Абу-Хасан аль-Ашари в конце жизни (Разоблачение разоблачения).

Разоблачение разоблачения», или «кого больше»?

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду. А затем скажем: На одном из ашаритско-суфийском интернет сайтах “Даруль-фикр”, были опубликованы статьи на темы: “ Разоблачение лжи об имаме Аш’ари ”и “Ашариты – подавляющее большинство Уммы”.

Нам хотелось бы ответить на ошибочность тех утверждений, что в них написаны.

Содержание:

Абу-Хасан аль-Ашари в конце жизни (Разоблачение разоблачения).

Пояснение того, что поздние ашариты противоречили не только своему Имаму, но и первым ашаритам.

Как и почему распространился ашаритский мазхаб?

Большинство Уммы ашариты?

Приписывание ашаритами, к себе разных ученых

Имена тех, кто был на акыде салафитов.

Абу-Хасан аль-Ашари в конце жизни (Разоблачение разоблачения).

• Автор говорит: “Достоверно известно лишь то, что он отрёкся от убеждений му’тазилитов. Каждый биограф считает своим долгом рассказать о его речи на минбаре, где он объяснил своё решение. Но упомянул ли кто-нибудь из историков о том, что он отбросил метод (манхадж) Абдуллы ибн Саида ибн Куллаба? В книгах по истории нет ничего, что свидетельствовало бы о каком-то третьем этапе. Все последующие ученые делили его жизнь на два этапа: 1) Следование мазхабу му’тазилитов; 2) Возврат в мазхаб праведных предков (саляфов салих)”.

Постараемся пояснить ошибочность этого воззрения с нескольких сторон:

Первая: На самом же деле, некоторые уважаемые ученые, упомянули третий этап Абу Хасана Аль-Ашари, среди этих ученых тот, в широте исторических знаний которого нет сомнений – это Хафиз Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах.

Сказал Хафиз Ибн Касир: “Ученые упомянули, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Ашари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения мутазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений.

На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калам” (речь). В то же время он продолжал истолковывать предикативные качества Аллаха, такие как “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-кадам” (стопа) и “ас-сак” (голень).

На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений. Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана”, которую он написал в последние годы своей жизни”. [Книга “Табакату-ль-фукаха аш-шафи’ийин”, 1 том, стр. 210].

Об этом, со слов Ибн Касира, также рассказывал Сейид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хусейни аз-Зубейди, больше известный как аль-Муртада. В своей книге “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин”.

Также на это указал Имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, который является один из самых выдающихся знатоков истории и убеждений суннитов. Сказал Имам аз-Захаби: “Я скажу: я видел четыре книги по Основам Веры, принадлежащие Абу Хасану Аль-Ашари, он упоминает в них основы мазхаба Саляфов в вопросе Атрибутов, он сказал в них: “Эти тексты походят так, как они пришли”, потом он сказал: “И я говорю в соответствии с этим, исповедую это без аллегорических толкований – “таъвиля”". [Книга “Сияр аълям ан-нубаля” том 15, стр. 86].

А в своей книге “аль-Арш” он прямо говорит о трех этапах:

“Аль-Ашари родился 260 г., а умер 324 году в Басре, да помилует его Аллах. Он был муътазилитом, потом покаялся и согласился с “асхабу-ль-хадис” в некоторых вопросах, которым противоречили муътазилиты. Затем он согласился с “асхабу-ль-хадис” в большинстве из того, что они говорят. Это вытекает из упоминания им, их Иджма по этим вопросам, и его согласие с ними, во всем этом. Он пережил три состояния:

1. Состояние, в котором он пребывал муътазилитом.

2. Состояние, в котором он был суннитом в некоторых вопросах и не был в других.

3. Состояние в котором он был суннитом в большинстве из основ”.

[Книга “Китабу-ль-Арш” стр. 302-303].

Также весьма полезно привести слова Имама Махмуда-Афанди аль-Алуси, да смилуется над ним Аллах, автора Тафсира “Руху-ль-ма’ани”.

Сказал Имам аль-Алуси: “Я скажу: О мои дорогие, свидетельствует истинности мазхаба Салафов,- а это прохождение их (аятов и хадисов) на внешнем смысле вместе с признанием не подобия “Нет ничего подобного Ему”- Иджма первых трех поколений, о благе которых засвидетельствовал лучший человек, да благословит его Аллах и приветствует… По причине величия этого мазхаба, склонились к нему многие из лучших Халяфов (последовавших поколений). Среди них Имам Абу Хасан Аль-Ашари, поистине последним его этапом было возвращение к этому великому мазхабу, возвращение к тому, на чем были Саляфы во всех убеждениях. Он сказал в своей книге “Аль-Ибана”, которая является последней его работой, после долгой речи: “То, что мы говорим и вероучения, которые мы исповедуем – это приверженность Книги Всевышнего Аллаха и сунне Его пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тому, что передается от сахабов, таби’инов и имамов хадиса, мы придерживаемся этого. И того на чем был Ахмад ибн Ханбаль, да осветит Всевышний Аллах его лик, мы говорим, и отрекаемся от того, кто противоречит его слову”. Очевидно, что у него убеждения Саляфов, а как же иначе, ведь имам Ахмад выдающаяся личность среди них в этом. Отсюда следует, что то, на чем стоят ашариты, это не то к чему вернулся их имам в конце своей жизни, в следовании за праведными Саляфами. О, если бы они вернулись к тому, к чему вернулся он и последовали за тем, за чем последовал он”.

[Книга “Гъараибу-ль-игътираб”].

То, что некоторые ашариты, писав биографию Абу Хасана аль-Ашари не указывали на этот третий этап, объясняется, скорее всего, их незнанием об этом, а правило гласит: “Утверждающий более предпочитаем, чем отрицающий”, вследствие доказательств предоставляемых им. Существует так же разница между: “Отсутствием слова и словом об отсутствии”.

К примеру, Ибн Фоуврак, упоминая работы Абу Хасана в его биографии писал, после того как упомянул все его книги написанные до 24 года: “…и он жил после этого до 24 года и писал книги”, упомянув некоторые из них. Затем Ибн Асакир продолжил после его слов: “Это последние слова, что написал Ибн Фоуврак о его работах, однако я встретил и другие его работы которые он не упомянул”.

Известно так же, что причиной его окончательного прихода к мазхабу Ахлю-Сунна и отстранением от мазхаба куллябитов, стала его встреча с Мухаддисом города Басры, Хафизом, Закарьей ас-Саджи, от него он и взял убеждения Ахлю-Сунна.

Имам аз-Захаби говорит в биографии ас-Саджи: “Он был Имамом в хадисе, от него взял мнение Ахлю-Сунны в вопросах Качеств и Атрибутов Аллаха, Абу Хасан аль-Ашари, и именно на них он опирался в своих последних работах”. [“Сияр” 14\198. “Улув” стр. 205].

Это засвидетельствовал и сегодняшний ашарит Саид Фудасказав: “После глубокого исследования этого этапа, я пришел к выводу, что после своего покаяния от муътазилизма, он встретился с Ханбалитами, которые были чрезмерны и дошли до взглядов телесности. Он встретился с одним из их Шейхов, Хафизом Закарьей ас-Саджи умершем в 307 г., от него аль-Ашари и взял мнения Ханбалитов и под впечатлениями этого написал свою книгу “аль-Ибана” а так же “Рисаля иля асхаб ас-сагр” и другие*“.

*[Книги “Бухус фи ильм аль-калям” стр. 41: “аль-Фауваид фи ильм аль-Акъаид” стр. 31].

Удивительно, что даже Коувсари, признает что книга “аль-Ибана”, написанная Абу Хасаном аль-Ашари, содержит то, что противоречит “истине”, он говорит: “А что по поводу “аль-Ибаны”, которую он преподнес аль-Барбахари, в начале своего перехода к суннитским убеждениям, то она включает в себя некоторые безосновательные мнения, в ней он попытался выразить соглашение с ними, для того, чтоб постепенно вывести их к истине. Однако это не помогло…”. [См. его вступление к книге “аль-Инсаф” стр. 11].

Вторая:То, что упомянул Абу Хасан аль-Ашари в своих книгах “аль-Ибана”, “Макъалят аль-Исламиин”, “Рисаля иля асхаб ас-сагър”, соответствует убеждениям Салафов и явно противоречит тому, на чем сегодня ашариты. Он утвердил Качества и Атрибуты на их внешнем смысле запрещая их аллегорически толковать, указав что путь аллегорических толкований есть путь джахмитов и их прихвостней. Он был далек в своих утверждениях от опустошения Атрибутов, подтверждая их во внешнем смысле. Все это указывает на то, что его пусть был далек от мазхаба куллябитов, к которому он примкнул после покаяния от убеждений муътазилитов на втором этапе своей жизни.

Этому так же свидетельствуют признания некоторых поздних ашаритов, которые указав на его книгу “аль-Ибана” объясняли ее появление тем, что якобы Имам аль-Ашари написал ее, чтоб задобрить ученых Ахлю-Сунны, соратников Имама Ахмада, сделав это “такъийей” перед ними, на что указывают выше приведенные слова аль-Коувсари, а также ранее высказанные слова аль-Ахвази.

Передается от Абу Али аль-Ахвази [Родился в 362 г., умер в 446 г.], что он, упоминая книгу “аль-Ибана”, говорил: “Она была защитой для него и его соратников от Ахлю-Сунны, он написал ее, когда прибыл в Багдад и преподнес Ханбалитам, но они не приняли ее от него. Я слышал, как Абу АбдуЛлах аль-Хамрани говорил: “Когда аль-Ашари прибыл в Багдад он пришел к Имаму аль-Барбахари* и стал рассказывать ему, что он написал опровержение на аль-Джубаи и Абу Хашима, …- “я сказал, они сказали”, затем долго еще объяснял. А когда закончил аль-Барбахари сказал: “Я не знаю из того что ты сказал, ни мало ни много. Я не знаю ничего, кроме того, что говорил Имам Ахмад ибн Ханбаль”. После этого аль-Ашари вышел от него и написал книгу “аль-Ибана”". [Приводит Имам аз-Захаби в “Сияр”, а так же Ибн Теймийя в “Фатава аль-Кубра” 5\341].

Читать эту Аль-Ибана в переводе на русский язык: https://jpst.it/PU20

*[Он – Имам, пример, Муджахид, Шейх ханбалитских учёных и величайший среди них в своё время: Абу Мухаммад аль-Хасан Ибн Али аль-Барбахари. Он приобретал знания у группы главных учеников Имама Ахмада Ибн Ханбаля. Умер в 329 г.].

Сказал, Кадий, Камалу-дин, Абу Хамид, Мухаммад ибн Дарбас, аш-Шафии (659 г.) в своем послании “Защита Абу Хасана аль-Ашъари”, стр. 107: “Знайте дорогие братья…что книга “аль-Ибана” которую написал Имам аль-Ашари, это то на чем он утвердился в убеждениях в конце жизни. Это его религиозные взгляды после того как он отошел от муътазилизма по Милости Аллаха. Все что ему приписывается сегодня из того что противоречит этой книге, он отошел от этого, ведь он ясно указал в ней, что то, в чем он убежден, это убеждения Сахабов, Табиинов и Имамов Хадиса прошлого, убеждения Имама Ахмада ибн Ханбаля, да будет доволен ими всеми Аллах”.

Из этого становится абсолютно ясно, что изложенное в книге “аль-Ибана” не то, на чем были взгляды куллябитов и ашаритов в средние века и сегодня.

Третья: Абу Хасан аль-Ашари в своей книге “Макъалят аль-Исламиин” ясно указал на отличие мазхаба куллябитов от мазхаба Асхаб-уль-Хадис*, приводя их мнения в различных вопросах вероубеждений, он не считал их едиными в этих вопросах. Если бы он оставался куллябитом, то он не выделял бы их отдельной группой от Асхаб-уль-Хадис, с убеждениями которых, он выразил свое согласие в этой книге**, а объединил бы два этих мазхаба в одном термине: либо куллябиты, с которыми едины во мнении Асхаб-уль-Хадис либо наоборот.

*[Книга “Макьалят аль- исламиин” стр. 65:Абу Хасан аль-Aшари пишет: “Разошлись люди в вопросах,- “Айн”- Глаз; “Яд”- Рука; “Воджх”- Лик, на 4 группы:Сказали “Муджассима”… Сказали Асхабуль-Хадис:… Сказал АбдуЛлах ибн аль-Кулляб: …Сказали муътазилиты…”].

**[Абу Хасан аль-Ашари завершил изложение вероучения Асхаб-уль-Хадис словами: “Таково краткое изложение того, что они проповедуют, чем они руководствуются и что признают. Мы разделяем все их воззрения, которые мы упомянули, и мы придерживаемся их. И только Аллах наставляет нас на прямой путь. Достаточно нам Его, и как прекрасен этот Попечитель. Его мы просим о помощи, на Него уповаем и к Нему вернемся”. См. “Макъалят аль-Исламиин”. Стр. 297].

Четвертая:На отличие убеждений Абу Хасана аль-Ашари, от убеждений поздних ашаритов указывает так же то, что некоторые из них все еще пытаются отказываться и не признавать авторство их Имама к книгам “аль-Ибана”, “Макъалят” и “Рисаля иля асхаб ас-сагър”, или заявлять, что они все искажены. Никто из них, не цитирует своего Имама из этих книг, что доказывает их признание того, что слова их Имама в этих последних работах противоречат основам их сегодняшних убеждений.

Пятая: То, что Имам аль-Ашари в своей книге “аль-Ибана”, указывает на свое полное следование за Имамом Ахмадом, Имамом Ахлю-Сунны и нигде не упоминает Ибн аль-Кулляба, который как известно утверждал слова, отличные от убеждений Имама Ахмада, за что Имам порицал его, и таких его последователей как аль-Мухасиби и др.

Ашариты часто упоминают, что их праведными предшественниками в убеждениях являются АбдуЛлах ибн аль-Кулляб и его соратник аль-Мухасиби.

Аш-Шахиристани[13] пишет, после того как упомянул, что ранние ученые Салафы подтверждали Качества и Атрибуты Аллаха и не делили их на “сифаты сущностные” и “сифаты действия”: “…пока не пришло время АбдуЛлы ибн Саида аль-Кулляба и Хариса аль-Мухасиби. Они были из общей массы ученых Салафов, кроме того, что они вошли в науку каляма и поддерживали убеждения Салафов посредством доводов каляма. Кто-то из них давал уроки, другие писали книги, пока не произошел раскол между Абу Хасаном аль-Ашари и его учителем аль-Джубаи… после чего тот перешел к этой группе и поддержал их убеждения каллямическими доводами и это стало мазхабом для Ахлю-Сунны…”. [Аш-Шахиристани был ашаритом, и естественно считал эти убеждения мазхабом Ахлю-Сунны в чем конечно же ошибался].

*[мутакаллим. Абу Фатх, Мухаммад ибн Абу аль-К’асим ‘Абд аль-Карим ибн Ахмад аш-Шаxрастани, аш-Шафии, аль-Ашари. Умер в 548 г.].

Аш-Шахиристани упоминая Ибн аль-Кулляба говорил: “Наш Шейх Ибн аль-Кулляб говорил…”. [“Нихаят аль-Икъдам” стр. 303].

Из вышеприведенных слов аш-Шахиристани следует, что мазхаб ашаритов берет основы своих убеждений от Ибн аль-Кулляба и таких его соратников как аль-Мухасиби.

Общеизвестно, что Имам Ахлю-Сунна, Ахмад ибн Ханбаль, Имам Абу Зуръа ар-Рази и другие, жестко порицали аль-Мухасиби за его убеждения. Как упоминает Абу Къасим, ан-Наср Абази: “До меня дошло, что Харис аль-Мухасиби стал говорить, используя каллямические доводы, за что отрекся от него Имам Ахмад, после чего тот начал скрываться, а когда умер, на его погребальной могиле не было никого, кроме четырех человек”[Приводят Имам аз-Захаби в “Мизан” 1\430 и Ибн Хаджар в “Тахзиб ат-Тахзиб” 2\153].

Ибн Джаувзи аль-Багдади пишет: “Сказал ас-Сулями: “Харис аль-Мухасиби стал изъясняться по поводу Речи Аллаха и Его Качеств и Атрибутов, за что отрекся от него Имам Ахмад ибн Ханбаль”. [“Тальбис иблис” стр. 167].

Хатыб аль-Багдади в своей книге “Тарих Багдад” 8\215 передает с иснадом от Саида ибн Амру аль-Бардаи: “Я был свидетелем, как Абу Зуръа был спрошен о Харисе аль-Мухасиби и его книгах, на что он ответил: “Сторонись этих книг! Это книги новшеств и заблуждений!!! Держись за наследие, ты найдешь в нем все что нужно, и тебе не понадобятся эти книги”. Ему сказали: “Но ведь в них есть полезное”. Он сказал: “Для того кому не достаточно полезного в Книге Аллаха, и в этих книгах нет пользы. Разве до вас дошло, чтоб Имам Малик, Суфьян Соуври или Аувзаи или другие Имамы написали что-то наподобие этих книг переполненных сомнениями, домыслами и т.п. Этот народ сошел с пути людей Знания – Асхаб-уль-Хадис – приходят к нам, то с Харисом аль-Мухасиби, то Абду-Рахимом ад-Дайбули и др.!” Затем сказал: “Как же люди быстро приходят в заблуждение?!”.

Учитель аль-Джунейда, Шейх ас-Сарий ас-Сакъатий предостерегал его от каллямических убеждений аль-Мухасиби. Абу Хамид аль-Газали в “Ихья” 1\37-38, пишет: “Сказал аль-Джунейд, да смилуется над ним Аллах: “Сказал мне мой Шейх ас-Сарий: “Когда ты покидаешь мое собрание с кем ты сидишь?” Я сказал: ” С аль-Мухасиби”. Шейх мне сказал: “Хорошо. Возьми от его знания и манер поведения, но оставь его убеждения производные от каляма и его прения с мутакаллимами”.

Мы видим отношение Имама Ахлю-Сунны и ученых Хадиса к “куллябитам”. Так как же после этого, мы можем сказать что “куллябиты” и Ахлю-Сунна это одно и тоже, и что Абу Хасан аль-Ашари указав свою приверженность к мнению Имама Ахмада, оставался на мазхабе Ибн аль-Кулляба!?

Впоследствии, многие ученые Ахлю-Сунны порицали куллябитов, и тех из ашаритов которые предпочли их в дальнейшем, трансформируя путь в понимании Качеств и Атрибутов Аллаха. Среди этих ученых Имам Ибн Хузейма аш-Шафии, Ибн Суредж аш-Шафии, Абу Хасан аль-Курджи аш-Шафии, Абу Хамид аль-Исфраини аш-Шафии, ряд ученных Маликитов и Ханбалитов среди которых Шейх Абдул-Къадир Джилани и Ибн Джаувзи аль-Багдади.

Сказал Шейх Абдул-Къадир Джилани в своей книге “аль-Гьунья”:

“Глава в познании Творца. Мы скажем: “Познание Творца заключает в себя то, чтоб мы были убеждены, что Он Един, Самодостаточен, не рождал и не был рожден и нет Ему ничего подобного: Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий. Нет ни похожего на Него, ни подобного Ему…и Он в Возвышенности [‘Улув] Вознесшийся над Троном…и у Него две Руки,…Он Пречист от подобия творениям, и нет места свободного от Его Знания. Запрещено описывать Его тем, что он повсюду, напротив говорится, что Он в небесах на Троне: Милостивый Вознесся на Трон… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постановил о Исламе рабыни ответившей на вопрос: Где Аллах? Указав на небеса…Необходимо употребление слова Вознесся [Истива], без аллегории, а именно так что Он Вознесся Сущностью Своей над Троном, не в смысле сел или прикоснулся, как говорят муджасима и каррамия, и не в смысле возвышенность Его ранга, как сказали ашариты, и не в смысле овладения, как говорят муътазилиты, потому что Шариат не пришел с подобным, и не передано подобное ни от кого из Сахабов, Табиинов и праведных предшественников из Асxаб-уль-Хадис…Вознесение [Истива] является Его сущностным качеством, и оповестил Он нас об этом в семи аятах, в Книге Своей, а так же пришло это в Сунне, и это есть качество, обязательно присущее Ему, и подобающее Ему, как и Рука [Ядд], Лик [Воджх], Глаз [‘Айн], Жизнь, Мощь…и мы не отойдем от Книги и Сунны, будем читать аяты и хадисы и уверуем в то, что в них, однако, знание о форме-образе [кейфият] в Качествах и Атрибутах Его, оставим на Знание Аллаха Всевышнего”. [Книга “аль-Гьуньят ли Толиби тарикь аль-Хакь фи аль-Ахлякь ва ат-Тасоввуф ва аль-Адаб аль-Ислямия” стр. 72-73].

Так же он порицал ашаритов за их убеждения в вопросе Снисхождения Аллаха и Его Речи: “… И то, что Он Всевышний снисходит каждую ночь на ближайшее небо как пожелает,… а не в смысле снисхождения Его Милости и награды, как это заявляют муътазилиты и ашариты“ [Книга “аль-Гьуньят ли Толиби тарикь аль-Хакь фи аль-Ахлякь ва ат-Тасоввуф ва аль-Адаб аль-Ислямия” стр. 74].

А так же: “Имам Ахмад указал на подтверждение Звука в Речи Аллаха, … что противоречит тому, что говорят ашариты, что Речь Его есть смысл в Его Сущности, а Аллах отчитает каждого нововведенца и заблудшего!“. [Книга “аль-Гьуньят ли Толиби тарикь аль-Хакь фи аль-Ахлякь ва ат-Тасоввуф ва аль-Адаб аль-Ислямия” стр. 78].

Говорит Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси: “А то, что привел Ибн Хаджар в своих “Фатавах”, от Шейха Нажмуд-дина о возврате [Шейха ‘Абдуль-К’адира Джилани] от этих убеждений, не стоит к ним в серьез относится, в силу того, что нет на это никакого доказательства. Таким же образом, ничего не прибавили к этому те, кто посвятил исследования в “аль-Гьунья”, так как передача этих вероубеждений от него, к’уддиса сирруху, [не новость] подобное дошло до нас от многих авторов живших прежде [него]. А Аллах ведет к Истине”. Источник: “Джала аль-‘Айнейн” стр. 395.

То, что выразил Шейх ‘Абдуль-К’адир в “аль-Гьунья”, есть в точности слова практически всех Ханбалитов, а как известно Шейх имел отношение именно к Ханбалитскому мазxабу в Акиде и Фикхе. А заявления, что якобы книгу аль-Джилани исказили, то это несостоятельное утверждение, тем более что многие Имамы Ашариты признавали это.

Имам аз-Захаби пишет: “Наш Шейх, Хафиз, Абу Хасан, Али ибн Мухаммад, говорил: “Я слышал как Шейх, Факъих. Абдул-Азиз ибн Абд ас-Салям аш-Шафии сказал: “До нас не дошли вести о караматах кого-либо (таватуран) через многие пути, кроме вести о караматах Шейха Абдул-Къадира”. Ему сказали: “Да как такое возможно, ведь у него были (неверные) вероубеждения!?” Шейх сказал: “Вытекаемое из мнения не есть мнение”. Аз-Захаби продолжает: “Этими словами он указывает на то, что Шейх подтверждал Сифат-”Улув”- Возвышения и другое, что общеизвестно в мазхабе Ханбалитов”. Книга “Сияр” в биографии Шейха.

Ибн Джаувзи аль-Багдади говорит: “Люди не разногласили, пока не пришел аль-Ашари и не стал, сначала говорить словами муътазилитов, а затем ему пришло в голову, что Речь Аллаха, есть Качество (смысл) в Сущности Аллаха, из чего вытекает что имеющееся у нас (Коран) сотворено!“. [Книга “Сойд аль-Хатыр” стр. 181].

Таким образом, из всего вышеуказанного следует вывод о том, что Абу Хасан аль-Ашари в конце жизни все свои убеждения согласовал с убеждениями Асхаб-уль-Хадис и оставил убеждения куллябитов.

А если кто-то скажет, что порицание в адрес куллябитов было лишь из-за разногласия в вопросе Речи Аллаха и только.

То мы скажем. Это вполне может быть! Потому что общеизвестно что Ибн аль-Кулляб и аль-Мухасиби, подтверждали в частности “Улув” (Возвышение Аллаха над Троном):

АбдуЛлах ибн аль-Кулляб (умер примерно в 240 году), сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – избранник Аллаха, избранный из всех творений, наилучший из созданий, наиболее знающий из них об Аллахе, дозволяет задавание вопроса “Где?”, и мало того, объявляет верным ответ: “Над небесами”*, и это свидетельствует о вере ответившего. А вот Джахм ибн Сафван и его приспешники не позволяют вопрос: “Где?”, но если бы это было ошибкой, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает наибольшим правом, чтоб порицать подобное, и тогда сказал бы ей (рабыне), что: “не следует так отвечать, а то тебе может представиться, что Аллах ограничен (махдуд), и что он находится в (определенном) месте вне места (фи макан дуна макан), однако моим словом будет то, что Он повсюду, что противоположно твоим словам”.

Однако нет! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил это, зная, что в нем (что несет с собой вопрос и ответ) и что в этом Вера…

Ибн Фоуврак комментирует: “И в этих словах он сформулировал некоторые свои взгляды, а именно:

• дозволенность слова: “Где Аллах?”, спрашивая о Нем.

• верность ответа: “Над небесами”.

• это возвращается к “Иджма” (единогласному мнению) ученых и простых людей”.

[См. Ибн Фоуврака в “Макалятах” собранных со слов Ибн аль-Кулляба. Это так же приводит Шейх Ибн Теиймия в книгах “Та’аруд ‘акьль маа накьль” стр. 6/193; “Накд таъсис” стр. 51-53; “Маджмуа Фатава” 5/319; Ибн Каийим Джавзия в книге “Иджтима джуюш исламия” стр. 282].

*[Здесь я хотел бы отметить, что в ряду поздних ашаритов запрещали подобный ответ. К примеру Ибн Хаджар аль-Хайтами, в своей книге “Иълям би къавати аль-Ислям” перечисляя слова в произношении которых содержится куфр (неверие) пишет: “Если кто-то скажет: “Аллах над небесами” (Аллаху фи ас-сама), тот совершит неверие”. Далее он поясняет, что другие говорят, что их неверие станет утвержденным, если они будут подтверждать так же и то, что вытекает из их слов. См. стр. 239].

Так же известны его слова и опровержение джахмитам на их утверждение того, что Аллах не внутри и не вне этого бытия, что Он не над Троном.

Харис аль-Мухасиби говорит в своей книге “Фахм аль-Къуран”:

“А что по поводу Слов: “Милостивый вознесся над Троном”. Сура Та-ха 5 аят.

“Он – Одолевающий и находится над Своими рабами”. Сура аль-Анам 18 аят.

“Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе”. Сура аль-Мульк 16 аят.

“…то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона”. Сура аль-Исра 42 аят.

Это и другие аяты, подобны Его Словам:

“Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему”. Сура аль-Мааридж 4 аят.

“К Нему восходит прекрасное слово”. Сура аль-Фатыр 10 аят.

Это категорично делает обязательным то, что Он над Аршем, над абсолютно всем вещами, Пречист от того чтоб быть вхожим внутрь творений, ничто от Него не скрывается, т.к. Он пояснил в этих аятах, что Сущность Его над Его рабами, ведь Он сказал: “Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас”? Сура аль-Мульк 16 аят. Что значит, Он над Троном, а Трон над небесами”. [См. “Фахм аль-Куран” стр. 349-350. Авторство аль-Мухасиби к этой книге подтверждает так же Абдул-Фаттах Абу Гуда в написанной им биографии аль-Мухасиби к книге “Рисаля аль-мустаршидин” стр. 65].

Наши рекомендации