Ат-тамими говорит, что аллах направил к нам посланника.
И этот посланник – Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям. Это милость Аллаха.
Аллах создал человека с фитрой. Как приходит в хадисе от Абу Хурейра (Бухари, Муслим): «Пророк сказал: «Каждый ребенок рождается с фитрой»» (т.е. с таухидом)». Или как в другом кудси - хадисе (Муслим) Аллах говорит: «Я создал своих рабов в таухиде».
Еще до появления человека, когда люди были в ребре своего праотца Адама, Аллах вывел людей и сказал им кто их создатель (Абиль Хизль аль Ханафи говорит, что это первый раз, когда Аллах научил людей таухид руббубия), и они засвидетельствовали это.
Таким образом, Аллах научил всех людей таухиду-рубубия, после этого Аллах отправляет человека в дуние с таухидом, потом дает ему разум (чтобы отличить хорошее от плохого, единобожие от многобожия, истину о лжи) и затем отправляет к нему посланника. И после этого разве будут у человека какие-нибудь оправдания против Аллаха? Конечно же нет. Поэтому если человек лишается разума – Аллах снимает с него обязательства поклонения до тех пор, пока к нему не вернется разум. А также, если к человеку не дошел посланник (увещеватель) – у него будет оправдание. Но те, кто услышал о пророке и о том, с чем он пришел, отличил разумом истину от лжи и не ответил ему, т.е. не последовал за посланником – он находится в большой опасности.
Поэтому шейх ат-Тамими говорит, что Аллах ниспослал посланников ко всем. Как это говорит Аллах в суре 35 «Фатыр» (24):
إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيراً وَنَذِيراً وَإِن مِّنْ أُمَّةٍ إِلَّا خلَا فِيهَا نَذِيرٌ
«Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель».
Далее шейх говорит, что тот, кто подчинится Посланнику – тот войдет в Рай, а кто ослушается – зайдет в огонь.
Аллах не оставил человека без руководства, не дал человеку следовать своим умозаключениям в поисках пути к Аллаху. Человек не достигнет довольства Аллаха, не войдет в Рай и не может не опасаться Ада – пока не пойдет дорогой Посланника. Поэтому человек, чтобы попасть в Рай, должен изучать Сунну Пророка, салаллаху алейхи уасалям, подчиняться его приказам.
Доказательство в хадисе от Абу Хурейра (Бухари 7280, Муслим): «Посланник Аллаха сказал «Вся моя община войдет в Рай, кроме тех, которые не захотели. Сподвижники удивленно спросили – О, Посланник Аллаха, кто те, которые не захотели? – Пророк (салаллаху алейхим уассалям) ответил – Кто подчинился мне – те зайдут в Рай, те, кто ослушался – они из тех, кто не захотели». Т.е. те, кто ослушается Посланника, салаллаху алейхи уасалям, как бы говорят «нет нам не надо в Рай». Как отметил ибн Хаджар: «Пророк называет свою сунну Раем!».
Доказательства о подчинении Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, из Корана (со слов имама Ахмада в Коране всего около 30-ти аятов о подчинении Посланнику):
1. Сура 3 «али-Имран» (31):
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .
«Скажи «Если вы любите Аллаха – то следуйте за мной и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий Милосердный»;
2. Сура 4 «ан-Ниса» (13):
تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние»;
3. Сура 24 «ан-Нур» (51):
إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَن يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаемся и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими»;
4. Сура 24 «ан-Нур» (52):
وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللَّهَ وَيَتَّقْهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ
«Те, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех»;
И таких аятов, указывающих на то, что подчинение Посланнику, салаллаху алейхи уасалям, станет причиной вхождения в Рай, большое множество.
В подчинении Посланнику Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, т.е. в следовании Корану и Сунне, человек находит жизнь или счастье, оживляющее сердце и душу человека. Как говорит об этом Аллах в суре 8 «аль-Анфаль» (24):
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ
يَحُولُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَقَلْبِهِ وَأَنَّهُ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах – между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему».И даже в мирских делах человек должен руководствоваться методологией (манхаджем) Посланника Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, т.е. следовать манхаджу Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Потому что приказы Аллаха охватывают как сами обряды поклонения, так и повседневную жизнь человека – его взаимоотношения с другими людьми и со всеми другими творениями Аллаха.
И в доказательство своим словам шейх ат-Тамими приводит суру 73 «Музаммиль» (15-16):
إِنَّا أَرْسَلْنَا إِلَيْكُمْ رَسُولاً شَاهِداً عَلَيْكُمْ كَمَا أَرْسَلْنَا إِلَى فِرْعَوْنَ رَسُولاً
فَعَصَى فِرْعَوْنُ الرَّسُولَ فَأَخَذْنَاهُ أَخْذاً وَبِيلاً
Поистине, мы направили к вам Посланника, который будет наблюдателем за вами и свидетелем против вас так же, как направили мы Посланника и к Фараону. И ослушался Фараон этого Посланника, и взяли мы его хваткой крепкой».
Ибн Аббас, комментируя этот аят, сказал: «Посланник Мухаммад, салалаху алейхи уасалям, будет свидетельствовать в Судный день».
Здесь Аллах приводит пример наказания Фараона за ослушание Его посланника Мусы, алейхи салят уасалям. И за свое ослушание Фараон подвергся мучительному и продолжительному наказанию. Три раза Фараон подвергается наказанию:
1. Аллах уничтожил его в этой жизни – потопив его в море;
2. Аллах наказывает Фараона и его род в могиле. Сура 40 «Гафир» (45-46):
وَحَاقَ بِآلِ فِرْعَوْنَ سُوءُ الْعَذَابِ
النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوّاً وَعَشِيّاً
«…а род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения – огонь, в который их ввергают утром и после полудня…»
3. Аллах наказывает Фараона еще более жестокому наказанию в Судный день. Сура 40 «Гафир» (46):
وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ
…А в День наступления Часа подвергните Фараона самым жестоким мучениям»;
Все люди должны обратить внимание на опасность ослушания Посланника и не подвергать себя риску такого наказания!
Сура 10 «Юнус» (31): |
قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ والأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ |
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»». Этот аят доказывает то, что мушрики времен Посланника, салаллаху алейхи уасалям, верили в то, что Аллах создатель и дает ризык. Но одно только это им не поможет в Судный День. В наше время люди считают достаточным верить или знать в сердце, что Аллах наш Господь и Создатель – непременным условием спасения является подчинение Посланнику Мухаммаду, салаллаху алейхи уасалям, и принятию всего того, с чем он пришел!
Сура 27 «Намль» (14):
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْماً وَعُلُوّاً فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотрите же, каким был конец распространяющих нечестие!». Этот аят доказывает то, что фараон верил в сердце, но не подтвердил это языком и делами.
Урок 7.
Суть второго вопроса – таухид улухия.
После того как мы поняли, что Аллах является создателем и дающим пропитание, и то, что он не нуждается в помощниках. После этого мы понимаем, что Он единственно достойный поклонения и в этом поклонении Ему тоже не нужны помощники и сотоварищи.
Аллах недоволен, когда ему приобщают сотоварищей, как приходит в Коране сура 39 «аз-Зумар» (7):
إِن تَكْفُرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنكُمْ وَلَا يَرْضَى لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ وَإِن تَشْكُرُوا يَرْضَهُ لَكُمْ وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى ثُمَّ إِلَى رَبِّكُم مَّرْجِعُكُمْ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ |
«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это». Аллах доволен теми, кто поклоняется Ему в исламе, в том, что противоречит ширку.
Сура 22 «аль-Хаджж» (31):
حُنَفَاء لِلَّهِ غَيْرَ مُشْرِكِينَ بِهِ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنَ السَّمَاء فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ |
«Оставайтесь ханифами и не придавайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место».
Шейх Абдурахман ас-Саади по поводу этого аята: «Иман (таухид) это словно опора для человека в небе. И когда человек лишается этой опоры, он падает с неба и его ожидает смерть. И по дороге вниз птицы расхватывают его по кускам, или ветер забрасывает его в далекое место. Человек, который оставляет иман и занимается ширком, становится игрушкой (мячиком) в руках шайтана».
1. Ширк – самая большая несправедливость. Аллах говорит в суре 31 «Лукман» (13):
وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»».
Как приходит в хадисе (Бейхаки): «Аллах говорит: «Я сотворил человека, а он поклоняется другому. Я ему даю пропитание, а он благодарит другого»».
2. Ширк – это грех, который Аллах не прощает, если не будет покаяния. Как говорит Аллах в суре 4 «ан-Ниса» (48):