Претензии по поводу смысла хадиса. Первая претензия:Данный хадис говорит о том, что двенадцать халифов будут править мусульманами, что во время их правления исламская религия будет стойкой и
Первая претензия:Данный хадис говорит о том, что двенадцать халифов будут править мусульманами, что во время их правления исламская религия будет стойкой и прочной. Из шиитских двенадцати имамов правили только Али ибн Аби Талиб и короткое время Хасан ибн Али, а остальные никогда не являлись правителями мусульман. Поэтому в данном хадисе не идет речь о шиитских имамах.
Ответ: Для того чтобы ответить на эту претензию сначала необходимо разобрать значение слова «халиф». Слово «халиф» переводится с арабского языка как наместник, приемник. В данном хадисе это слово означает наместника Аллаха и Посланника Аллаха, который будет руководить исламской общиной так же, как руководил ею Посланник Аллаха. В соответствии с аятами Священного Корана Всевышний Аллах сам назначает своего наместника на земле и руководителя человечества. Люди не могут самостоятельно выбирать наместника Аллаха и Его Посланника, ибо люди часто ошибаются, и всегда будет существовать вероятность того, что этот пост займет нечестивец, который под именем Ислама будет добиваться своих корыстных целей. Назначение наместника Аллаха и предводителя верующих – это прерогатива Господа или Пророка от Его имени. В качестве доказательства к сказанному приведем несколько коранических аятов:
1. Всевышний Аллах назначает своим наместником Пророка Дауда (да будет мир с ним): «О Дауд, поистине, Мы назначили тебя наместником на земле».[355]
2. В следующем аяте Аллах говорит Пророку Ибрагиму (да будет мир с ним): «Поистине, я назначил тебя имамом (предводителем) для людей».[356]
3. В другом аяте Аллах говорит о потомках Ибрагима: «Мы сделали их имамами (предводителями), которые по Нашему велению указывали на истинный путь».[357]
4. В еще одном аяте говорится, что один из иудейских пророков объявил своему народу, что Аллах назначил для них царя: «Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царем Талута».[358]
5. Пророк Муса (да будет мир с ним) просит Всевышнего назначить его брата помощником и визирем: «Назначь мне помощника (визиря, правителя от моего имени) брата моего Харуна».[359]
Из всех пяти аятов следует, что наместничество и руководство это святое божественное назначение. В Коране нет ни одного аята, в котором людям предписывался бы самостоятельный выбор руководителя. Наместник Господа и предводитель человечества должен быть пророком или же человеком, подобным пророку, другими словами безгрешным имамом. Он подобен пророку в знаниях, благочестии, близости к Господу. Он продолжает дело, начатое пророком, он идет по этому пути и ведет за собой всех тех, кто желает следовать по пути истины. Он ни на шаг не сходит с этого пути, иначе он не наместник. Лишь двенадцать человек из семейства последнего пророка являются такими наместниками и предводителями человечества. Именно о них идет речь в хадисах, которые были приведены в начале главы. Всевышний Аллах, назвав их обладателями власти, повелел верующим подчиняться им, сказав: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».[360]
Достигнет наместник Аллаха и предводитель человечества земной власти или нет, он все равно остается наместником Аллаха и Его Посланника на земле, и все люди обязаны подчиняться ему. Он руководитель мусульман и хранитель религии, признают это люди или не признают. Его существование является гарантией того, что истинная религия всегда будет оставаться стойкой и прочной, пусть даже за ней следуют всего единицы. Даже если все человечество сойдет с прямого пути, на земле неизменно существует наместник Аллаха, Его довод к людям, который всегда находится на единственно верном пути. Достижение земной власти не является главной целью наместника Аллаха и предводителя человечества. Его цель намного выше и священнее, он наставляет и ведет всех желающих к вечному счастью, к довольству Господа. В пример можно привести пророков, например, Пророка Ибрагима (да будет мир с ним). Он никогда не имел земной власти, не был царем, падишахом или королем. Но он все равно был наместником Аллаха и предводителем человечества, так как им его сделал Всевышний Аллах. Многие имамы из семейства Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) так же не имели земной власти, но несмотря на это они оставались предводителями всех мусульман. Конечно же, земная власть по праву должна принадлежать им, но исторически сложилось так, что люди отстранили их от правления. Слово «халиф», которое сунниты применяют в отношении правителя исламского государства, не имеет ничего общего с истинным значением этого слова – наместником Аллаха и Его Посланника. После смерти Посланника Аллаха в мусульманском обществе так начали называть любого человека, который сидел на троне. Применительно к таким людям, оно имеет значение «царь, король, падишах…»
Интересно, что среди самих суннитов нет общего мнения относительно личностей двенадцати халифов. Разные ученые приводят различные точки зрения по поводу их имен. Лишь шииты точно указывают имена всех двенадцати халифов. Хотя в суннитской литературе тоже упоминаются их имена. В одном из суннитских хадисов сказано, что после ниспослания 59-ого аята суры «Женщины» некоторые из сподвижников спросили Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «Мы познали Аллаха и Посланника, но кто является обладателями власти?» Пророк ответил им: «Они мои наместники и руководители мусульман после меня. Первый из них Али ибн Аби Талиб, потом Хасан, потом Хусейн. После него Али ибн Хусейн, затем Мухаммад ибн Али. Затем Джафар ибн Мухаммад, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али. После него Махди, тот, имя которого подобно моему имени. Воистину, двенадцатый из моего рода будет сокрыт. Он будет пребывать в сокрытии до тех пор, пока не наступит время, когда от Ислама не останется ничего, кроме названия, и от Корана ничего, кроме названия. В это время Всевышний и Всеблагой Аллах разрешит ему выйти из сокрытия, и посредством него оживит Ислам».[361]
Вторая претензия:В том варианте этого хадиса, который приводят в своих сборниках Бухари и Муслим, говорится, что двенадцать халифов будут из племени курайшитов. Почему Посланник Аллаха не сказал, что двенадцать халифов будут из рода хашимитов или из его потомства? Ведь так было бы понятней, и в будущем среди мусульман не возникло бы споров по этому поводу. И курайшиты не состоят только из Бани Хашим, к ним относятся также Бани Умайя, Бани Таим и другие роды.
Ответ: По поводу фразы «все они из курайшитов» в кругу шиитских исследователей существует мнение, что эта фраза является вымышленной, и была добавлена в хадис в более поздние времена. Во всех текстах данного хадиса фразу «все они из курайшитов» произносит не сам Пророк, а один из сподвижников. На самом деле, говорят многие ученые, Пророк сказал: «все они из хашимитов». Данного мнения придерживаются и часть суннитских ученых, например, Кундузи Ханафи в «Йанаби аль-мавадда», и Ибн Аби аль-Хадид в «Шарх нахдж аль-балага».
В тексте данного хадиса, а точнее в той его версии, которая приводится в суннитской литературе, говорится, что когда Пророк сказал: «Будут править двенадцать халифов. Все они…», окружающие подняли шум, и передатчик хадиса не расслышал дальнейших слов Посланника Аллаха. Беспристрастно изучив это событие, можно предположить, что некоторые из сподвижников, как говорят шиитские исследователи, действительно были против сосредоточения власти среди хашимитов, особенно в руках Али ибн Аби Талиба. Поэтому они подняли шум и помешали Пророку объявить о своих приемниках. Подобные действия со стороны сподвижников повторялись не раз. Достаточно вспомнить событие, которое вошло в историю Ислама под названием «бедствие четверга». Посланник Аллаха, находясь на смертном одре, повелел принести ему принадлежности для письма, чтобы оставить письменное завещание, следуя которому мусульмане никогда не сойдут с истинного пути. Но и в этот раз та же группа сподвижников подняла шум и не позволила принести то, о чем просил Пророк. Ведь всем было ясно, что Посланник Аллаха хотел написать указание о следовании безгрешным имамам из его рода, первым из которых был Имам Али. Именно эта группа людей после смерти Посланника Аллаха, когда его тело еще не было предано земле и опечаленные мусульмане готовились проводить Пророка в последний путь, без предварительного совещания с остальными сподвижниками собралась в отдаленном месте и, наперекор всем указаниям Пророка, захватила власть в свои руки.
Мусульмане всегда спрашивали Посланника Аллаха обо всем, что им было непонятно в религии. Такова была их традиция. Хадис о двенадцати халифах указывает на будущее исламской религии и мусульманской общины, на ее судьбу после смерти Пророка. Но в этом хадисе существует один очень интересный момент, который заставляет человека задуматься над ним. В большинстве суннитских версий хадиса не говорится о том, что кто-либо из мусульман спросил у Пророка имена двенадцати халифов. В некоторых из версий упоминается, что мусульмане после возвращения из хаджа спросили Пророка о положении Ислама после окончания эпохи двенадцати халифов. Но в них также не упоминается вопрос об именах халифов. Возможно ли что ни один из огромного числа сподвижников не задал Пророку этот вопрос? Неужели никому из них не было интересно, кто же они эти двенадцать наместников Пророка? Конечно же, все было не так. Мусульмане множество раз спрашивали об именах наместников Пророка, и Пророк назвал их всех поименно. Но после смерти Посланника Аллаха власть сосредоточилась в руках группы людей, отстранивших семейство Пророка от руководства мусульманской общиной. Они сделали многое для того, чтобы скрыть от людей истинное положение ахль аль-бейт. Одним из способов скрывания истины стал запрет на записывание и устную передачу хадисов от Посланника Аллаха, а также уничтожение хадисов или отдельных их частей. Эта традиция началась сразу же после прихода к власти Абу Бакра и продолжалась до начала правления династии Аббасидов. Это неоспоримый исторический факт. За этот период были утеряны, изменены и выдуманы множество хадисов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в подавляющем большинстве суннитских версий рассматриваемого нами хадиса не упоминаются имена двенадцати халифов, так как рука государственного аппарата тех времен добралась до этого и других подобных хадисов. Но все же в суннитских источниках сохранилось некоторое количество хадисов, в которых приводятся имена всех двенадцати безгрешных халифов из пророческого рода.
27. Хадис «Правление»
Хадис, который получил название «Правление», передается от четырнадцати сподвижников Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и упоминается в трудах более шестидесяти суннитских ученых. Он является еще одним доводом в пользу руководства Имама Али (да будет мир с ним) над мусульманской общиной сразу же после ухода Посланника Аллаха в мир иной. Во многих шиитских и суннитских книгах говорится, что Пророк снарядил группу воинов, во главе которых назначил Али. В путешествии некоторым мусульманам не понравился дележ трофеев, совершенный Али. Поэтому после возвращения в Медину они пожаловались Пророку на то, что Али несправедливо разделил трофеи. Пророк разозлился на них и гневно сказал: «Что вы хотите от Али? Воистину, Али от меня, а я от него, и он повелитель каждого верующего после меня».[362]