Первая порода суласий мужаррод 2 страница

Исми фаъил в других породах, кроме суласий мужаррод, имеет шаблон глагола настояще-будущего времени в действительном залоге. Вместо буквы музариъат ставится мим с заммой (مـُ), а предпоследняя буква делается с касрой. Например,

أَكْرَمَ يُكْرِمُ | مُكْرِمٌ (уважающий)

فَرَّحَ يُفَرِّحُ | مُفَرِّحٌ (радующий)

دَحْرَجَ يُدَحْرِجُ | مُدَحْرِجٌ (катающий, скатывающий)

تَدَحْرَجَ يَتَدَحْرَجُ | مُتَدَحْرِجٌ (катящийся, скатывающийся)

Сифати мушаббаха

Из некоторых непереходных глаголов вместо исми фаъил образуется сифати мушаббаха. Значение сифати мушаббаха также близко к значению исми фаъил, однако, в случае исми фаъил масдар (отглагольное существительное, действие) происходит от фаъил (совершающего действие) Например, как ضَارِبٌ совершает ضَرْبٌ. А в случае с сифати мушаббаха масдар не происходит от сифати мушаббаха, а существует вместе с ним. Например, как حَسَنٌ (красивый) не происходит от حُسْنٌ (красота), (а существует вместе с ним – прим. переводчика).

Шаблонов сифати мушаббаха много, наиболее известных из них – 18:

Шаблон Пример Смысл
فَعْلٌ صَعْبٌ Тяжелый
فِعْلٌ صِفْرٌ Пустой
فُعْلٌ حُرٌّ Свободный (вольный)
فَعَلٌ حَسَنٌ Красивый
فَعِلٌ فَطِنٌ Внимательный
فُعُلٌ جُنُبٌ Оскверненный (без полного омовения)
فَعْلَى عَطْشَى Жаждущая
فُعْلَى حُبْلَى Беременная
فَعْلاَء وَجْنَاءُ Сильный верблюд
فَعْلاَنٌ عَطْشَانٌ Жаждущий
فُعْلاَنٌ عُرْيَانٌ Нагой (голый)
فَعْلاَلٌ رَصْرَاصٌ Крепкий
فَعَالٌ جَبَانٌ Трусливый
فُعَالٌ شُجَاعٌ Храбрый
فَعِيلٌ كَرِيمٌ Уважаемый, щедрый
فَيْعَلٌ صَيْهَدٌ Пустыня
فَيْعِلٌ طَيِّبٌ Хороший
اَفْعَلُ اَدْوَدُ Подвижный (старающийся)

Исми мафъул

Исми мафъул в породах суласий мужаррад всегда имеет шаблон مَفْعُولٌ. Например, مَضْرُوبٌ. Исми мафъул также имеет 6 склонений: 3 мужского и 3 женского родов и склоняется следующим образом:

مَضْرُوبٌ Побитый (вахид, музаккар)
مَضْرُوبَانِ Побитые (двое мужчин) (тасния, музаккар)
مَضْرُوبُونَ Побитые (несколько мужчин) (жамъ, музаккар)
   
مَضْرُوبَةٌ Побитая (вахида, муаннас)
مَضْرُوبَتَانِ Побитые (две женщины) (тасния, муаннас)
مَضْرُوبَاتٌ Побитые (несколько женщин) (жамъ, муаннас)

Множественное число женского рода также имеет шаблон مَفَاعِلُ. Например, مَضَارِبُ – побитые (несколько женщин) (жамъ, муаннас). (В качестве исключения для рифмы в стихах может использоваться шаблон مَضَارِبٌ с танвином – прим. переводчика.)

Исми мафъул в отличных от суласий мужаррод породах имеет шаблон страдательного залога (мажхул) глагола настояще-будущего времени (музариъ). Вместо буквы музариат ставится мим с заммой (مُـ), а предпоследняя буква получает фатху. Например:

أَكْرَمَ يُكْرِمُ - مُكْرَمٌ (уважаемый)

فَرَّحَ يُفْرِّحُ - مُفَرَّحٌ (обрадованный)

دَحْرَجَ يُدَحْرِجُ - مُدَحْرَجٌ (катанный)

تَدَحْرَجَ يَتَدَحْرَجُ - مُتَدَحْرَجٌ (скатанный)

Вопросы и задания

1. Какой шаблон имеет исми фаъил в породах суласий мужаррод? А в отличных от суласий мужаррод породах?

2. Что такое сифати мушаббаха? Расскажите на память его наиболее известные шаблоны?

3. Какой шаблон имеет исми мафъул в породах суласий мужаррод? А в отличных от суласий мужаррод породах?

4. Просклоняйте глаголы, которые были приведены в примерах к глаголам прошедшего и настояще-будущего времен, для шаблонов исми фаъил и исми мафъул?

Глагол отрицания прошедшего времени (жахд)

Для образования глагола отрицания прошедшего времени (жахд) перед глаголом настояще-будущего времени (музариъ) ставится предлог لَمْ. Например, لَمْ يَضْرِبْ. Благодаря этому предлогу لَم у глаголов с сахих (правильным) окончанием выпадают: в единственном числе – харакат (надстрочный знак, огласовка) (يَضْرِبُ à لَمْ يَضْرِبْ), а в двойственном и множественном числах – конечный нун (يَضْرِبَانِ à لَمْ يَضْرِبَا), (يَضْرِبُونَ à لَمْ يَضْرِبُوا). У глаголов со слабой конечной буквой выпадают: в единственном числе – слабая буква (يَرْمِى à لَمْ يَرْمِ), а а в двойственном и множественном числах – конечный нун (يَرْمِيَانِ à لَمْ يَرْمِيَا), ( يَرْمُونَ à لَمْ يَرْمُوا ). Однако в двух спряжениях женского рода множественного числа конечная (ن) никогда не выпадает, поскольку является признаком множественности. Также предлог لَمْ переводит смысл глагола настояще-будущего времени в прошедшее с его отрицанием.

Действительный залог (маълум) глагола жахд имеет 14 спряжений:

لم يَضْرِبْ Он не ударил (вахид, музаккар, гоиб)
لم يَضْرِبَا Они не ударили (двое мужчин), тасния, музаккар, гоибайн)
لم يَضْرِبُوا Они не ударили (несколько мужчин), жамъ, музаккар, гоибийн)
   
لم تَضْرِبْ Она не ударила (вахида, муаннас, гоиба)
لم تَضْرِبَا Они не ударили (две женщины), тасния, муаннас, гоибатайн)
لم يَضْرِبْنَ Они не ударили (несколько женщин), жамъ, муаннас, гоибат)
   
لم تَضْرِبْ Ты не ударил (вахид, музаккар, мухотаб)
لم تَضْرِبَا Вы не ударили (двое мужчин) (тасния, музаккар, мухотабайн)
لم تَضْرِبُوا Вы не ударили (несколько мужчин) (жамъ, музаккар, мухотабийн)
   
لم تَضْرِبِي Ты не ударила (вахида, муаннас, мухотаба)
لم تَضْرِبَا Вы не ударили (две женщины) (тасния, муаннас, мухотабатайн)
لم تَضْرِبْنَ Вы не ударили (несколько женщин) (жамъ, муаннас, мухотабат)
   
لم أَضْرِبْ Я не ударил (вахид(а), музаккар, муаннас, мутакаллим)
لم نَضْرِبْ Мы не ударили (несколько человек) (жамъ, музаккар, муаннас, мутакаллим)

Страдательный залог (мажхул) глагола отрицания прошедшего времени (жахд)

Страдательный залог глагола отрицания прошедшего времени также имеет 14 спряжений:

لم يُضْرَبْ Его не побили, он не был побит (вахид, музаккар, гоиб)
لم يُضْرَبَا Их не побили (двоих мужчин) (тасния, музаккар, гоибайн)
لم يُضْرَبُوا Их не побили (нескольких мужчин) (жамъ, музаккар, гоибийн)
   
لم تُضْرَبْ Ее не побили (вахида, муаннас, гоиба)
لم تُضْرَبَا Их не побили (двоих женщин) (тасния, муаннас, гоибатайн)
لم يُضْرَبْنَ Их не побили (нескольких женщин) (жамъ, муаннас, гоибат)
   
لم تُضْرَبْ Тебя не побили (одного мужчину) (вахид, музаккар, мухотаб)
لم تُضْرَبَا Вас не ударили (двоих мужчин) (тасния, музаккар, мухотабайн)
لم تُضْرَبُوا Вас не ударили (нескольких мужчин) (жамъ, музаккар, мухотабийн)
   
لم تُضْرَبِي Тебя не побили (одну женщину) (вахида, муаннас, мухотаба)
لم تُضْرَبَا Вас не ударили (двоих женщин) (тасния, муаннас, мухотабатайн)
لم تُضْرَبْنَ Вас не ударили (нескольких женщин) (жамъ, муаннас, мухотабат)
   
لم أُضْرَبْ Меня не ударили (вахид(а), музаккар, муаннас, мутакаллим)
لم نُضْرَبْ Нас не ударили (нескольких человек) (жамъ, музаккар, муаннас, мутакаллим)

Феъл нафий (глагол отрицания будущего времени)

Для образования глагола отрицания будущего времени перед глаголом музариъ ставится предлог لاَ. Например, لاَ يَضْرِبُ. Этот предлог لاَ переводит значение глагола музариъ в будущее время, отрицая его. Например, если мы скажем, لاَ يَضْرِبُ, то имеется в виду, что мужчина не ударит в будущем времени, а не в настоящем.

Действительный залог (маълум) глагола отрицания будущего времени (нафий) имеет 14 спряжений:

لا يَضْرِبُ Не ударит он (вахид, музаккар, гоиб)
لا يَضْرِبَانِ Не ударят они (двое мужчин) (тасния, музаккар, гоибайн)
لا يَضْرِبُونَ Не ударят они (несколько мужчин) (жамъ, музаккар, гоибийн)
لا تَضْرِبُ Не ударит она (вахида, муаннас, гоиба)
لا تَضْرِبَانِ Не ударят они (двое женщин) (тасния, муаннас, гоибатайн)
لا يَضْرِبْنَ Не ударят они (несколько женщин) (жамъ, муаннас, гоибат)
لا تَضْرِبُ Не ударишь ты (вахид, музаккар, мухотаб)
لا تَضْرِبَانِ Не ударите вы (двое мужчин) (тасния, музаккар, мухотабайн)
لا تَضْرِبُونَ Не ударите вы (несколько мужчин) (жамъ, музаккар, мухотабийн)
لا تَضْرِبِينَ Не ударишь ты (вахида, муаннас, мухотаба)
لا تَضْرِبَانِ Не ударите вы (двое женщин) (тасния, муаннас, мухотабайн)
لا تَضْرِبْنَ Не ударите вы (несколько женщин) (жамъ, муаннас, мухотабат)
لا أَضْرِبُ Не ударю я (вахид(а), музаккар, муаннас, мутакаллим)
لا نَضْرِبُ Не ударим мы (несколько человек) (жамъ, музаккар, муаннас, мутакаллим)

Страдательный залог (мажхул) глагола отрицания будущего времени (нафий) также имеет 14 спряжений:

لا يُضْرَبُ Не ударят его (он не будет побит) (вахид, музаккар, гоиб)
لا يُضْرَبَانِ Не ударят их (двоих мужчин) (тасния, музаккар, гоибайн)
لا يُضْرَبُونَ Не ударят их (нескольких мужчин) (жамъ, музаккар, гоибийн)
لا تُضْرَبُ Не ударят ее (она не будет побита) (вахида, муаннас, гоиба)
لا تُضْرَبَانِ Не ударят их (двоих женщин) (тасния, муаннас, гоибатайн)
لا يُضْرَبْنَ Не ударят их (нескольких женщин) (жамъ, муаннас, гоибат)
لا تُضْرَبُ Не ударят тебя (вахид, музаккар, мухотаб)
لا تُضْرَبَانِ Не ударят вас (двоих мужчин) (тасния, музаккар, мухотабайн)
لا تُضْرَبُونَ Не ударят вас (нескольких мужчин) (жамъ, музаккар, мухотабийн)
لا تُضْرَبِينَ Не ударят тебя (вахида, муаннас, мухотаба)
لا تُضْرَبَانِ Не ударят вас (двоих женщин) (тасния, муаннас, мухотабатайн)
لا تُضْرَبْنَ Не ударят вас (нескольких женщин) (жамъ, женщин, мухотабат)
لا أُضْرَبُ Не ударят меня (вахид(а), музаккар, муаннас, мутакаллим)
لا نُضْرَبُ Не ударят нас (нескольких человек) (жамъ, музаккар, муаннас, мутакаллим)

Вопросы и задания

1. Как образуется глагол жахд?

2. Каким путем образуется глагол нафий?

3. Какое имеется различие между глаголом жахд и музариъ?

4. Проспрягайте глаголы, приведенные в предыдущих примерах для действительных и страдательных залогов глаголов жахд и нафий.

О глаголе в повелительном наклонении (амр)

Амр бывает двух видов: амри хозир и амри гоиб.

Амри хозир (2-ое лицо)

Амри хозир образуется из шести спряжений 2-го лица глагола настояще-будущего времени. Для его образования: 1) Обратите внимание на окончание глагола музариъ. Если в конце стоит правильная буква (сахих), то ей придается сукун (-ْ). Например, تَضْرِبُà تَضْرِبْ. Если в конце стоит слабая буква (иллат), то она опускается. Например, تَرْمِىُ à تَرْمِ. 2) Буква музариат (ت) опускается. Затем обращается внимание на букву, стоящую после нее. Если буква, стоящая после буквы музариат имеет огласовку, то образование глагола амр на этом заканчивается.

Например, возьмем глагол تَثِبُ (ты прыгнешь). Он заканчивается правильной буквой, поэтому этой букве придается сукун: تَثِبْ. Затем опускаем букву музариат. После нее стоит буква с огласовкой. Поэтому образование глагола амр хозир заканчивается.

تَثِبُ à تَثِبْ à ثِبْ (прыгни).

Если буква после буквы музариат не имеет огласовки (т.е. имеет надстрочный знак сукун), то обращаем внимание на харакат буквы ع глагола. Если буква ع имеет надстрочный знак касра или фатха, то перед образуемым глаголом амр ставится хамза со знаком касра. Например:

(تَفْعِلُ - تَضْرِبُ), (تَفْعَلُ - تَحْمَدُ)

تَضْرِبُ à تَضْرِبْ à ضْرِبْ à اِضْرِبْ (ударь);

تَحْمَدُ à تَحْمَدْ à حْمَدْ à اِحْمَدْ (похвали).

Если буква ع глагола имеет знак замма, то перед образуемым глаголом амр ставится хамза со знаком замма. Например:

( تَفْعُلُ – تَكْتُبُ),

تَكْتُبُ à تَكْتُبْ à كْتُبْ à اُكْتُبْ (пиши).

На этом образование глагола амр заканчиватся. Однако перед глаголами в породе (إِفْعَالٌ يُفْعِلُ - أَفْعَلَ) (1-ая порода суласий мазид – прим.перев.) всегда ставится хамза с фатхой. (Например: أَقِمْ ؛ أَكْرِمْ).

Из глагола يَضْرِبُ ضَرَبَглагол повелительного наклонения образуется следующим образом: تَضْرِبُ 2-ое лицо ед. ч. (мухотаб). Конечная буква ب – правильная, поэтому ей придается знак сукун: تَضْرِبْ. Буква музориат ت опускается: ضْرِبْ. Буква после буквы музориат имеет сукун, поэтому смотрим на букву ع глагола. Поскольку буква на месте буквы ع – ر имеет знак касра, перед образуемым глаголом амр ставится хамза со знаком касра: اِضْرِبْ.

Амри хозир спрягается следующим образом:

اِضْرِبْ Ударь ты (мужчина) (вахид, музаккар)
اِضْرِبَا Ударьте вы (двое мужчин) (тасния, музаккар)
اِضْرِبُوا Ударьте вы (несколько мужчин) (жамъ, музаккар)
اِضْرِبِي Ударь ты (женщина) (вахида, муаннас)
اِضْرِبَا Ударьте вы (две женщины) (тасния, муаннас)
اِضْرِبْنَ Ударьте вы (несколько женщин) (жамъ, муаннас)

Амри гоиб (1-ое и 3-е лица)

Амри гоиб образуется присоединением к началу глагола настояще-будущего времени (لِ). Например, لِيَضْرِبْ. Если глагол музариъ оканчивается правильной буквой, то этот предлог (لِ) опускает огласовку последней буквы глаголов в единственном числе. Например, لِيَضْرِبْ. В сахих и накис глаголах в двойственном и множественном числах конечные нун выпадают. Однако (ن), являющаяся признаком множественного числа в женском роде никогда не выпадает.

Если к началу глагола амри гоиб присоединяется какая-нибудь буква с огласовкой, то (لِ) читается без огласовки (с сукун). Например, فَلْيَضْرِبْ (пусть ударит).

Амри гоиб имеет 8 спряжений – 6 для третьего лица (гоиб) и 2 для первого (мутакаллим):

لِيَضْرِبْ Пусть он ударит (вахид, музаккар, мухотаб)
لِيَضْرِبَا Пусть они ударят (двое мужчин) (тасния, музаккар, мухотабайн)
لِيَضْرِبُوا Пусть они ударят (несколько мужчин) (жамъ, музаккар, мухотабийн)
لِتَضْرِبْ Пусть она ударит (вахида, муаннас, мухотаба)
لِتَضْرِبَا Пусть они ударят (две женщины) (тасния, муаннас, мухотабатайн)
لِيَضْرِبْنَ Пусть они ударят (несколько женщин) (тасния, муаннас, мухотабат)
لأَِضْرِبْ Пусть я ударю (мужчина, женщина) (вахид(а), музаккар, муаннас, мутакаллим)
لِنَضْرِبْ Пусть мы ударим (мужчины, женщины) (жамъ, музаккар, муаннас, мутакаллим)

Страдательный залог (мажхул) глагола повелительного наклонения 1-го и 3-го лиц (амр гоиб)

Мажхул амри гоиб имеет 14 спряжений. В качестве исключения сначала спрягается 2-ое лицо (мухотаб):

Наши рекомендации