Функциональные расстройства кундалини и медитации

Йогические практики являются частью тонкой науки и технологии развшия, а также использования скрытых высших сил, стоящих ЗА системой ум/тело. Йога - это лаборатория, а наш психофизический комплекс - это экспериментальный участок. Мы не можем надеяться на развитие мастерства в использовании тонких энергий, если не смогли овладеть, по крайней мере, терпением и не знакомы с искусством различения. Твердость характера, сконцентрированный ум и соблюдение принципа последовательности весьма необходимы. Если кто-то пытается развивать теджас или прану без надлежащего оджаса, поддерживающего их, у него возникнет много проблем. В этом кроется причина функциональных расстройств Кундалини и медитативных практик, которые лишь продуцируют новые проблемы. Такие расстройства выражаются в дисбалансе праны, теджаса и оджаса, которые не связаны непосредственно с Кундалини и потому их пробуждение иосит случайный и хаотичный характер.

Оджас - это наша способность удерживать высшие энергии. Его можно сравнить с мощностью электрической лампочки (т.е. нашего ума). Теджас - это ток, поступающий в эту лампочку, а прана - сила тока. Повышать теджас и прану без оджаса, все равно что подключить ток мощностью в тысячу ватт к стоваттной лампочке. Ясно, что лампочка просто перегорит. Таким образом, чаще всего медитативные расстройства происходят у тех, кто не развил ссютветствующим образом оджас Как можно развивать высокие энергии, если мы не умеем с ними обращаться?

Если мы не научились контролировать сексуальную энергию, если мы едим все подряд, если мы не имеем веры, не уравновешенны и нам не знакомо чувство преданности - иными словами, если наш оджас еще не созрел, - мы не готовы к практике таких мощных техник, как пранаяма, мантра и медитация, несмотря на то что концептуально можем осознавать их нес^ходилюсть.

Однако если мы все-таки будем игнорировать основание (оджас) и культивировать высокие технологии, то, разумеется, придем к определенному опыту и опыт этот будет явно нездоровым или ошибочным. Недостаточно отточить силу интеллекта (теджас). Мы должны ориентироваться на возможности оджаса, который должен поддерживать стиль нашей жизни как надежный фундамент для дальнейших практик.

Так называемые расстройства Кундалини происходят при неправильном движении праны, которая будоражит ум и нарушает нервно-мышечные функции вследствие преждевременного развития теджаса, иссушающего ресурсы ума и нервной системы.

Дисбаланс пищеварительной системы приводит к нарушению самана вайю (уравновешивающего воздушного потока). Утрата контроля над раяличньтми участками тела приводит к нарушению вьяна вайю (расширяющегося воздушного потока). Неконтролируемая речь и кашель являются нарушением удана вайю «восходящего воздушного потока). Сверхчувствительность указывает на нарушение прана вайю (внутреннего воздушного потока). Проблемы в мочеполовой системе отражают нарушения апана вайю (нисходящего воздушного потока).

Дисбаланс теджаса обостряет болезненную чувствительность, повышает внутричерепное давление, развивает неприятие яркого света и ярких красок, склонность к раздражительности, гневу и общему упадку настроения. Такие беспокойства противодействуют повышению оджаса, для развития которого требуется время и терпение, и, кроме того, препятствуют режиму понижения высокого теджаса или праны.

Наступает время, когда нижний уровень оджаса достигает критической массы, вследствие чего ум, эмоции и воображение выходят из-под контроля.

Расстройства Кутщалини происходят оттого, что поток змеиной силы пошел не по сушумне (центральному каналу), а по периферийным каналам. Если Кундалини войдет в солнечный канал (питпала нади), возникнет избыток питты и теджаса, появятся симптомы гнева, тщеславия и склонность к тирании. Если же Кундалини войдет в лунный канал (ида нади), возникнет избыток капхи и оджаса, в физической сфере это выражается в том, что человек начинает полнеть, а в психической - в том, что у него омрачается ум и дестабилизируется эмоциональное состояние. Если Кундалини возвращается вспять, сползая вниз между этими двумя каналами, расстраивается вата, вознюлают бессонница, галлюигагаиии, страхи и навязчивые идеи.

Люди вата-конституции (воздушное преобладание) и пит-та-конституции (огненное преобладание) могут не иметь достаточно оджаса для сохранения праны и теджаса в стабильном состоянии, так как органически прана и теджас имеют тенденцию к спаду. Поэтому, прежде чем приступать к каким-либо интенсивным практикам, необходимо рассмотреть, как использовать оджас с помощью увеличения теджаса и праны. Люди капха-конституции (водное преобладание) могут иметь со-ответствующий оджас, но испытывать недостаток теджаса и стать жертвой эмоций и воображения. Поэтому они должны использовать свой оджас правильно посредством повышения теджаса и праны.

Цель медитативной практики заключается в том, чтобы ра-сгворить эго и освободить нас из тюрьмы заурядного сознания, которое внушило нам, что реален только внешний мир. Однако такое освобождение часто рассматривают как уклонение от своих обязанностей и вызов современному обществу, его устоявшимся стандартам и, по существу, материалистическому мировоззрению. Практикуя медитацию, мы можем столкнуться с временными нарушениями равновесия, которые вызваны приспособлением организма к режим) обновления и восстановления нашей подлинной природы. Необычные движения праны, опыт глубоких переживаний, созерцание внутреннего света, восприятие внутренних вибраций, образов, телепатическая связь с гуру. Божествами и прочее не всегда следует интерпретировать как признаки расстройства. Вскоре после этого придет чувство обновленной и устойчивой уравновешенности.

Большинство медитативных практик безопасны для здоровья, напротив, их используют как важнейшее средство укрепления сто. К йоге можно относиться восторженно, но осторожно, хотя и без боязни и опасений. В конпе концов, йога реально решает проблемы мировой скорби и незнания, которые обусловливают нас. Как процесс, возвращающий человека к его подлинной природе, он является вполне естественным и самопроизвольным. Проблема заключается в том, чтобы позволить эго уйти - все страхи и желания мы ошибочно считали реальными потому, что они непосредственно связаны с эго. Этот балласт лишь вносит путаницу в практику йоги, как и во всю нашу жизнь.

НАРКОТИКИ

Большинство наркотиков обладает воспламеняющим воздействием и развивает теджас Сюда относятся такие наркотики игаллюциногенные средства, как ЛСД, псилоцибин, мес-калин, марихуана и др., изменяющие наше восприятие. Этому же способствуют, хотя и в меньшей степени, такие стимуляторы, как кофе, табак и, в известной мере, чай Несмотря на то что наркотики способны расширить возможности восприятия с помощью искусственной стимуляции теджаса, они, однако, интенсивно истощают наш энергелгческий запас. Во-первых, они значительно расширяют горизонты незнания, тем более что наша природа не очищена, а во-вторых, наркотики очень быстро поднимают теджас. Если оджас основательно истощен, то восстановить его очень трудно. Человек, который довел себя до изнурения, теряет способность заниматься истинной духовной практикой.

Наркотики как тамасические средства отупляют человека. На короткое время они погружают его в искусственный шок (так называемый кайф), а затем опустошают на долгое время. Произведенные химическимттутем, они очень токсичны и, проникая в более глубокие ткани, наносят большой вред. Все наркотики, как и многие медицинские стамуляторы, наносят ущерб оджасу, ипоэтому к ним следует относиться с большой осторожностью.

Медитация не имеет ничего общего с наркотическим опытом или так называемыми альтернативными путями. Йога -это путь к дегипнотизации ума, освобождение от всех видов ментального рабства и выход в Высшее Сознание, в сравнении с которым обычное состояние ума воспринимается как форма глубокого наркоза. Йога требует, чтобы мы не задерживались на внешних влечениях, которые расщепляют психику, а устремили свое внимание на цельную природу нашей личности. Йога - это не форма развлечения, не магия и не чудо, а древнейшая наука физического, нравственного и духовного выздоровления ог затяжной болезни невежества, величайший духовный поиск подлинного разума и настоящего счастья.

Наши рекомендации