Прощальная беседа. Ин. 13-16
Вкусив Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, апостолы почувствовали полное, неразделимое и радостное свое единство со Христом и друг с другом. В восторженном молчании, преисполненные любовью, они слушали речь своего Учителя. А Он говорил им: «Дети! недолго уже быть Мне с вами... Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам».
Все поняли, что это прощальные слова.
«Господи, куда Ты идешь?» — спросил Петр, охваченный мучительной тревогой. «Куда Я иду, ты не можешь теперь идти...» — ответил ему Христос.
Апостолы с тревогой слушали эти загадочные речи. А Господь продолжал, обращаясь к Петру: «Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Но апостол Петр хотел сейчас же немедленно идти за Христом. Он чувствовал, что путь этот — путь в неведомое и грозное, но любовь его превозмогла страх.
«Я душу мою положу за Тебя», — сказал он Учителю.
«Душу твою за Меня положишь? — с оттенком скорби спросил Иисус. Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Христос знал порывистый характер Петра и предвидел, что в страшный час сердце его дрогнет. Но Он видел и дальше, видел, что этот же Петр некогда обратится вновь и тогда воистину пойдет за Ним, утверждая в вере своих братьев.
С нежностью глядел Христос в последний раз на Своих друзей, которые бросили все и пошли за Ним, чтобы отдать свою жизнь за торжество Царства Божия на земле. Он их избрал, возродил и приобщил к Божественной жизни. Он просветил их светом Своего Божественного учения и сделал их «солью земли». И теперь Христос покидает апостолов, но не оставляет их сиротами. Он обещает послать им от Отца Утешителя Духа, Который всегда будет пребывать с ними и наставит их на всякую истину. Прощаясь, Спаситель говорил Своим любимым ученикам о верности, Божественной Любви и о Небесном Отце.
«Господи, — сказал Филипп, — покажи нам Отца, и довольно с нас». «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп, — ответил Христос, — видевший Меня видел Отца... Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня... Я в Отце и Отец во Мне».
Не навсегда покидал Спаситель Своих верных последователей, Он опять придет к ним: «Я иду, — говорит Христос, — приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я... В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
На пути в Гефсиманию
Между тем надо было покидать Иерусалим. С пением псалмов они покинули Сионскую горницу и направлялись в Гефсиманию на Елеонскую гору. Заметив на пути виноградники, растущие по обе стороны дороги, Христос остановился у одной виноградной лозы и сказал апостолам: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода... Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1-5).
Апостолы с тревогой слушали своего любимого Учителя. Ночь усиливала робость и зловещие предчувствия. Они пели псалмы, но это не придавало им бодрости. Слова Учителя о том, что теперь настало время борьбы и что нужно приобретать мечи, они поняли буквально и сказали Ему, что у них есть два меча. «Довольно, — ответил Христос, видя их страх и непонимание. Мужайтесь, Я победил мир... Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте». Но страх все больше овладевал ими...
Была тихая весенняя ночь. У Кедронского потока Христос остановился. Прежде чем предать Себя в жертву, Христос — и Вечная Жертва, и Первосвященник — обращается к Отцу Небесному с молитвой, в которой раскрывается весь смысл и цель пришествия в мир Спасителя. Возведя очи Свои на небо, Христос произнес: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которою Я имел у Тебя прежде бытия мира... И все Мое Твое, и Твое Мое... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...?» (Ин. 17).
Вернуть все отпавшее от Бога человечество, а вместе с ним и всю тварь в лоно Отца Небесного — вот основная задача миссии, которую должен был совершить Христос. Вся Его земная жизнь была исполнением этой задачи, и теперь наступило решительное время завершить ее великим Жертвенным подвигом.