Беседы о духовной жизни православного христианина (Практика Православия - аскетика)
ЦИКЛ «ИЗУЧАЕМ ПСАЛТИРЬ»
ТЕМА 2.4 «День с Часословом»
ВОПРОСЫ:1. Часослов в богослужебной практике Церкви. Первый, третий, шестой, девятый часы, их значение и смысл. 2. Разбор текста избранного псалма из Часов на основе толкований святых отцов Церкви. Применение изученного псалма в повседневной жизни.
Часослов - богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных (т.н. обедницы), вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
Сокращенный вариант Часослова иногда называется Часовником.
Часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.
Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В традиции православного богослужения отражен т.н. римский счет «первого», «третьего», «шестого» и «девятого» часа.
Молитвенную основу часов составляют псалмы (по три псалма на каждый час), а также молитвы и песнопения текущего дня – тропари и кондаки.
Первый час(примерно соответствует 7 часам утра): вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы (Мф. 27:2). Включает три псалма: 5, 89, 100.
Третий час(примерно 9 часов утра): вспоминается суд Пилата и мучения Спасителя (Мф. 27:11–30), а также сошествие Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–4). Включает псалмы: 16, 24, 50.
Шестой час(примерно 12 дня, полдень): распятие Спасителя и крестные страдания (Лк. 23:26-38). Все три псалма шестого часа (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.
Девятый час(примерно 15 часов): предсмертные страдания и крестная смерть Христа (Мф. 27:33-54). Включает псалмы 83, 84, 85. Читается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают.
На практике часы соединяются с богослужениями: 9-й час – с Вечерней, 1-й – с Утреней, 3-й и 6-й – с Божественной Литургией.
Существуют также Великопостные Часы (во время Великого Поста), Великие (Царские) Часы (накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники, а также в Великую Пятницу Страстей Господних), Часы Пасхальные.
ПСАЛОМ СОТЫЙ (входит в богослужение Первого часа)
ТЕКСТ НА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ | СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД |
Псалом Давиду | Псалом Давида |
1. Милость и суд воспою Тебе, Господи. | 1. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи. Буду петь. |
2. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. | 2. Буду размышлять о пути непорочном: «когда Ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. |
3. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. | 3. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. |
4. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. | 4. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. |
5. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. | 5. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. |
6. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. | 6. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. |
7. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. | 7. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. |
8. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. | 8. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. |
Краткий разбор текста Псалма 100 (различные варианты перевода)
Стих 1 Милость(Твою) и суд буду петь Тебе, Господи.
«Милость и суд». Ср. «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (кн. Пророка Осии, 12:6)
Благодушное перенесение скорбей. Благодарность Богу не только за милость, но и за нелицеприятный суд, высшую справедливость (ср. Пс. 88:14). «Нелюбовь твердит: «Господи, за что ты меня наказываешь?», а любовь: «Господи, за что ты меня милуешь»(свт. Иоанн Шанхайский)
Спасение находится между страхом и надеждой (прп. Петр Дамаскин)