О серебряных инкрустациях на посуде
Некий человек спросил Абу-Ханифу:
- Что вы скажете о емкости и чаше, в некоторых сторонах которых серебро?
- Ничего страшного, - ответил ученый.
- Но на это нет доказательств! - вставил присутствовавший там Усман ибн Заида.
- Усман! А что ты скажешь о человеке, который захотел пить, когда переходил через реку, но, не найдя никакой емкости, стал черпать воду из реки и пить пригоршнями, имея на пальце [серебряное] кольцо?
- Ничего страшного.
- Так вот это го же самое!
- Да, у него сразу готов ответ, - признавался потом Услан.
О птице, упавшей в бульон
Однажды на занятиях у Абу-Ханифы Ибн-аль-Мубарак спросил:
- Как быть человеку, который готовил в котелке [мясо], куда упала и умерла птица?
- Что вы скажете? - переадресовал Абу-Ханифа вопрос своим ученикам.
В ответ они рассказали ему мнение Ибн-Аббаса, который считал, что в таких случаях бульон следует вылить, а [варившееся] мясо промыть и считать пригодным для употребления.
- Да, так мы и считаем, - подтвердил Абу-Ханифа, - но при одном условии. Если [птица] упала в кипящую воду, то и мясо следует выбросить, и бульон вылить. А если упала в не кипящую воду, то мясо следует промыть, а бульон вылить.
- Откуда Вы взяли это? - спросил Ибн-аль-Мубарак.
- Так как если [птица] упала в кипящую воду, то она проникает в мясо, как проникают в него уксус и приправы. А если упала в не кипящую воду, то она мяса не испачкает и не проникнет в него.
- Вот это школа! - воскликнул Ибн-аль-Мубарак на родном персидском языке, трижды пожав руку Абу-Ханифе.
Как ан-Нуман стал Абу-Ханифой
«Почему женщина не может иметь более одного мужа, тогда как мужчине позволено иметь четырех жен?» - спросила однажды группа женщин у Имама. Имам не смог ответить сразу и пообещал вернуться с ответом позже. Он вошел в дом в глубокой задумчивости. Видя его озадаченным, его дочь, Ханифа, спросила: «В чем дело?». И Имам рассказал, что не может ответить на вопрос, заданный женщинами. «Я знаю ответ! - воскликнула Ханифа. - Но я скажу его только при условии, что ты будешь называть свое имя вместе с моим». Имам согласился.
Ханифа позвала всех тех женщин к себе домой и дала каждой из них по чаше. Она попросила сцедить немного грудного молока в эти чаши. Затем взяла миску и попросила вылить молоко из чаш в нее. Когда просьба была исполнена, Ханифа сказала, чтобы каждая из них взяла из миски свое молоко обратно. «Но это невозможно!» - воскликнули они. «Таковы же последствия брака более чем с одним мужчиной, - объяснила Ханифа. - Как вы сможете отличить ребенка от одного мужа или от другого?» Ошеломленные безупречным ответом Ханифы, женщины ушли полностью убежденными. С тех пор Имам стал называть себя Абу-Ханифой.
Наихудший из троих
Однажды Абу-Ханифа поинтересовался у аль-Фадлаь о том, какие занятия посещает его сын - Мухаммад. Когда Абу-Ханифа узнал, что он ходит к разным хадисоведам и записывает то, что они говорят, ученый попросил привести к нему юношу. На встречу с Имамом Мухаммад пришел с книгой, которую он изучал. На первой же странице Абу-Ханифа увидел такую запись: «Ребенок, рожденный вне брака, является наихудшим из троих».
- Мухаммад, что означают слова Пророка: «Ребенок, рожденный вне брака, является наихудшим из троих»?
- Он таков, как сказано в этом хадисе.
- Все мы - от Бога! Ты же приписал Пророку нечто недопустимое и непозволительное, ибо эти слова противоречат Божьему Писанию и пророческой Сунне, являясь несправедливыми! Ведь Всевышний сказал: «Каждый человек - заложник того, что он приобрел (совершил)» (74:38). И еще: «...дабы Он воздал вершившим дурное за их поступки...» (53:31). И еще: «Они обнаружат перед собой все, что совершили. Твой Господь никого не обижает!» (18:49) И еще: «И устроим Мы весы для Дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем» (21:47). И еще: «Мы вас не обидели, но они сами были обидчиками» (43:76). И еще: «Во благо человеку - то, что он приобрел (совершил). И во вред ему - то, что он приобрел» (2:286). И еще: «Если вы творите добро, то для самих себя, а если творите зло, то для себя же» (17:7). И еще: «... и не понесет носящая ношу другой» (6:164).
Можно привести другие подобные аяты, а сказавший то, что повторил ты, идет наперекор сказанному в Коране и говорит об обязательности наказания за грех, совершенный другим, но слова его несправедливы!
- Так что же это означает? - спросил аль-Фадл.
- Мы считаем, что это касается лишь такого внебрачного ребенка, который станет совершать не только прелюбодеяние, как и его родители, но и другие дурные дела, вроде убийства, воровства и т. д. Говорят также, что он будет худшим из троих в том случае, если совершенное его родителями ограничится только прелюбодеянием, а сам он впадет в неверие. И поскольку неверие хуже прелюбодеяния, то говорят, что он является худшим из троих.
- Сие и есть знание! - воскликнул аль-Фадл и, обратившись к сыну, спросил: - Ты слышал?
- Мухаммад, - продолжил Абу-Ханифа, - если человек хочет изучать хадисы, но не стремится к изучению их толкования и постижению их смысла, то усилия его пропадут даром и это принесет ему вред.
После этого Мухаммад ибн аль-Фадл стал часто приходить за знаниями к Абу-Ханифе.
Чтение Корана
Однажды группа людей пришла к Имаму обсудить с ним вопрос о декламировании Корана предстоятелем на молитве. Абу-Ханифа сказал: «Как могу я обсуждать этот вопрос со столькими людьми одновременно! Единственный способ - говорить об этом со всеми сразу, если вы определите одного из вас как посредника». Как только они сделали это, Имам сказал: «Нет нужды обсуждать это: вопрос решен. Так же как один из вас был выбран, чтобы представить всех, так и проводящему молитву дозволено читать выдержки из Корана от имени всех присутствующих».
Кыяс и стрижка волос
Однажды цирюльник постригал Абу-Ханифу, и ученый сказал ему:
- Убирай седые места!
- Не надо, - ответил цирюльник.
- Почему?
- Потому что их станет больше.
- Тогда подстригай черные места, может, и их станет больше!
Когда Шарику ибн Абдаллаху поведали этот рассказ, он рассмеялся и воскликнул: «Если Абу-Ханифа оставит свой кыяс, то только вместе с цирюльником!».