Глава 8. любовь не создает тени 3 страница

- Бедный Насреддин, - заметила первая, смотря на тело, - он был неудачником, но я, конечно, буду скучать по нему.

- Прощай, Насреддин, - всхлипнула другая, - ничего так и не вышло.

Но третья женщина пришла в бешенство.

- Ты - грязная крыса! - закричала она, - Умереть после того как ты обещал жениться!. За это я выстрелю в тебя, хотя ты и мертв! По крайней мере я получу удовлетворение!

Она вытащила из кармана пистолет и навела его на тело.

- Стой! Не волнуйся так сильно! - закричал мертвец, садясь - На тебе я женюсь!

Я не знаю, почему вы женились на той женщине, которая ненавидит вас, и которую ненавидите вы. Но посмотрите. Вы должно быть, находитесь в очень большой растерянности - как и все, так что не беспокойтесь - это естественное, обычное состояние человечества. Все находятся в растерянности. Никто не знает, почему он поступает тем или иным образом. Иногда вы женитесь на женщине, привлекающей вас внешне. Но что общего у брака с ее привлекательностью? Через два или три дня закончится медовый месяц, и вы никогда больше не обратите внимания на ее внешность. И вы никогда не женились на реальной женщине, вы женились только на внешности, на определенной образе, и этот образ не имеет ничего общего с браком. Или, может быть, вам понравился ее голос, ее певучий голос, и вы женились на ней.., люди женятся по глупым причинам. Певучий голос не имеет ничего общего с браком: он не приготовит вам еды, не постелет постели. Через несколько дней вы забудете о нем.

В реальности вам придется жить с тем, что не имеет ничего общего с этими вещами. У каждой женщины своя фигура, свои пропорции - но что эти пропорции имеют общего с жизнью? Определенная женщина обладает определенной походкой и это привлекает вас. Но можете ли вы потратить свою жизнь, свою жизнь в браке на эти внешние вещи? Это невозможно.

Жизнь требует более реального подхода, более реальных обоснований. Но вы продолжаете совершать такие легкомысленные поступки как этот. Причина в том, что вы не осознанны. И это касается не только брака - это касается всей вашей жизни. Это то, что вы продолжаете делать. Вы продолжаете совершать поступки под влиянием момента - не обращая особого внимания на то, что жизнь требует больше осознанности, больше ответственности, больше понимания, больше разумности.

Станьте более разумными, и у вас будет все меньше и меньше проблем.

Будьте более наблюдательными.

Станьте свидетельствующими.

На сегодня достаточно.

ГЛАВА 9. НЕ-УМ ЭТО ДВЕРЬ

Есть два способа подхода к реальности: с помощью интеллекта и с помощью разума.

С помощью интеллекта вы можете строить теории, размышлять об этом, делать предположения. А все предположения бессмысленны, потому что, как вы можете делать предположения насчет того, чего вы не знаете? Как вы можете даже думать о том, чего вы не знаете?

О неизвестном нельзя думать - об этом невозможно думать. Все, о чем вы продолжаете думать, это то известное, которое непрерывно повторяет ваш ум. Да, вы можете создать новые сочетания старых мыслей, но посредством создавания новых сочетаний, вы обнаружите реальности. Вы будете обманывать самого себя.

Интеллект - это самый большой в мире обманщик. С его помощью человек обманывал себя веками. Посредством интеллекта вы оправдываете реальность, а не объясняете ее. Посредством интеллекта вы создаете вокруг себя такое облако пыли, что вы вообще не может видеть реальности, и оказываетесь отрезанными от существования. Вы теряетесь в своих писаниях - ни один человек никогда не терялся где-либо еще. Только в этих джунглях писаний и может заблудиться человек.

Тантра - это путь разума, а не интеллекта. Она не дает ответов на вопросы, она вообще ничего не объясняет; она - не-объяснение. Она не вопрошание, она поиск. Это не вопрос об истине, это проникновение в нее. Она проникает в реальность. Она пытается убрать все облака, окружающее вас, чтобы вы смогли увидеть реальность такой, какая она есть.

Тантра выходит за пределы мышления. Вот почему любовь была так сильно восхваляема тантриками. Вот почему оргазм любви стал символом высшей реальности. Причина в том, что только тогда, когда вы испытываете оргазм, вы теряете свой ум на несколько мгновений. Это единственное состояние не-ума, которое доступно обыкновенному человеку. Это единственная возможность для вас поймать проблеск реальности.

Поэтому сексуальный оргазм приобрел огромную важность на пути Тантры. Не потому, что дает вам возможность ощутить высшую реальность, но потому что по крайней мере он дает вам возможность заглянуть за пределы ума. Он на миг приоткрывает маленькое окошко, и хотя это длиться недолго, это остается для вас единственной возможностью как-то соприкоснуться с действительностью. В противном случае вы бы всегда оставались окруженными своими мыслями, а мысли ничего не объясняют. Все объяснения - просто бессмыслица.

А теперь я хотел бы рассказать вам одну шутку. Знаете, я ведь очень редко это делаю...

В шутке говорится о парне, стоящем на углу - чернокожем парне.

И он стоит на углу, смотря в небо, и говорит:

- Господи!

Он ведет с ним беседу. Он говорит:

- Господи! Почему ты сделал меня таким темным?

И Господь думает, и Господь размышляет, и Господь старается подойти к этому по-философски - ведь надо что-то ответить, и Господь говорит:

- Мальчик мой, я сделал цвет твоей кожи таким темным, чтобы, когда продираясь сквозь джунгли, ты не получил бы солнечного удара.

Чернокожий парень говорит:

- Ах так, тогда хорошо. Но, Господи! Почему ты сделал мои волосы такими жесткими?

Господь ответил:

- Ну, я сделал это потому, мой мальчик, чтобы ты, продираясь через джунгли, в поисках диких животных, буйволов и львов, не цеплялся бы волосами за ветви.

- Ах, вот оно что.., но Господи! Почему ты сделал мои ноги такими длинными?

И Господь ответил:

- Я сделал твои ноги такими длинными, чтобы ты, продираясь через джунгли в поисках диких животных, носорогов, буйволов и слонов, ты бы смог очень быстро бегать. Есть еще вопросы?

Чернокожий парень сказал:

- Да, Господи! Так какого же черта я делаю в Пуне?

Никакие объяснения не помогут - никакие объяснения никогда ничего не объясняют. Господь должно быть растерялся.

Человеческая реальность - это тайна. Нет ответа, которым можно ее объяснить, потому что во-первых, это не вопрос. Это - тайна, которую нужно прожить а не проблема, которую нужно решить.

И помните, различие между проблемой и тайной: тайна экзистенциальна, а проблема интеллектуальна. Тайна создается не создается умом, поэтому ум не может ее постичь в любом случае. Сперва проблема создается умом, поэтому ум может ее решить. Сперва проблема создается умом, поэтому ум может ее решить - в этом нет проблемы. Но тайна жизни - эта экзистенциальная тайна, окружающая вас, эти деревья, эти звезды, эти птицы, люди, вы сами - как вы можете решить это посредством ума?

Ум появился очень, очень недавно. Существования жило без ума очень очень долго... Ум - это просто дополнение; появился только что. Ученые говорят, что если мы представим, что вся человеческая история составляет двадцать четыре часа, одни сутки, то ум появился всего две секунды назад... всего две секунды назад! Если измерять ее по двадцати четырех часовой шкале, всю историю - тогда ум появился только две секунды назад. Как он может решить? Что он может решить? Он не знал начала, он не знает конца; он пришел только теперь, в середине. Он не может видеть все в перспективе.

Если человек действительно хочет узнать, что есть это неведомое, ему нужно отбросить ум, он должен раствориться в существовании. Таков путь Тантры. Тантра - это не философия. Она абсолютно экзистенциальна. И помните, что, когда я говорю, что Тантра экзистенциальна, я не имею в виду экзистенциализм Сартра, Камуса, Марселя и других. Потому что экзистенциализм - это снова философия, философия существования, но не путь Тантры. И разница огромна.

Философы-экзистенциалисты на Западе опираются только на негативные явления: муки, депрессии, грусть, тревогу, безнадежность, бессмысленность, бесцельность - все, что негативно. Танра же опирается на все, что прекрасно, радостно, блаженно. Тантра говорит: Существование - это оргазм, вечный длящийся оргазм. Это вечный оргазм и экстаз.

Они, должно быть, движутся в разных направлениях. Сартр продолжает размышлять о существовании. Тантра говорит: Размышление - это не выход, это тупик. Оно заведет вас только в тупик.

Философия кажется величественной только тогда, когда вы только ходите вокруг да около:. Тогда философия кажется величественной: вы можете создать горы из кротовых нор и наслаждаться этим.

Только за день до этого я прочел очень очень философскую пьесу. Помедитируйте над ней...

...Я попал в наистраннейшую ситуацию. Я собираюсь рассказать вам об этом, в случае, если это случится с вами когда-нибудь, и, послушав меня, вы будете владеть ситуацией лучше, когда она случится вновь.

Вчера я был в ресторане и заказал обед. Вместе со мной за столом сидели люди, которые зашли перекусить. Их не было... знаете ли, шесть, семь человек за столом... Я точно не знаю, восемь человек... девять... пусть даже около сорока... небольшая группа людей.

К обеду я заказал стакан молока. Я люблю молоко. Вы знаете как я отношусь к кипяченому молоку. Но молоко я люблю. Молоко я обожаю. Я люблю свежее, холодное молоко. Но если оно теплое... фу! Если я даже и попробую его, то оно мне не понравится.

В любом случае, подали молоко. И как только я собрался его пить я заметил, что на поверхности плавает мельчайшая, тончайшая черная соринка. И я хочу вам сказать, что в тот момент для меня не было ничего в мире важнее, чем эта маленькая черная соринка! Она стала самой важной вещью в моей жизни на следующие несколько минут. Во-первых, я не собирался позволить этой проклятой штуке попасть меня, говорю вам! Знаете ли, кто знает в те дни, что это было? Это могла быть твердая частичка радиоактивного Стронция, знаете ли. Или это могла быть большая колония тифозных палочек. В любом случае я не хотел ее глотать.

Я видел такие песчинки и раньше - я утонченный человек - я это пережил. И я убежден, что вы тоже видели их. Вы может увидеть их где угодно. Однако, я думаю, вы обнаруживали их преимущественно в кубиках сахара. Иногда вы можете обнаружить множество таких соринок в мешке с мукой. В овсянке очень много черных соринок. Я думаю, что овсянка просто кишит ими, если уж говорить правду. Но это ни туда ни сюда. И вот что беспокоило меня: я не знал, откуда взялась эта соринка, вот что беспокоило меня. Я знал, где взяли молоко. И это тоже меня беспокоило, знаете ли. Но крайней мере я знал, откуда оно взялось. Поэтому я решил вытащить эту соринку из молока.

Знаете, как это трудно? Эти соринки чертовски малы! Они могут почуять ложку за милю! В тот момент, когда вы опускаете ложку, они начинают бегать по стакану, разве не так? Вы ловите их, а они ускользают. Вы ловите их, а они ускользают.., нужно быть очень осторожными, а то они умудрятся утонуть и опустятся на дно! И вы должны будете сидеть здесь как дурак и ждать, когда они вновь всплывут.

Вы можете сделать только одно: если вы просто коснетесь соринки кончиком своего пальца, очень плавно, она прилипнет к нему вместе с большой каплей молока - и вы вытащите ее. Но, знаете ли, что когда вокруг люди, вы не хотите опускать палец в молоко. Вы знаете? Какой-нибудь умник обязательно скажет: "Скажите! Зачем вы суете палец в молоко?"

Что вы ему ответите: "Я пытаюсь вытащить черную соринку"? Вы же знаете? Вы не сможете ничего ответить.

Но вы можете сделать еще кое-что. Вы можете пить молоко очень аккуратно, следя за соринкой все время! В тот момент, когда она начнет приближаться к вашему рту, вы останавливаетесь! И вам удастся обмануть маленького дьявола! Но это возможно только тогда, когда соринка с того краю стакана, который дальше от вас. В этом случае она была ближе ко мне, ожидая.., тогда, что вы делаете? Вы вертите стакан.., но эта проклятая штука не сдвигается с места!

Хорошо, я скажу вам, что я сделал, потому что, если это случится с вами, вы сможете овладеть ситуацией аналогичным образом. Я встал и обошел вокруг стола... и выпил молоко с другого краю! Никто об этом даже не узнал!

Философия создает горы из кротовых нор. Вы можете продолжать и продолжать заниматься этим - это может длиться бесконечно. По крайней мере пять тысяч лет человек философствовал обо всех и вся: о начале, о конце, о середине, обо всех и вся. Но ни один вопрос не был решен. Ни один, даже самый маленький вопрос не был ни решен ни оставлен без решения. Философия оказалась одной из самых тщетных попыток. Но человек продолжает философствовать, отлично зная, что она никогда ничего не решает Почему? Она продолжает обещать, но никогда ничего не дает. Но почему человек продолжает этим заниматься?

Это дешево. Это не требует никакого вовлечения, вам не нужно подвергать себя риску. Вы можете просто сидеть в своем кресле и продолжать думать. Это - сон. Не нужно меняться, для того, чтобы увидеть действительность. А ведь именно для этого и нужна смелость. Чтобы узнать правду вы пускаетесь в величайшее из существующих приключений. Вы можете заблудиться, кто знает? Вы можете никогда не вернуться назад. Или можете прийти обратно, но будете совершенно другим человеком, и кто знает, к лучшему это или нет?

Это путешествие в неизвестность. Вы просто должны начать его. Невозможно что-то предусмотреть. Вы должны ступить на эту дорогу с завязанными глазами, без направления, не зная, куда вы идете и зачем. Лишь горстка смельчаков может двинуться в это экзистенциальное странствие.

Поэтому Тантра подходит лишь очень немногим людям, но именно они - соль земли. А Сараха - один из них.

Теперь сутры.

Вот последние четыре сутры Царской песни Сарахи:

Когда ты в царстве полном радости,

твой зрящий ум обогащается

и посредством этого он служит для всего,

что является наиболее полезным.

Даже если он стремится к объектам,

он не отчуждается от самого себя.

Царь сказал Сарахе, что люди говорят о нем. А говорили, что он дает себе волю в чувствах и удовольствиях. Он больше не был саньясином. Его самоотречение было фальшивым, он пал.

Сараха просил у царя разрешить ему стать буддистским монахом, и он стал буддистским монахом. Он жил строгой и контролируемой жизнью монаха. И тогда появилась эта женщина и изменила все его бытие, жизнь. Она разрушила его характер. Она освободила его. Дала ему свободу быть, без прошлого и без будущего.

Естественно, что обычные люди решили, что он сошел с пути истинного. А он был великим брамином и учеником. Они так надеялись, что он принесет знания в страну, а он стал похожим на взбесившуюся собаку. Тысяча и одна историй о нем распространились по стране, и король сказал ему, что люди думают о нем. Король был обижен: он любил этого человека, уважал его. Но его мысли были похожи на мысли обыкновенных людей. Он не мог проникнуть в действительность или разобраться в себе.

Сараха говорит царю: Если однажды, хотя бы однажды ты узнаешь, что такое радость, ты забудешь обо всех этих сплетнях. Всего раз познай жизнь, и ты забудешь всю эту чепуху о характере, добродетели, уважении.

Вы можете продолжать вести образ жизни уважаемого человека, если вы еще не соприкоснулись с настоящей жизнью. Жизнь - это радикальное явление. Это - хаос, очень созидательный хаос, но тем не менее это - хаос.

Сараха говорит:

Когда ты в царстве полном радости,

твой зрящий ум обогащается...

Но дело в том, что нужно испытать это.

Сараха говорит: Я не могу объяснить, что произошло со мной, но я могу точно сказать, что однажды узнав, вы изменитесь. Когда вы ощутите это, это преобразит вас. Я не собираюсь убеждать вас словами. Я не философ, у меня просто есть определенный опыт, которым я могу поделиться с вами. Но только моей щедрости будет недостаточно, вы должны будете покинуть устоявшийся путь жизни. Вы должны будете прийти ко мне в неизвестное. И я покажу вам то место, откуда существование кажется таким ясным, четким. Но вам придется взяться за мою руку и подойти к этому окну.

Вот, что должен делать мастер: он держит руку ученика и идет с ним туда, откуда виден Бог. Говоря образно, он дает вам свои глаза. Если вы однажды почувствовали это, тогда проблем не возникает, тогда сам этот вкус жизни будет притягивать вас. И это притяжение будет таким огромным, что вы не сможете оставаться там, где вы находились и медитировали.

Когда ты в царстве полном, радости,

твой зрящий ум обогащается...

Сознание нужно, чтобы познать эту радость, сознание, открытое восприятию.

Это сложно для людей слишком привязанных к философиям, религиям, теориям, догмам. Проблема в том, что у них слишком много шор - слой за слоем. Их видению препятствуют бесчисленные преграды. Все эти преграды нужно убрать, и тогда вы будете обладать зрящим умом. То, что вы имеете сейчас, не есть зрящий ум. Он лишь претворяется, что он видит; он лишь говорит, верит, что он видит.

Ваши глаза не видят, уши не слышат, руки не ощущают, потому что вы потеряли чувствительность, которая делает ваши глаза видящими, ваши уши слышащими. Поэтому Иисус постоянно говорил своим ученикам: "Имеющий глаза да увидит! Имеющий уши да услышит!" Он говорил с людьми, которые не были ни слепыми, ни глухими. Они могли также видеть и слышать, как и вы. Они были нормальными людьми.

Но почему он снова и снова повторял: "Имеющий глаза..."?

Разве он говорил со слепыми? Но что он имел в виду, когда он говорили: "Если у вас есть глаза..."? К чему это "если"? Это великое "если", потому что он имел в виду то, что люди, имеющие глаза, не в состоянии видеть. А это очень опасно, потому что они верят, что могут видеть.

Вы когда-нибудь смотрели на что-то не привнося своих мыслей, не вмешиваясь не интерпретируя? Вы когда-нибудь обращали внимание на цветок, не думая про себя: "Это - роза, прекрасный цветок..." Вот тот миг, когда вы думаете, что это роза, вы не видите этого цветка. В этот момент все розы, которые вы когда-либо видели, предстают перед вами, а эта реальная роза находится в самом конце. Когда вы думаете, что это роза, на ваши глаза опускается пелена.

Язык - это величайшая преграда. Разве вы не можете смотреть на цветок, не называя его розой, не называя его даже цветком? Зачем это нужно? Разве вы не можете просто взглянуть на эту реальность безо всяких мыслей, безо всяких облаков, двигающихся вокруг вас? Разве вы не можете быть на мгновение без языка? Если вы сможете это сделать, вы будете обладать видящим умом. Попытайтесь как-нибудь сделать это. Сидя у дерева, посмотрите на него, не думая, что это дерево. Не думайте о том, красиво оно или уродливо. Просто смотрите, что бы это ни было. Пусть это будет тем, чем бы оно ни было. Не судите.

Иисус говорит: "Не судите..." Язык - это суждение. А именно с суждением приходят все предрассудки, с суждением приходит все ваше прошлое. А когда происходит прошлое, вы изгнаны из настоящего.

Я прочел однажды...

Жил человек, у него была бензоколонка, и кот. Однажды этот человек наполнял бак клиента бензином и пролил немного в миску с молоком. Кот выпил молоко и начал носиться со скоростью сто километров в час и упал замертво.

Клиент спросил:

- Кот умер?

- Нет, - ответил владелец бензоколонки, - я думаю, у него кончился бензин.

У владельца бензоколонки свой собственный язык, свое собственное прошлое, свои собственные предрассудки. Он все понимал по-своему. Он говорит: "Нет, я думаю, у него кончился бензин". И это происходит постоянно.

Вот, что однажды произошло...

Это случилось, когда Сарвеш, наш чревовещатель, устраивал представление в "Радха-холле". Он рассказывал шутки о разных религиях и расах. И потом он сказал:

- А сейчас я расскажу шутку о немцах.

И тут встал один немец и сказал:

- Я не позволю вам шутить над немцами! Мы не такие толстокожие, как вы думаете.

- Успокойтесь, сэр , - ответил Сарвеш. - Пожалуйста, успокойтесь и сядьте. В этой шутке нет ничего личного.

-Я не с вами разговариваю, - сказал немец, - я говорю с тем, кто сидит в вашем животе!

Ваш ум - это ваш ум. Он всегда есть - тонки вы или толсты, хороши или плохи, разумны или нет, интеллигентны или неинтеллигентны, полны знаний или полны невежества; немец вы, индус или американец. И действительность не зависит от вашей национальности. И когда вы смотрите глазами немца, индуса, американца, мусульманина или христианина, вы упускаете действительность.

Начните... Это будет хорошей подготовкой, чтобы прыгнуть в Тантру. Начните... где бы вы ни сидели, двигались, говорили или ходили, попытайтесь вновь и вновь оставаться с реальностью, не интерпретируя и не судя ее. И очень медленно, но двери откроются перед вами. Медленно, шаг за шагом мгновения будут приходить к вам - мгновения открытого сознания.

Это будут не выраженные в словах видения реальности, не ментальные видения, и это подготовит вас.

Сараха говорит:

Когда ты в царстве полном радости,

твой зрящий ум обогащается...

Первое - это ум, способный видеть. А второе - не избегайте радостей, принимайте их с открытым сердцем, впитывайте их. В чем бы ни была радость - это Бог. Вот послание Тантры вкратце: там, где радость, там Бог

У радости есть три плана. Первый - это то, что мы называем "удовольствием", удовольствие принадлежит телу. Второй - это "счастье"; счастье принадлежит уму. А третий - это "блаженство", блаженство является частью духа, оно духовно. Но все они существуют для одной реальности, которая есть радость. Радость, получаемая посредством тела, становится удовольствием. Радость, получаемая посредством ума, становится счастьем. Радость, получаемая не через ум и не через тело, получаемая без тела, без ума, становится блаженством. Таковы три плана радости.

Радость - это единственная реальность.

Радость есть Бог!

Из нее создано существование.

Сараха говорит: Принимайте радость, откуда бы она ни пришла. Никогда не отвергайте ее. Никогда не осуждайте ее. Если это телесная радость, что в этом плохого? Это Бог обращается к вашему телу. Когда вы едите, вы наслаждаетесь едой, и это Бог, и вы принимаете его. Когда вы держите за руку женщину, мужчину или друга, или кого-то еще, с огромной любовью, вы чувствуете, как энергия наполняет ваше тело, это подъем вашей телесной энергии, это как танец, глубокий танец вашей телесной энергии, вы чувствуете что-то что обновляет вас - это удовольствие, это - радость. Это Бог проникает в ваше тело. Когда, слушая музыку, вы чувствуете себя счастливым, это удовольствие для ума. Когда вы смотрите на цветок, не прикасайтесь к нему, приходит миг, когда вы чувствуете блаженство - острое, глубокое, благословенное. И все это разные проявления радости.

"Радость" - одно из самых прекрасных слов в языке. Оно означает счастье. Тантра говорит, что во-первых нужно быть доступным радости. Вы можете удивиться этому. Разве мы не восприимчивы к радости? Да, очень грустно об этом говорить, но это так. Мы больше готовы к страданиям, чем к удовольствиям, мы больше готовы к несчастьям, чем к радостям. И в этом что-то есть.

Радость уносит ваше "эго", а грусть создает его. Любое мгновение, полное радости.., и вы тонете в нем. У радости нет ничего общего с вашим "эго", а грусть связана с ним. Когда вам грустно, вы есть, когда вы полны радости, вас нет.

Поэтому позвольте мне повторить: Из-за того, что мы эгоисты, мы более восприимчивы к страданию, к грусти, к несчастью. Мы сами создаем вокруг себя безрадостную жизнь. Все возможности радоваться мы превращаем в грусть, потому что только так может существовать наше "эго". Оно может существовать только в аду. В раю ему нет места.

Веками вам говорили, что если у вас не будет эго, вы попадете на небеса. Вот, что говорю вам я: Если у вас не будет эго, небеса снизойдут на вас. Небеса - это не какое-то географическое название, куда вы идете. Когда у вас нет "эго", вы на небесах, а если оно есть, то вы в аду. Небеса и ад - это не нечто, существующее "наверху" и "внизу". Это - состояние человека.

Когда вы есть - вы в аду. Когда вас нет - вы на небесах. Поэтому вы привязаны к своему "я" и хотите ощущать себя, чувствовать, что вы единственный в своем роде. И поэтому вы несчастны. Вот какой парадокс: эго создает страдания и хочет быть счастливым. Эго ищет счастья, хочет обладать всеми возможными наслаждениями и создает страдание. Вы в ловушке. Чем больше страдание, тем больше эго ищет радости. Но создать радость невозможно, она не может существовать вместе с эго. Эта проницательность есть Тантра.

Лишь одного мгновения радости... лишь одного, как говорит Сараха, достаточно, чтобы изменить вас. Он говорит: Хорошо, что всего миг, случившийся однажды, оправдает всю жизнь, которую я веду, оправдает меня.

Когда ты в царстве полном радости,

твой зрящий ум обогащается...

А ум никогда не обогащается философствованиями, теориями, знанием. Оно обогатится только опытом. Богатым можно назвать такой ум, который испытал нечто реальное, истинное. Есть лишь одно богатство - истина, и лишь одна нищета - ложь. Если вы не знаете истины, вы живете во лжи, иллюзиях, проекциях, снах,

...и посредством этого он служит для всего,

что является наиболее полезным.

Даже если он стремится к объектам,

он не отчуждается от самого себя.

Почему люди обычно стремятся обладать чем-то? Кому-то нужна машина, кому-то дом, а кому-то - власть. Почему они стремятся к обладанию объектами? Какова причина их стремлений и лихорадочных действий? Вы удивитесь. Тантра говорит: Они хотят убежать от самих себя. Они не стремятся к вещам, они просто хотят убежать от себя. Вещи лишь оправдания - всего лишь объяснения происходящего. Вы боитесь самих себя. Боитесь очень сильно.

И это происходит каждый день. Когда человек приближается к медитации, он испытывает страх. Почему? Потому, что когда вы заглядываете внутрь самого себя, вы ничего не находите. Чистая бездна, пропасть. Вы начинаете волноваться, вы стоите на краю обрыва.., один неверный шаг, и все кончено. И вы бежите от себя. Люди бегут не к цели, а от себя. Они бегут не за чем-то, а от чего-то. И это что-то - они сами.

Поэтому, когда вы заняты, вы чувствуете себя хорошо. А если делать нечего, вы чувствуете очень большое беспокойство. Вам нечем заняться, и вы начинаете проваливаться внутрь себя. Но если есть, чем заняться, если вы заняты, вы можете забыть о пропасти, которая продолжает звать вас изнутри. Эта бездна и есть то, что называется Богом.

И осознать эту бездну, подружиться с ней, значит сделать первый шаг по направлению к реальности:

...и посредством этого он служит для всего,

что является наиболее полезным...

Сараха говорит: Обычные люди стремятся к обладанию вещами потому, что хотят убежать от самих себя. Но если человек, познал истину, то даже если он стремиться к обладанию вещами, не обманывайтесь, потому что даже это принесет ему радость. И он будет единственным, кто будет испытывать от этого радость.

Вы стремитесь к обладанию, потому что хотите убежать от самих себя. А этому человеку не от чего убегать. Он получает радость от всего, что делает. Как же вам достичь этого? Ведь вы боитесь самих себя.

Сараха говорит: Если вы увидите тантрика, наслаждающегося женщиной, хорошей едой или вином, не судите его, потому что он так похож на обычного человека. Это не так. И различие очень велико. Внешне они похожи. И как же понять, обыкновенный ли этот человек или тантрик? Внешне довольно трудно определить, потому что поверхностных различий нет.

Вот несколько примеров: Танцуют два танцора. Один из них танцует ради себя, чтобы показать свое мастерство. Это представление. Он смотрит людям в глаза, он хочет знать, что они думают о нем. Он ждет их одобрения, надеется на аплодисменты. Это поможет удержать его эго. Но есть еще и второй танцор, танцующий потому, что это приносит наслаждение. Он не играет. Ему все равно, будут ли ему аплодировать или нет, есть ли вообще вокруг люди или нет. Он целиком поглощен танцем. Вы сможете определить все это по внешнему виду? Это очень сложно. Вероятнее всего, у вас ничего не выйдет. Вы, возможно, поймете, что танцор талантлив, ведь вы говорите с ним на одном языке. Человек, не играющий, будет казаться немного сумасшедшим. Он будет так спонтанен, что до тех пор, пока вы не узнаете языка спонтанности, вы не сможете его понять.

Чтобы что-то понять, вам надо знать хотя бы язык. Тантрик, сидящий рядом с женщиной, держащий ее за руку и обыкновенный человек, делающий то же самое - как вы сможете различить их? Обыкновенный человек старается убежать от себя, он хочет забыться с этой женщиной. Он не любит себя, поэтому он любит эту женщину. Он хочет уйти от реальности. Он использует эту женщину как алкоголь: она делает его пьяным, и он забывает о себе. Это помогает, дает ему определенное расслабление, и он, по крайней мере на некоторое время, забывает о своих обычных тревогах.

Наши рекомендации