Хадис 290. Запрет читать Коран в поясных и земных поклонах, поэтому во время поясных поклонов возвеличивайте Господа, а во время земных поклонов усердно взывайте к Нему.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайте! Мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах, поэтому во время поясных поклонов возвеличивайте Господа, а во время земных поклонов усердно взывайте к Нему. Так вы заслужите того, чтобы ваша мольба была услышана». Этот хадис передал Муслим.

Комментарий:

Хадис указывает на то, что в поясном и земном поклонах запрещается читать Коран. Из его очевидного смысла следует, что этот запрет носит категорический характер. В хадисе ‘Али ибн Абу Талиба также сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил читать Коран в поясном и земном поклонах. Его передали Муслим, ат-Тирмизи и Малик.

Из хадиса Ибн ‘Аббаса также вытекает, что в поясном и земном поклонах обязательно возвеличивать Аллаха. Большинство ученых, включая аш-Шафи‘и, Малика и Абу Ханифу, считало, что возвеличивания в поясных и земных поклонах желательны, но не обязательны. Они опирались на хадис о том, кто ошибался в намазе: в нем ничего не говорится о молитвах в поясных и земных поклонах; и если бы они были обязательными, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил бы им того мусульманина.

Исхак ибн Рахавейх полагал, что эти возвеличивания обязательны, и если молящийся пропустил их предумышленно, то его намаз считается недействительным, но если он поступил так по ошибке, то его намаз засчитывается. Передают, что это мнение разделял и Ибн Хузейма. Ахмад ибн Ханбал считал, что молитвы во время поясных и земных поклонов, а также при выпрямлении из поясного поклона обязательны, и если молящийся пропустил их предумышленно, то его намаз считается недействительным, но если он поступил так по ошибке, то ему достаточно совершить земные поклоны для невнимательных. Это - самое достоверное сообщение от имени имама Ахмада. Согласно другому сообщению, он считал эти молитвы желательными, разделяя точку зрения большинства.

В подтверждение этого суждения можно привести следующий хадис ‘Укбы ибн ‘Амира: «Когда было ниспослано: «Прославляй же имя Господа твоего Великого», Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: “Поступайте так в поясных поклонах”. Когда же было ниспослано: «Славь имя Господа твоего Всевышнего», он сказал: “Поступайте так в земных поклонах”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа. Его же передали аль-Хаким и Ибн Хиббан, причем последний назвал его достоверным.

По мнению комментаторов, упоминание в поясном поклоне прекрасного имени Аллаха Великий, а в земном поклоне - имени Всевышний неслучайно. Очевидно, что в земном поклоне человек проявляет наивысшее смирение, опуская самую славную часть своего тела до уровня стоп, и поэтому земные поклоны считаются лучше поясных. В связи с этим в земном поклоне упоминается прекрасное имя Аллаха, стоящее в превосходной степени, а в поясном поклоне - нет.

Нужно отметить, что в некоторых хадисах упоминается о том, что в поясном поклоне следует говорить: «Пречист мой Великий Господь, и хвала Ему», а в земном поклоне: «Пречист мой Всевышний Господь, и хвала Ему». Об этом говорится в хадисах ‘Укбы ибн ‘Амира (Абу Давуд), Ибн Мас‘уда и Хузейфы (ад-Даракутни), Абу Малика аль-Аш‘ари (Ахмад и ат-Табарани) и Абу Джухейфы (аль-Хаким). Однако цепочки рассказчиков этих сообщений слабые. Так, Абу Давуд после цитирования хадиса ‘Укбы сказал: «Я опасаюсь, что эта добавка не встречается в других хадисах». Одним из его рассказчиков был Ийас ибн ‘Амир, по поводу которого знатоки хадисов разошлись во мнениях. Ибн Хиббан назвал его заслуживавшим доверия, а аз-Захаби считал его слабым.

Одним из рассказчиков хадиса Ибн Мас‘уда был ас-Сурри ибн Исма‘ил, признанный слабым. Хадис Хузейфа пересказывал Мухаммад ибн ‘Абд ар-Рахман ибн Абу Лейла, также признанный слабым. Среди рассказчиков хадиса Абу Малика был Шахр ибн Хаушаб, относительно которого ученые разошлись во мнениях. В частности, Ахмад ибн Ханбал считал его неплохим рассказчиком, а Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж отклонял его хадисы. Что же касается хадиса Ибн Джухейфы, то Ибн Хаджар назвал его слабым. Поэтому Ибн ас-Салах и некоторые другие сказали, что добавка «…и хвала Ему» является неприемлемой. Тем не менее, можно сказать, что такая категоричная оценка не вполне справедлива, поскольку перечисленные сообщения усиливают друг друга. Об этом писал аш-Шаукани. Когда же об этом спросили Ахмада, он сказал: «Я не говорю: “…и хвала Ему”».

При прославлении Аллаха достаточно один раз сказать: «Пречист мой Великий Господь!» Следует знать, что Абу Давуд передал со слов Ибн Мас‘уда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас совершит поясной поклон, пусть трижды скажет: “Пречист мой Великий Господь!” Тем самым он совершит поясной поклон полностью, и это - самое малое, что он может сказать. Когда же он совершит поясной поклон, пусть трижды скажет: “Пречист мой Всевышний Господь!” Тем самым он совершит земной поклон полностью, и это - самое малое, что он может сказать». Это же предание передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Абу Давуд же назвал его отосланным, потому что рассказчик по имени ‘Аун ибн ‘Абдуллах не слышал хадисов от Ибн Мас‘уда. Такую же оценку ему дали ат-Тирмизи и аль-Бухари. Аль-Албани тоже назвал хадис слабым, и поэтому он не имеет юридической силы.

Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Са‘ида ибн Джубейра, что Анас сказал: «Я никогда не молился позади человека, чья молитва была бы больше похожа на намаз Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чем молитва этого юноши». Он имел в виду ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза. Са‘ид сказал: «Мы подсчитали, что в поясных и земных поклонах он прославлял Аллаха по десять раз». Все рассказчики хадиса заслуживают доверия, кроме ‘Абдуллаха ибн Ибрахима по прозвищу Абу Йазид ас-Сан‘ани. Абу Хатим сказал, что он пересказывал хадисы правильно. Ан-Насаи назвал его неплохим рассказчиком. Следует отметить, что в сборниках Абу Давуда и ан-Насаи встречается только один пересказанный им хадис.

Аль-Маварди считал, что лучшим прославлением считается произнесение этих слов одиннадцать или девять раз, а средним - пять раз, хотя одного раза он считал достаточным. Ат-Тирмизи передал со слов Ибн аль-Мубарака и Исхака, что имаму желательно произнести эти слова пять раз. Аш-Шаукани добавил: «Этого же мнения придерживался Суфйан ас-Саури. Однако нет никаких конкретных текстов о том, какое число прославлений считается лучшим. Напротив, прославлять Аллаху нужно как можно больше, в зависимости от продолжительности самого намаза, не ограничиваясь каким-либо числом. Что же касается суждений о том, что если молящийся прославил Аллаха больше девяти раз, то он должен совершить земные поклоны для невнимательных, и о том, что если молящийся прославил Аллаха более трех раз, то число прославлений должно быть нечетным, то они не имеют никаких оснований».

Наконец, из обсуждаемого хадиса следует, что во время земных поклонов разрешается обращаться к Аллаху с любыми молитвами, прося благополучия и милости в обоих мирах, а также защиты от Его гнева и наказания в обоих мирах. Ахмад, Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу в земном поклоне. Посему читайте много молитв». См. «Аль-Мугни», т. 2, с. 181; «Субуль ас-Салам» с замечаниями аль-Албани, т. 1, с. 458-459; «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 536-537, 539.

Наши рекомендации