Первейшие признаки невежества и глупости
Каждый, кто когда-либо беседовал со мной, знает, что я никогда не выказываю приверженности одному шейху, дабы противоречить другому. Я стараюсь избегать нововведений на пути, ибо нам для следования прямым путём и спасения вполне достаточно Сунны нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Совершающему благие дела, я желаю увеличения их количества, а грешнику - раскаяния и прощения. Любой из потомков Адама ошибается, а лучшими из них считаются те, которые каются, ведь, как говорится «У каждого праведника есть свое прошлое, и каждого грешника есть свое будущее…». Истинные приверженцы Сунны — это творения Аллаха, которые являются самыми милосердными к другим Его творениям. И если бы совершающие грехи и противоречащие истине знали о том, как сильно мы хотим для них покаяния и как мы обрадовались бы ему, тогда они не захотели бы больше оставаться в таком положении.
В некоторых случаях виновными оказываются обе стороны: как мы, так и они. К примеру, по мнению некоторых, одного проступка вполне достаточно, чтобы можно было забыть о всех достоинствах и благих поступках человека. И к чему, спрашивается, нужны эти нападки, на проповедников Ислама, и имеют большое влияние на простых людей?! И это при всем том, что мы не видим от них ничего, кроме благого, и желания следовать за словами наших величайших имамов.
Что же нам теперь оставить этих проповедников и отправиться слушать бредни аль-Джафари и Амра Халида?! Что с вами, как вы рассуждаете?
Шейхуль-ислам сказал об отказе от общения с приверженцами нововведений и нечестивцами: «Если исполнение обязанностей — получение и распространение знания, джихад и так далее — невозможно без помощи приверженца нововведений, вред от которых меньше вреда от оставления этих обязанностей, лучше обрести это благо (исполнение обязательного) за счёт меньшего вреда, нежели поступить наоборот. Следовательно, этот вопрос нужно рассматривать подробно…» («Маджму‘ аль-фатава», т. 28, с. 212).
Некоторые люди только и занимаются тем, что предостерегают других от такого-то и такого-то, и никак не могут угомониться. Причиной может быть следование своим страстям, зависть, фанатизм или разногласие, в том числе и материального характера, или высказывание в адрес определённой личности — он встаёт на защиту этой личности, таким образом и начинает внушать людям отвращение к человеку, который, возможно, приносит пользу, обучая людей, призывая к исламу и защищая его.
Мне понравились слова шейха Мукбиля, да помилует его Аллах: «Мы любим правительства в соответствии с тем благом, которое есть в них, и ненавидим их в соответствии с тем злом, которое есть в них» («Хазихи да‘ватуна ва ‘акыдатуна», с. 20). Это и есть беспристрастность. Но некоторые люди, когда речь заходит о том или ином человеке, джама‘ате и так далее, принимают лишь то, что согласуется с их страстями, не глядя на причины и обстоятельства, и занимаются лишь тем, что предостерегают и отвращают людей от неугодных им.
Если бы мы захотели найти среди людей пример для подражания, лишённый каких бы то ни было недостатков, то не смогли бы этого сделать, ибо единственным таким человеком был посланник Аллаха, r.
Разумному человеку хватает собственных недостатков, чтобы занимать себя ещё и чужими… К сожалению, молодёжь сегодня чрезмерно увлеклась пересудами и обсуждениями всех и каждого. Посмотрите на них — они тратят драгоценные часы своей жизни, злословя и сплетничая на разного рода собраниях. Если предложишь им тему, связанную с единобожием, то понимающих и знающих её, среди них, можно пересчитать по пальцам. Зато, если спросить их о том, что они думают об Абу Исхаке аль-Хувайни, да хранит его Аллах, вы увидите настоящие чудеса: сотни желающих высказаться, передающих чьё-либо мнение, анализирующих, обвинителей и защитников… Да помилует Всевышний Аллах нашу общину! Как сатана сумел заставить их заняться почернением репутации учёных и искателей знания под предлогом защиты религии от приверженцев нововведений?!
Да, упоминание вопроса, в котором ошибся аль-Хувайни или кто-либо другой, может быть полезным, если постараться понять его точку зрения, рассмотреть приводимые им доводы и сравнить их с доказательствами учёных, придерживавшихся иного мнения по этому вопросу, с целью поиска истины и следования за ней. И, при этом, мы должны обращаться к Аллаху с мольбой за допустившего ошибку, прося прощение за него, и думать, что он всё равно заслуживает награды (как допустивший ошибку старающийся).
Поверьте мне, если бы Абу Исхак занимался тем, чем занимаются эти люди, он окончил бы свой век невеждой. Однако он проявлял терпение, учился, путешествовал в поисках знания и, действительно, приобрёл немалые знания и не уступает в этом многим учёным. Он знаток хадисов и здесь есть чем гордиться! Шейх аль-Альбани любил его, и давал другим добрые наставления относительно него. И ученики шейха аль-Альбани отзывались о нём с похвалой, как, например, в предисловии к книге «Вопросы ‘Али аль-Халяби, которые он задавал своему шейху аль-Альбани». Аль-Хувайни проверил и отредактировал для нас более двадцати томов тафсира Ибн Касира и приводил такие тексты из рукописей, с которыми не был знаком даже сам аль-Альбани. А в этом содержится очевидная польза для исламского общества, в отличие от бесполезных пересудов.
Я прошу молодых людей не спешить высказываться о ком бы то ни было, а искать встречи с этими людьми и задавать им вопросы напрямую. Это один из признаков правдивости и искренности. Таков обычай учёных мусульман. Отвечая оппонентам, принадлежащим к разным группам, они приводили цитаты из их же книг, когда желали показать их мнение, а не передавали их от тех, кто писал о них. То же правило действует и при ответе учёному или в дискуссии с ним.
Когда один человек пожаловался шейху аль-Альбани на шейха Сафара и шейха Сальмана, и заявил, что они относятся к числу «братьев-мусульман». Аль-Альбани сказал: «Мне бы хотелось, чтобы “братья” были подобны этим двоим. Конечно, они в известной степени отклонились от правильного пути или по крайней мере похоже на это, однако они призывают к единобожию, а “братья” борются с ним и преграждают дорогу его призыву» (Аудио серия «Аль-худа ва ан-нур» кассета № 784).
Это и есть беспристрастность.
Приверженцы Сунны относятся к числу самых справедливых людей в отношении к другим людям. Они восхваляют истину, порицают ложь и рассматривают религиозное нововведение отдельно от совершающего его, поскольку не каждого практикующего нововведения можно назвать их приверженцем, как не всякого, кто совершает куфр, можно назвать кафиром. Они хвалят отдельных людей, заслуживших репутацию призывающих к одобряемому, дабы этим самым содействовать распространению блага и его приумножению, а не с целью выявления скрытых форм нововведений, о которых не знают простые люди.
Мы должны приучить себя к стремлению познавать истину только ради истины и не бояться принимать её, даже если она исходит из уст ненавистного нам человека. И мы должны вставать на защиту приверженцев Сунны, ибо сегодня их очень мало.
Неспособность доносить свои мысли правильно и благоразумно, в форме благопристойного призыва, а также нежелание понять оппонента и проявление нетерпимого отношения к нему — наш большой недостаток …
Великий учёный Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Среди них есть те, которых следует любить искренней любовью и не питать к ним никакой враждебности. Это искренние верующие. И среди них есть те, которых следует только ненавидеть и враждовать с ними. Это неверующие разных видов, неверие которых установлено. Это кафиры, многобожники (мушрик), лицемеры, вероотступники и безбожники всех категорий.
Третью категорию составляют те, кто, с одной стороны, заслуживает любви, а с другой стороны заслуживает ненависти. Это грешники из числа верующих. Их следует любить потому что они верующие и ненавидеть за ослушание Аллаха, которое менее серьёзно, чем неверие (куфр) и придавание Аллаху сотоварищей (ширк). Любовь к ним предполагает увещевание и осуждение. Нельзя молчать — нужно осудить их скверные поступки, побуждать их к одобряемому Шариатом и удерживать от запрещённого им, подвергать их установленным Шариатом и дополнительным наказаниям — до тех пор, пока они не перестанут грешить и не раскаются в своих поступках. Но не следует питать к ним такой ненависти, к которой не примешивается любовь, и отрекаться от них, как говорят хариджиты о людях, совершающих тяжкие грехи, которые менее серьёзны, чем придавание Аллаху сотоварищей (ширк). В то же время их не следует только любить и демонстрировать по отношению к ним лояльность, как утверждают мурджииты. Нужно сохранять равновесие в отношении к ним. Таков мазхаб Ахлю-с-Сунна» («Маджалля аль-бухус аль-ислямиййа», 25/126-127, см. также «Аль-валя валь-бара»).