Й вопрос: Таклид в основах религии.

Сказал Аш Шаукани в «Иршад аль Фухуль»

(Глава Таклида в Основах Религии): «Разногласят ученые в том, действителен ли таклид в вопросах, постигающихся разумом, которые связаны с существованием Творца и Его качествами, дозволен ли в них таклид или же нет?»

И передал Разий в «Аль Махсуль» (6 том, 91 стр.) от многих из ученых, что это дозволено, а ибн аль Хаджиб в «Аль Мухтасар» не привёл это, кроме как от Аль ‘Анбарий.

Большинство же склонились к тому, что это недозволено.

2) Сказал Имаму ль Харамейн в «Аш-Шамиль»:

"Не высказались о дозволенности таклида в основах религии, кроме как ханбалиты."

3) Сказал Устаз Абу Мансур:

«А если же человек взял себе убеждение без того, чтобы узнать это с доказательством(таклидом), то разошлись относительно него, и сказали большинство имамов: «Он является верующим из тех, кто получит заступничество, даже если и отклонился за оставление правильной аргументации, и также об этом сказали имамы хадиса.»

Сказал Шаукани:

«О Аллах, до чего же удивительно видеть эти высказывания, от которых съёживается кожа, и трясётся тело когда их слышишь, ведь это преступление против большинства этой уммы, помилованной уммы, а также обязывание их тем, что они не могут и будет трудным для них, и сколько было сахабов, которые не достигли степени иджтихада, и был у них лишь общий иман, и посланник Аллаха, мир ему и благословение не обязал их познанием всего этого, в то время как находился среди них, и не вывел их из Имана за их упущение в постижении знания обо всём этом с доказательствами.

И то что передал Устаз Абу Мансур от имамов хадиса, что он муъмин, даже если и совершил нечестие, не является правильным приписывать ему нечестие ни вдоль, ни поперек, наоборот, мазхаб прошлых поколений и тех, кто на том, на чём они, это удовлетворение общим иманом, и это и есть то, на чём лучшие из поколений., затем те, которые были после них, и те, кто был после них, более того, многие из них даже запрещали углубляться в эти вопросы, и считали это заблуждением и невежеством, и не скрылось это из их мазхабов, и знают это ученые по усулю и факихи.

4) Сказал Устаз Абу Исхак:

«Склонилась группа хадисоведов к тому, что размышление и аргументация посредством разума в том, что касается таухида не является обязательным, а правильным является лишь возвращаться к Корану и Сунне, и считают занятие тем, что обязует разум - куфром, и то что аргументация не является сама по себе целью, а лишь является способом к получению знания, чтобы человек достиг отсутствия колебания, и тот, у кого имеется подобное убеждение, в котором нет сомнения, даже если нет у него категоричного доказательства, этот человек становится верующим, и спадает с него обязанность требовать всё с доказательством."

5) Сказал Ассафарини в своём назме, что простолюдины мусульман -верующие:

فالجازمون من عوام البشر

فمسلون عند أهل الأثر

6) Сказал Абу ль Хаттаб: «Знание делится на два вида:

1) Вид, в котором неприемлем таклид, а это: познание Аллаха, Его единственности, достоверность посланничества и подобное этому, потому что следующий за другим в этих вопросах либо допустит, что тот, за кем он следует, может ошибаться, либо он будет считать это невозможным, и если он допустит что тот может ошибаться, то он будет сомневающимся в правильности его мазхаба, а если же будет считать это невозможным, то засчет чего? Каким образом он может знать, что это невозможно? Какой на это далиль?

И если он последовал за ним считая, что его слова истина, то каким образом он познал его правдивость? А если же последовал за другим, посчитав его правдивым, то каким образом он узнал правдивость другого?

Если же он положился на то, что его душа спокойна и уверена в правдивости этого человека, то какая тогда разница между ним и между спокойствием душ иудеев и христиан, которые тоже мукаллиды?

И какая разница между словом того, за кем он следует, о том, что он правдив, и между словом другого?

2) А что касается таклида в ответвлениях, то это дозволено по единогласию...

(Роудату Нназыр, 436)

Наши рекомендации