Открывание окошка и высокое строение.

Если кто-нибудь будет открывать окошко своего дома, выходящее на сторону соседа, или возведёт на своей земле высокое строение, выходящее на сторону соседа и позволяющее видеть его внутренний двор или загораживающее ему солнце, то подобное является недопустимым, особенно в том случае, когда судье очевидно, что это делается с целью нанесения вреда и с дурным умыслом. Аль-Хараити приводит хадис, в котором сообщается, что относительно соседа пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«И пусть человек возводит высокое строение, которое помешает доступу воздуха, только с разрешения (своего соседа)»Такого мнения придерживается имам Ахмад, да помилует его Аллах Всевышний, в чём с ним были согласны и некоторые шафииты.

3 - Тот случай, когда человек обращается со своей собственностью так, что это наносит вред его соседям, например если он что-нибудь трясёт, или стучит или делает нечто подобное или кладёт поблизости что-нибудь издающее отвратительный запах. Подобного допускать нельзя, как считают имамы Малик и Ахмад, да помилует их обоих Аллах Всевышний, тогда как шафииты говорили: "Если подобное причиняет вред имуществу другого то следует этому воспрепятствовать ".

4 - Устранение наносящего вред путём возмещения, если это можно возместить. Так, если человеку принадлежит часть собственности другого, например, комната в доме или если у него общая с кем-нибудь баня и так далее и если использование этой собственности наносит вред другому, то он должен либо отказаться от своих прав, либо согласиться на возмещение, либо получить за это деньги, чтобы исключить нанесение вреда другому человеку. Абу Дауд приводит хадис, в котором со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что ему принадлежали невысокие пальмы, росшие в роще одного человека из числа ансаров, а вместе с этим человеком там находилась и его семья. Что же касается Самуры, то он приходил к cвоим пальмам, доставляя этому человеку неудобства и ставя его в затруднительное положение, и в конце концов тот попросил у него продать эти пальмы ему, но он отказался. Тогда он попросил, чтобы он согласился поменять их на пальмы, находившиеся в другом месте, но Самура отказался и от этого. Тогда этот человек пришёл к пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и обо всём рассказал ему. Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), потребовал от него продать эти пальмы, но он отказался, тогда он потребовал, чтобы Самура согласился на обмен, но он снова отказался. (Наконец пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Подари их ему, а тебе достанется то-то и то-то», - имея в виду то, чего он желал, но он снова отказался, и тогда пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Ты наносишь (ему) вред!», - а этому aнсару посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Ступай и выкорчуй его пальмы!» После того, как этот хадис прочитали в присутствии имама Ахмада, он сказал следующее: "Запретным является всё подобное этому и наносящее вред. Если он согласится, то (дело уладится), а если нет, то его должен принудить к этому правитель, ибо то, что приносит кому-нибудь пользу, не должно наносить вред его брату ".

Подобные меры принуждения следует применить и к тому, кто совместно с другим владеет строением и отказывается от него, если этот отказ нанесёт вред совладельцу. Точно также по требованию одного совладельца необходимо обязывать другого продавать то, что трудно разделить, например, общий автомобиль, как и всё то, что частично использовать невозможно.

Второй вид: здесь речь идёт о случаях создания препятствий другому в использовании своей собственности, что принесет другому человеку вред. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы:

а - Тот случай, когда человек не даёт своему соседу пользоваться своей собственностью.

Подобного нельзя допускать, если это наносит вред тому, кто хочет использовать его собственность. Так, например, человек имеющий ненадёжную стену, которая не выдержит более того, что на ней уже есть, должен помешать своему соседу, если тот захочет положить на неё бревно. Если же это не нанесёт ему вреда, то аш-Шафи'и, Абу Ханифа и Малик, да помилует их Аллах Всевышний, говорили, что он должен помешать распоряжаться своей собственностью без своего разрешения, так как это может повредить ему, а также потому, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Мусульманину не разрешается брать (даже) палку, принадлежащую его брату, если он будет этим недоволен».(Ибн Хаббан)

Это потому, что Аллах строго запретил мусульманину (присваивать) чужое имущество.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:"Собственнику нельзя препятствовать ему", - а о том, что поступающему вопреки этому следует применить меры принуждения, свидетельствуют два сообщения. Так, в обоих "Сахихах" со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Пусть один сосед не мешает другому (, если тому нужно будет) вбить деревянный кол в его стену», - после чего Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обратился (к тем, кто слушал его), сказав: "Почему же вы отказываетесь (следовать этому наставлению)? Клянусь Аллахом, я не перестану повторять его вам!"

И известно также, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вынес решение, в соответствии с которым разрешалось, чтобы вода соседа Мухаммада бин Масламы протекала по его земле, и сказал (Мухаммаду): "Она обязательно будет течь там, даже если ей придётся течь по твоему животу !"

б - Отказ в предоставлениии воды, травы, соли и огня.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Не следует отказывать в излишках воды, чтобы (таким образом) помешать (скоту есть излишки) травы».(Аль-Бухари и Муслим.)

Речь идёт о таких случаях, когда к общему пастбищу можно добраться, только пройдя через источник воды, которую животные будут пить, из чего следует, что запрещение пользоваться водой станет причиной запрещения пользоваться пастбищем.

Сообщается, что один человек спросил: "О пророк Аллаха, в чём не разрешается отказывать (другому)?"

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), ответил:

«В воде».

(Этот человек снова) спросил: "О пророк Аллаха, в чем не разрешается отказывать (другому)?"

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), ответил: «В соли».

(Этот человек снова) спросил: "О посланник Аллаха, в чём не разрешается отказывать (другому)?"

(Тогда пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Лучше для тебя делать благое». (Абу Дауд)

Сообщается так же, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

«Мусульмане являются совладельцами трёх (вещей): травы, воды и огня»(Абу Дауд.)

Вниманию читателя предлагаются суждения о вышеупомянутых четырёх вещах в свете цитированных нами хадисов:

1 - Вода:Абу Ханифа и аш-Шафи'и, да помилует Аллах Всевышний их обоих, говорили, что не следует отказывать, ни в проточной, ни в ключевой воде, даже если земля, на которой находится вода, является чьей-либо собственностью, однако предоставлять воду бесплатно для земледелия необязательно.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Её следует предоставлять бесплатно и для питья, и для поения животных и для полива посевов". В его словах есть указание на то, что конкретно он имел в виду отказ в предоставлении воды, находящейся поблизости от пастбища, поскольку отказ в этом равнозначен отказу в предоставлении травы.

Малик, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Тому, кто владеет источником или проточной водой, необязательно предоставлять её никому, кроме нуждающегося, но обязательно предоставлять излишки воды, не находящейся в частной собственности".

2 - Трава:Аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, сказал: "Можно отказывать в излишках того, что является собственностью, если только дело не касается невозделываемой земли."

Что же касается Абу Ханифы и Ахмада, да помилует Аллах Всевышний их обоих, то они говорили, что в этом не следует отказывать ни при каких обстоятельствах.

3 - Соль:В пользовании ей нельзя отказывать, если она находится на ничейной земле, иначе говоря, если она никому не принадлежит и никто не будет испытывать затруднений в связи с её добычей.

4 - Огонь:Никому нельзя отказывать в том, что человек хочет взять для разжигания огня, как нельзя отказывать в свете, тепле и приготовлении пищи, если имеются соответствующие излишки. Если же говорить средствах разжигания огня, то если они являются частной собственностью, отказывать в их предоставлении можно, хотя лучше этого не делать.

Четверть фикха

В своей книге "Аль-ашбах ва-н-наза'ир" ас-Суйути упоминает о том, что мазхаб имама аш-Шафи'и, да помилует его Всевышний, опирается на четыре принципа (кава'ид)

ПЕРВЫЙ: "Уверенность не устраняется сомнением"

В основе этого лежит приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что как-то раз один человек пожаловался пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказав, что ему кажется, будто он что то ощущает во время молитвы.

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"(Никому) не следует покидать (места молитвы), пока он не услышит звук или не ощутит запах".

Причина здесь в том, что человек уверен в своей чистоте, и эту уверенность не должно устранять неожиданно возникшее сомнение относительно того, что он мог оскверниться.

ВТОРОЙ: "Затруднение приводит к облегчению".

В основе этого лежат слова Всевышнего:

"...и не создал Он для вас в религии никаких затруднений" '"Хаджж", 78.

ТРЕТИЙ: "Вред следует устранять".

В основе этого лежат слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

"Недопустимо причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)."

ЧЕТВЁРТЫЙ: "Обычаю представляется право судить".

|В основе этого лежат слова Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах:

"А то, что посчитают хорошим мусульмане, является хорошим и пред Аллахом ".

Исходя из всего вышеизложенного, можно считать, что рассматриваемый нами хадис составляет собой четверть исламского фикха. Факихи считали его главным из принципов фикха и вывели из него целый ряд ответвлений, к числу которых относится третий из вышеупомянутых принципов. Вниманию читателя предлагается разъяснение этих принципов вместе с поясняющими их примерами.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред(в ответ).

Из ответвлений фикха, имеющих отношение к этому принципу, следует, что если кто-либо уничтожит чужое имущество, то за это не следует уничтожать его имущество, так как это приведет к бесполезному распространению вреда и станет причинением вреда в ответ. Виновный должен возместить стоимость унитоженного имущества его владельцу во избежание нанесения вреда.

Производные принципы.

1 - [Необходимо по мере возможности предотвращать нанесение вреда.] Это значит, что по мере возможности следует препятствовать нанесению вреда, не дожидаясь, пока это произойдёт, поскольку предотвращать легче, чем устранять, а профилактика лучше лечения. Следует помнить, что шариатские обязанности соответствуют человеческим возможностям.

К числу ответвлений фикха, связанных с этим принципами относится разрешение задерживать людей, известных своими безнравственностью и распутством, пока они не принесут покаяние, даже если не установлено, что они совершили какое-нибудь преступление. Цель этого состоит в предотвращении возможного вреда, который они могут причинить обществу.

2 - [Вред следует устранять.]

Это значит, что необходимо устранять нанесённый вред и исправлять его последствия.

К числу ответвлений фикха, связанных с этим принципом относится то, что если кто-нибудь выведет свою водосточную трубу на дорогу, тем самым нанося вред прохожим, её необходимо будет убрать, а хозяину надо будет возместить ущерб в случае нанесения его кому-либо.

3 - [Вред не следует устранять путём нанесения подобного вреда.]

Это значит, что нельзя устранять нанесённый вред путём нанесения подобного или ещё худшего вреда.

К числу ответвлений фикха, связанных с этим принципом относится то, что совладельца не следует принуждать к разделу совместного имущества, если оно является неделимым, в том случае, когда его раздел принесёт больше вреда, чем вред от совместного владения.

Наши рекомендации