвященных Даров); 3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (если не случится Благовещение, когда литургия святого Иоанна Златоуста); 4) иногда в понедельник, вторник и четверг 2—6-й седмиц Великого поста, – именно, когда в эти дни случатся праздники святых с полиелеем (24 февраля и 9 марта) и храмовые (Типикон, Храмовые гл. 34, 35).
На 1-й седмице Великого поста в понедельник-пятницу празднования храму не положено; оно переносится на субботу этой седмицы или же на неделю (воскресение) сырную; также праздник Сретения, если случится в понедельник 1-й седмицы (а в дальнейшие дни не может случаться), переносится на неделю сырную.
Литургии не положено совершать: 1) в среду и пятницу сырные; но если в эти дни случится Сретение или храмовой праздник, то бывает литургия святого Иоанна Златоуста; 2) в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы Великого поста; 3) в понедельник, вторник и четверг 2—6-й седмиц Великого поста; но если случатся в эти дни: святой с полиелеем или храмовой праздник, то – литургия Преждеосвященных Даров; та же литургия совершается на 5-й седмице в день чтения канона святого Андрея Критского (т.е. в четверг или вторник); в праздник же Благовещения – литургия святого Иоанна Златоуста; 4) в Великую Пятницу; но если в этот день случится Благовещение, то совершается литургия святого Иоанна Златоуста; 5) в пятницы пред Рождеством Христовым и Богоявлением, когда канунами этих праздников будут суббота или воскресенье.
В остальные дни года совершается литургия святого Иоанна Златоуста.