Вот моя обязанность здесь. 17 страница

«Да внимает душа твоя каждому крику страдания»10.

«Можешь ли ты вырвать из сердца своего божественное сострадание? Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа, беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.

Чем более ты сольёшься с ним, растворив своё бытие в Едином Бытии, чем более Душа твоя войдёт в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в совершенное сострадание»11.

«''Буддами Сострадания'' называются те Бодисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, то есть пройдя весь тайный путь Отречения, отказываются от блаженства Нирваны... чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо [в духе] в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы те следовали Доброму Закону, иначе — направлялись бы на путь праведности. Эзотерический северный буддизм признаёт подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым»12.

К тому же великому качеству призывает и Живая Этика.

«Я Говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания.

В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания.

Все Бодисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»13, — говорится в книге «Зов».

«Сострадание не плачет, но помогает»14.

«Сострадание имеет корни лишь в сердце»15.

За состраданием следует милосердие. «Сей добрые дела и ты пожнёшь их плоды. Бездействие в деле милосердия преобразуется в действие смертоносного греха. Так говорит Мудрый»16.

Об одном из великих понятий — о смирении — в «Книге Золотых Правил» говорится очень глубоко и лаконично:

«Достигай смирения, если желаешь приобрести Мудрость.

Умножь смирение, если Мудрости ты уже достиг»17.

Об этом, может быть одном из наиболее не понятых людьми качеств, Живая Этика даёт подробные разъяснения.

«Люди исказили понятие смирения; оно так нужно в отношении Иерархии, но люди для удобства сделали из него ничтожество»18.

«Хуже всего понимать смирение как ничтожество. Смирение есть достойное несение Служения»19.

«Одно из великих понятий часто толковалось неправильно — именно великое понятие смирения. Оно толковалось как непротивление злу, оно толковалось как добросердие, как милосердие, но мало принимали самоотречение как смирение. Между тем только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения. Воистину, Мы видим великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Мы знаем великие опыты, производимые в лабораториях смиренно на благо человечества. Мы знаем великие огненные опыты отдавшихся смиренно на благо человечества. Мы знаем явление на пути к Миру Огненному, которое вдохновляло всё окружающее. Истинно, многообразно смирение, явленное самоотверженностью и самоотречением. Героизм есть проявление разных видов смирения. Так рекорды пространства заполняются великими действиями смирения. Неоценимы эти огненные полёты духа. Так, истинно, герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества»20.

Далее в этой же книге даётся формула: «Смирение есть спутник удачи»21и разъясняется, что, когда общинник приписывает себе удачу в выполнении поручения, данного Иерархией и насыщенного Высшей Помощью, считает этот достигнутый успех своей заслугой и требует поклонения за достигнутое, «он этим закрывает рекорды пространства. (...) ...Лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче. Кто же дал все возможности? Кто же дал направление? Кто же явил всё добро? Лишь Иерарх, лишь Вождь, лишь Силы Светлые»22. «Не я, не моё, но Твоё, Владыка!» — так написано на каждом кольце доспеха общинника-удачника. «Так запомним о смирении, когда желаем быть истинными удачниками»23.

Вот так разворачивается перед нами глубинный смысл кратких изречений о качестве смирения, данных в «Книге Золотых Правил».

В ней также предупреждается о нашем злейшем враге, единственном, могущем нас погубить, — о нашей самости. «Закали свою душу против обольщений своей самости; заслужи для неё наименование ''Алмазной Души''»24. «...Из крепости души своей изгоните всех врагов своих: честолюбие, гнев, ненависть, до последней тени личного желания»25. «Овладей своими помыслами, если желаешь переступить порог, о стремящийся к совершенству!»26

В книгах Живой Этики мы также находим немало предупреждений против самости. «...Когда дух направляется в сторону эгоизма, может произойти смерть духа»27. «...Каждое явление самости есть явление гибели»28.

И перечисленные в «Книге Золотых Правил» враги души также порождены самостью.

Для того чтобы достигнуть Мудрости и Освобождения, эта книга призывает покинуть безвозвратно восемь жестоких бедствий. В примечаниях к ней поясняется, что «восемь бедствий» — это те «оковы, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно, к временному, преходящему»29. Они таковы: 1. Желание чувственных наслаждений, рабство у своих страстей. 2. Отвращение ко всему, что заключено в некрасивые формы. 3. Закоснелость в личной гордости и невежестве. 4. Заблуждение относительно личного бессмертия. 5. Сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм. 6. Желание Неба как продолжения здешней жизни. 7. Ложное убеждение в действительности внешнего религиозного культа. 8. Все виды эгоизма, личной корысти.

И в заключение — предупреждение, данное тем, кто стремится ускорить свой духовный путь. Карма с удесятерённой силой проявляется, когда человек встаёт на путь сильно ускоренной эволюции и происходит «быстрое переживание ранее созданной Кармы. ...При обыкновенных условиях душевного развития она растянулась бы на много существований. Глубокая искренность, соблюдение полной правды в мыслях, чувствах и поступках необходимы для движения по ''узкому пути'', иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого основного закона Духа немедленно отражается на жизни ученика»30.

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», — говорит Христос.

И этим немногим и посвящает свою публикацию Елена Петровна Блаватская.

9–11 августа 1991 г.

ЗВЕНО

Иерархическое построение — по звеньям. Это — библейская лестница Иакова, по которой нисходят и восходят Ангелы. В Учении Живой Этики указано крепко уцепиться за ближайшее к нам звено. И это вроде бы понятно.

Но здесь начинают возникать затруднения, которые, если не осознаны и не устранены, могут привести к разрыву цепи, то есть к разрушению иерархического построения.

Что при этом надо осознать? То, что наше ближайшее звено в большинстве случаев не есть архат или один из членов Белого Братства, а наш сотрудник, немного более продвинутый на пути познания Живой Этики и обладающий более развитой духовностью, дающей возможность прохождения через него Луча Иерарха и передачи этого Луча или Тока вниз по цепи.

Это не значит, что он уже изжил все свои личностные недостатки и утвердил полностью все превосходные качества. Но важно то, что он стремится к этому непрестанно, что он находится в эволюционном процессе и что эти несовершенства не препятствуют ему крепко держаться за своё звено и не пресекают Тока, идущего сверху.

Быть учеником не просто и не легко. Прочитав в Учении указание «каждый имейте учителя на земле», многие кидаются на поиски такового, не задумываясь, готовы ли они к ученичеству. А без этой готовности наличие учителя не поможет. Что для этого нужно? Прежде всего — соизмеримость, то есть умение отличить малое от большого, ничтожное от великого и сосредоточиться на большом, отстранив малое. Не личность земного Гуру должна занимать внимание ученика, а те его качества и достижения, которые поставили его на определённую ступень лестницы Иерархии. Таким образом, с одной стороны, требуется уважение, а с другой — терпимость. Если эти качества развиты, человек может стать учеником; иначе цепь будет не крепка и при первом же испытании может порваться.

А испытания не замедлят. Тёмные не терпят стройности построения, какой является лестница Иакова, и всячески стараются эту гармонию нарушить. При этом они пользуются слабостями ученика, играя на них, как на клавишах, точно зная, какую нажать. Используются обидчивость, гордыня, самомнение, уверенность в своей правоте, недовольство, раздражение, склонность к критиканству. Эти свойства, если ученик с ними не борется, раздуваются до степени разрушительной. В результате ученик начинает бить по своему звену, не думая, что эти удары передаются по всей цепи и резонируют до самой Вершины. Обратный удар неизбежен.

Поэтому, перед тем как утвердиться на земном учителе, надо проверить себя, можешь ли ты вместить пару противоположностей: с одной стороны, принять своё звено без иллюзий, а с другой — являть должное уважение к нему и следование за ним.

В обоих случаях требуются качества справедливости и соизмеримости.

Это приведёт к успешному, плодотворному сотрудничеству, и такое иерархическое объединение послужит оплотом больших неотложных дел.

25 августа 1991 г.

КОВЁР ПОЛЁТА

Беседа на выставке картин Николая Рериха «Гималаи»

Когда темно, когда грозно, тогда держите сознание на будущем. У Нас будущее зовётся ковром полёта.

Община. 189

Явление будущего воспламенит сердце. Самое подавляющее может рассеяться лишь от будущего.

Мир Огненный. II. 443

Есть две категории людей. У одних всё позади, у других всё впереди, независимо от их возраста. Ретроспектива и перспектива — две точки зрения на жизнь. Они определяют духовное здоровье человека. Пессимизм и оптимизм проистекают из этого мировоззрения. Все религии, в их чистом виде, учат перспективному мышлению, провозглашая бессмертие души и жизнь вечную. Грубый материализм, отрицая дух, обрекает человека на смерть, так как всё материальное конечно, оно даёт приговорённость к смерти, и потому её так боятся люди.

«Следует переносить всё сознание в будущее. Редко кто находит в себе мужество признать нежелательность возвращения в прошлое. Явление смелой жажды будущего показывает, что дух готов для огненных познаний»1.

Человек — творец своего мира, своего будущего. В настоящем многое невозможно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осуществимо, и нет преград творческой мощи мысли. Можно мечтать о будущем, можно забрасывать самые дальние якоря и творить это будущее согласно своему идеалу.

Поразительно, как много вдохновенных призывов к будущему имеется в книгах Живой Этики! Уже в предисловии к книге «Агни Йога» говорится: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы».

Учение Живой Этики говорит, что среди кратковременных и непрочных земных радостей «одна радость неотъемлема — радость мысли о будущем. Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего. (...) В этом зове пространства заключена огромная радость. Кто боится будущего, тот ещё находится в животном состоянии, и мировая трапеза ещё не для него.

Научиться углубить и вознести мысль о будущем — значит занять в нём место, которое будет расти вместе с сознанием»2.

К какому будущему устремляться? Для многих будущее мрачно и темно. Естественно, что не к такому будущему призывает нас стремиться Учение. Отталкиваясь от несовершенств настоящего, представляя себе противоположные положения, мы тем самым творим на плане мысли эти улучшения. А затем эти мыслеобразы начинают материализовываться, входить в жизнь; и мы помогаем этому процессу своими руками, своим трудом, своим творчеством. Работая для будущего, мы претворяем настоящее; оно уже не господствует над нами в нашем сознании.

«Будущее можете понять как оборот от ночи ко дню»3.

Будущее помогает нам оценить происходящее в настоящем. «...Вдвигая факт в будущее, находим его ценность»4. Сейчас, например, мы стоим перед фактом выставки картин Рериха «Гималаи». Что несёт приход к нам картин священных гор, с высот которых стекаются к нам капли жизни, необходимые для роста нашего духа? Несёт «прикасание к величию, которое питает дух». Можем ли мы учесть все последствия этого факта?

По аналогии мы вспоминаем, как в 1960 году в этих же залах была открыта выставка 60 картин Н.К.Рериха, привезённых его сыном для города на Оби. В центре огромного города внезапно просиял несказуемый свет. Загорелись переливы красок, стали излучаться высокие энергии, наслоённые на них рукой великого художника, посланца нового мира. И через какое-то время духовный посев стал давать всходы. Многие пробудились к духовной жизни, и это пробуждение определило всю их дальнейшую судьбу.

Не в наших малых мерах учесть следствия выставки «Гималаи», но что они будут — это несомненно.

Что будет служить проводником в будущее? «Реальное знание без предрассудков»5. Непредубеждённое познавание приведёт к открытиям, которые расширят наше сознание и обогатят нашу жизнь. Вехи к этим новым знаниям расставлены в книгах Учения. Но это отдельная тема, а сегодня хотелось бы подумать о том, как «устремиться в будущее мимо сажи настоящего», как сказано в «Озарении».

«...Без представления о будущем, воплощения будут лишь бессмысленным отрывком листа жизни. Именно, животный разум не нуждается в осознании будущего, но именно воля познания двигает человека к пониманию смен жизни»6.

И наша будущая жизнь на земле, как и наше пребывание в Тонком Мире, будет строиться согласно нашим устремлениям, в соответствии с созданным нами идеалом.

«Украшение будущего всеми цветами воодушевления — свет зари. Украшение прошлого как венок могильный. Утверждающий мощь будущего Наш воин, даже сила его умножится от сокровища будущего»7.

«В каком доме будет расти психическая энергия? Конечно, в доме, который устремлён в будущее»8.

Агни Йога советует «отменить страх за будущее»9, так как «будущее состояние заключено в сознании нашем».

«Страх будущего есть ужас Мира. Он вторгается в жизнь под различными пониманиями. Он постепенно разлагает ум и омертвляет сердце. Такой страх ложен в природе своей. Люди знают, что каждое их местонахождение не вечно, значит, разумно будет немедленно приготовлять нечто будущее. (...) ...Самая здоровая и прекрасная мысль будет о будущем»10.

«Ни прошлое, ни настоящее не дадут осилить весь гнёт Мира. Только будущее, во всей огненности, перенесёт к берегам новым»11.

«Радость о новом уже есть крылья к будущему»12.

«...Огонь мысли зажигает и складывает облик будущего»13.

Как нам относиться к испытаниям, к ударам судьбы?

«...Без понимания будущего удары-двигатели не понятны. Они могут порождать сетования и уныние. Потому так нужно постижение основ самоусовершенствования для великого будущего»14.

«Сотворение добра есть улучшение будущего. (...) Нелепо думать, что добро отвлечённость или заслуга. Оно есть спасение будущего, ибо без него нет утверждения восхождения»15.

«...Только будущее может освободить от тяжести ощущений, и не слишком трудно приучиться думать о будущем, если усвоили устремление к самому Высшему. Так утверждайте во всех действиях полезность понимания будущего. Много воспоминаний, сожалений, обид и разных прошлых ненужных вещей только отталкивают магнетизм грядущего, уже сложенного. Явление магнетизма будущего есть великий двигатель, и нужно его понять совершенно реально»16.

«Человек должен быть постоянно на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение. Человек не может утверждаться на бывшем, ибо его больше не существует»17.

В книгах Живой Этики даётся много сведений о жизни в Мире Тонком; много указаний, как подготовиться к переходу туда, как вести себя там, какие там условия существования. Это целая большая тема, связанная с темой о будущем, совершенно непреложном для всех без исключения. Но, как сказано в книге «Мир Огненный», «иногда люди доходят до такой нелепости, что считают каждую мысль о жизни будущей как бы концом земного существования». Но «каждый путник, просвещённый мыслью о вечном пути, может идти с радостью»18.

Ведь все религии, все заветы всех эпох и народов говорят в той или иной форме о жизни вечной, о бессмертии души. Теперь об этом начала говорить и наука.

Недавно по телевидению был показан фильм известного американского тележурналиста Фила Донахью «Пережившие клиническую смерть». Это как бы продолжение книги доктора А.Моуди «Жизнь после жизни» о загробном существовании во время клинической смерти. Как и многие другие признаки, этот факт тоже знак наступления новой эпохи, отличающейся смелым, непредвзятым познаванием. Пусть это только первые робкие шаги в область потустороннего мира, но они уже делаются на наших глазах, и этому можно порадоваться.

Радостно замечать и отмечать каждый признак наступления новой эпохи!

«...Теперь, на пороге смены Юги, мы все должны понять, что само светлое будущее возможно, но лишь зло людское может препятствовать скорейшему наступлению светлой эпохи»19.

«Время великое и грозное — так утверждается светлое будущее».

«Когда радость будущему живёт в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Потому так важно воспитывать сердце в этом устремлении к созданию мощного будущего»20.

Живая Этика придаёт особое значение мысленному строительству новой эпохи.

«Мышление — залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего»21.

«Каждый должен мыслить о переустройстве Мира...»22

Духовные Учителя говорят: «Мы живём в будущем, Мы знаем прошлое, Мы не боимся Беспредельности и ожидаем каждого продвижения. Будущее стоит как великая действительность. Лишь тонкая закрытая дверь отделяет от будущего, которое уже оформляется каждым нашим дыханием»23.

«...Мы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего. Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом»24.

«Мы смотрим в будущее, и в этом устремлении находим твёрдость и мужество»25.

Елена Ивановна Рерих в одном из своих писем призывает: «Прошу всех проникнуться великою серьёзностью и торжественностью грядущего времени и помнить, что мы должны напрячь все свои силы, чтобы преуспеть в самоусовершенствовании. Будущее велико и прекрасно».

В Учении Живой Этики много говорится о Новом Мире. Оно наполнено пламенными призывами к осмыслению и построению Нового Мира.

«Новая Заря уже светит на тёмном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее»26.

«Нужно каждый день мыслить о задачах Нового Мира»27.

«Не ничтожному свидетелями будете. Преобразится жизнь — Я говорю»28.

«Расы сотрутся в Новом Мире»29.

«...Новый Мир устремлён к мирам дальним»30.

«Радость познания должна стать преимуществом Нового Мира»31.

«Светлая, всепобеждающая мысль будет вполне соответствовать условиям грядущей Новой Эры сотрудничества»32.

«...Молнии мысли могут дать решение мира»33.

«...Если в Чёрном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно»34.

«Человечество нуждается в очищении существования. Так нужно начинать переустройство от очагов, от жизни каждого дня. ...По всему миру вне народности, но личным началом, будет исправляться жизненный принцип»35.

«...В Новом Мире всё должно быть направлено ко Благу»36.

«Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху»37.

«Новый Мир... явит любовь к ценностям Природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни»38.

«Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью»39.

«Каждый должен мыслить о переустройстве Мира, ибо когда мы поймём происходящее, мы поймём приближение будущего. Каждая мысль, направленная к строительству Новой Эпохи, даст свои формы»40.

«Именно, воскресение духа даст новую Эпоху»41.

«Очищение основ должно утвердиться, ибо без этого невозможно явить Новый Мир»42.

«...Задача Нового Мира пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный облик Красоты»43.

«Истинно можно сказать, что Новый Мир идёт. Пусть многое не понято и извращено, но входят новые возможности, которые со временем дадут новое мышление и миросозерцание»44.

«...Близок час, когда ненужная чешуя начнёт спадать и Мир Света начнёт нарождаться на радость»45.

И в книгах Живой Этики, и в письмах Елены Ивановны Рерих предсказывается великий расцвет нашей Родины, «России будущей чудная повесть»46.

«Нрав русского народа просветит красота духа. (...) Россия процветёт искусством»47.

В своих письмах последних лет Елена Рерих пишет о России: «Свет стоит над Родиной»48. «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия. (...) Она... пойдёт путём особым, путём самостоятельным, путём сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света»49.

А теперь хотелось бы привести маленькие примеры мечтаний о будущем. У каждого такие представления могут быть индивидуальны, но все они будут являть противовес уходящей эпохе и помогать строительству Нового Мира. Ведь «каждая возможность утверждается притяжением мысли»50. В Учении говорится: «Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему! Истинное приветствие Наше получит костёр ваших помыслов.

...Пусть Страна будущего облекается в плоть мысли»51.

Вот как выражает свои мечтания о новых человеческих взаимоотношениях выдающийся американский поэт-гуманист Уолт Уитмен:

Приснился мне город, который нельзя одолеть,

хотя бы напали на него все страны вселенной,

Мне снилось, что это был город Друзей,

какого ещё никогда не бывало,

И что превыше всего в этом городе крепкая

ценилась любовь, и в ней была главная суть,

И что каждый час она сказывалась

в каждом поступке жителей этого города,

Во всех их словах и взорах.

Листья травы

(Далее был прочитан сказ «Храм Истины. Путешествие по будущему», см. с. 39. — Ред.)

15 сентября 1991 г.

СЛОВО О КНИГЕ Н.К.РЕРИХА «ПУТИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ»

«Круглый стол» Сибирского Рериховского Общества

Это была первая книга Николая Рериха, которую я прочитала. До тех пор я знала его только как художника; эта книга приобщила меня к нему как к писателю, ознакомила с новой гранью его творческой деятельности. Сам Николай Константинович не делил своего творчества на разделы — художник, писатель, поэт, учёный, путешественник. Всё это было для него едино и неделимо. И, постигая одну из граней этого неделимого, мы начинали лучше понимать и другие аспекты его деятельности.

В этой книге — «Пути Благословения» — автор ведёт нас благими путями к свету и к той радости, которую никто и ничто не может у нас отнять.

Слова, призывы и утверждения Рериха в этой книге напоминают горные вершины его гималайского цикла картин. И то, и другое, по его выражению, «ступени ко храму».

Поражает красота названий книг Рериха: «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор», «Сердце Азии»... Какая чувствуется глубина и высота в этих наименованиях; и чем больше в них вдумываешься, тем больше они восхищают. Они — как ступени к вершинам духа, как вдохновенные призывы к Миру Света.

Открываешь книгу «Пути Благословения», и сразу поражают слова, запоминающиеся потом на всю жизнь: «''Истинно, истинно! Красота есть Бог! Искусство есть Бог. Знание есть Бог. Вся слава, всё великолепие, всё величие есть Бог. Истинно, истинно!'' — воскликнул индусский Святой, возвращаясь из состояния Самадхи», из состояния озарения, прозрения в Правду Мира.

Рерих говорит о том, что красота и мудрость — не роскошь, не привилегия, но они суждены всем нам, на всех путях нашей повседневной жизни. Лишь бы не забыть об этом за суматохой мелких дел. И книги Николая Рериха помогают не забыть. Он твёрдо утверждает, что на развалинах старого мира «уже возникает новая жизнь», что «новый мир идёт!» и камнями основания храмов нового мира будут красота и мудрость, искусство и знание.

Первая статья говорит об искусстве — подлинном и мнимом; о том, что «его убедительность кроется в путях его возникновения». Из рассудка ли, из надуманности и условности моды возникает оно или из сердца, из глубин духа? И только подлинное искусство сможет объединить людей.

В этой книге помещена поэма в прозе о красоте земли Русской и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». И именно теперь, когда Россия во мгле и требует утверждения своего будущего, необыкновенно значимо звучат в этой поэме слова великого патриота и провидца о нашей Родине: «...Пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь».

Повесть «Пламя», помещённая в этой книге, отчасти автобиографична. В ней просматриваются некоторые детали из биографии Рериха, особенно в описании северного острова, где он жил с семьёй перед отъездом в Европу и Америку. В этой повести он рассказывает об алом пламени, которое вспыхивает в душе человека при столкновении его со злобой, подлостью, клеветой, непониманием. «...Бойтесь алого пламени, — призывает он. — Оно выедает все ценные условия восхождений и ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя». И вот его герой начинает бороться за то, чтобы его пламя изменило цвет, стало голубым. «Хочу радоваться, — говорит он. — Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте».

И кончается эта повесть дивными словами из «белой книги», как называет здесь автор Бхагавад-Гиту: «Знай, что то, которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое.

Преходящи лишь формы этого Воплощённого, который вечен, неразрушим и необъятен.

Поэтому сражайся. (...) Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим — плоды деятельности.

Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и в неудаче, совершай деяния в слиянии с Божественным».

Искусство и знание. Значение этих великих, созидательных понятий утверждает Николай Рерих в статье «Адамант»; говорит «о вечном и обновлённом значении этих понятий». «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства», — эти слова Рерих написал как будто сейчас, а не в 1920 году. «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства». «Единственная опора жизни — искусство и знание. Именно в наши трудные дни, в наше тяжёлое время будем твёрдо помнить об этих светлых двигателях». «Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа», — говорит он.

В статье «Одеяние духа» Николай Рерих говорит о человеческой ауре и о её цветовой гармонии с окружающей жизнью. «Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета. Человек ищет соотношение себе в окружающей жизни. (...) Вашей лучшей аурой вы притянете себе лучшие излучения. (...) Всё должно быть жизненно. Всюду должно быть сцепление обоюдной помощи».

В статье «Действие» даётся чрезвычайно актуальное указание, как сократить «апофеоз суеты наших дней... этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей». Оно дано в предании о том, как «однажды великий Акбар провёл черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.

Наши рекомендации