Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
Вот народы – как капли из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения.
Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли?
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом?
Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?
Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся.
Здесь Исайя полностью использует потенциал человеческой речи: его слова позволяют нам узреть самого Бога.
Слова Бога описывают не только Его Самого, но и Его творение. Они наделяют смыслом все сотворенное, определяют цель бытия всего существующего. Мы сможем узнать самих себя лишь тогда, когда прислушаемся к сказанному Им о нас. Господь сообщает нам, кто мы такие, и указывает, что и как нам следует делать.
[21] Сами по себе мы никогда не смогли бы узнать об этом. Адам и Ева оказались бы в плачевном состоянии, если бы Бог не заговорил с ними и не рассказал о том, кто они и что они должны делать. Он объяснил им сущность мира, в который поместил их.
Божьи слова устанавливают границы и дают свободу. Они даруют жизнь и несут смерть. Бог сотворил речь; Его первые слова, обращенные к Адаму и Еве, показывают, насколько речь важна. Слова имеют большое значение: они всегда что-то открывают, определяют, объясняют и оказывают влияние.
Люди говорят
Переходя к рассмотрению сотворенного мира, отметим, что Адам и Ева говорили. Возможно, это замечание покажется вам банальным, однако данный факт нельзя упускать из виду. Способность Адама и Евы общаться при помощи слов выделяла их из моего остального творения, являясь их уникальной особенностью. Они могли делиться друг с другом своими мыслями, желаниями и чувствами. Первые люди были подобны Богу: они могли говорить! Дав им эту способность, Бог определил форму их существования.
Способность принимать и передавать информацию имеет для нас жизненно важное значение. Мы постоянно говорим: ведя тихую беседу за чашкой кофе, что-то с беспокойством выясняя в живленном аэропорту, объясняя, почему мы опоздали на встречу или не выполнили задание на работе. Мы говорим, обучая наших детей или участвуя в споре, ведя длительные дебаты в конгрессе или разговаривая с другом. Люди говорят, желая спокойной ночи, приветствуя команду противника на спортивных соревнованиях, признаваясь в любви, делая замечание или выговор, выражая гнев и раздражение. Люди говорят на железнодорожной платформе в Индии, хотя общаются на незнакомом для нас языке, и дети, возвращающиеся из школы в городке Совето, тоже говорят.
Слова придают направление нашей жизни и влияют на наши отношения с окружающими. С их помощью мы выражаем то, что видим и переживаем. Мы по-настоящему узнаем других людей, когда разговариваем с ними. Иногда нам хочется уединиться, потому что вокруг нас слишком много говорят, а иногда мы чувствуем себя одинокими, потому что с нами никто не разговаривает.
Сотворив нас способными говорить, Бог не только выделил нас из всего остального творения, но и определил, какой будет [22] наша жизнь и наши отношения с окружающими. Хотите чему-то научиться? Слушайте и говорите. Хотите завязать знакомство? Слушайте и говорите. Хотите получить работу? Слушайте и говорите. Хотите поклоняться Богу? Слушайте и говорите. Хотите воспитать своих детей? Слушайте и говорите. Хотите принести пользу телу Христову? Слушайте и говорите. Люди общаются друг с другом; такова природа нашего существования. Слова влияют на все, что мы делаем. Бог дал нам способность говорить и определил, что эта способность будет иметь первостепенное значение.
Первая глава Книги Бытие описывает мир человеческого общения, который был прост и прекрасен. Там не было никаких коммуникативных проблем, никакой словесной войны. Каждое слово отражало славу Божью. Там не было споров и лжи, не звучало слов, выражающих ненависть и нетерпение, не было раздраженных, резких ответов. Никто никого не ругал, не проклинал и не порицал. Слова не были исполнены гордости, обмана и эгоизма; люди не манипулировали друг другом. Все слова были правдивыми и произносились с любовью и нежностью, и книга о проблемах общения, подобная этой, была совершенно не нужна. Каждое слово соответствовало Божьему стандарту и замыслу.
К сожалению, мир, описанный в первой главе Книги Бытие, уже давно перестал существовать. Чудесный дар общения превратился в источник многих зол и страданий. Слишком часто люди говорят, игнорируя Божьи правила, и этим разрушают то, что Он создал. Описанное в первой главе Книги Бытие вызывает у нас восхищение и удивление, однако оно уже в прошлом. Но мы с надеждой ожидаем того дня, когда война слов закончится, когда мы будем пребывать с Богом и, став подобными Ему, всегда будем говорить так, как Он хочет.
Слова объясняют
Из первой главы Книги Бытие мы можем почерпнуть еще одну мысль. Слова определяют и объясняют. Хотя Адам и Ева были совершенными людьми, жившими в совершенном мире и находившимися в совершенных отношениях с Богом, они все равно нуждались в том, чтобы Бог разговаривал с ними. Им нужно было, чтобы Он объяснил им их мир. Им нужно было понять самих себя и смысл своего существования. В этом Адам и Ева полностью зависели от Бога. Сами они не могли постичь смысл [23] окружающего. Какие бы открытия они ни делали, мир вокруг них и их собственная жизнь нуждались в Божьем объяснении и определении, имевшем словесную форму. Человеческая речь, как и речь Бога, призвана объяснить и систематизировать картину мира, окружающего нас.
Короткие и бесхитростные объяснения, которые можно услышать из детских уст («мама, я знаю, почему воздушные шары летают»), вопросы пытливых подростков («почему так важно не вступать в половые отношения до брака?») и вопросы разочарованных взрослых («почему мне никогда не хватает денег, хотя я постоянно работаю?») – все они состоят из слов. Люди используют слова, чтобы с их помощью передать смысл, который они вкладывают в окружающие их предметы и явления.
Маленькие дети изводят своих родителей тысячами «почему», поскольку хотят понять окружающий их мир. Подростки постоянно «висят» на телефоне, обсуждая со своими друзьями события минувшего дня. Пожилой человек сидит на скамейке в парке вместе со своим старым приятелем и, вспоминая прошлое, рассуждает о смысле прожитых дней. Мы говорим, потому что хотим знать, а чтобы что-то узнать, мы должны говорить. Разговор имеет большую ценность, поскольку интерпретация событий очень важна. От того, как мы объясняем жизнь, зависит, как мы будем относиться к ней.