Учение свят. Кирилла Александрийского
· Кирилл Александрийский предложил учение об ипостасном единстве двух природ во Христе.
· «ипостасное соединение» означает такой тип соединения двух природ, результатом которого является единое живое существо, характеризующееся единством личностного субъекта, т. Е. Единая ипостась.
· Божество и человечество во Христе соединены подобно душе и телу в человеке.
· Ипостасное единство предполагает взаимное общение природ и взаимное проникновение внутри единой Ипостаси.
· В трудах свят. Кирилла ощущается и недостаток терминологической точности.
· Свят. Кирилл, по неведению, пользовался подлогами аполлинаристов, т. Е. Книгами, которые были надписаны последователями Аполлинария Лаодикийского именами уважаемых отцов Церкви.
· Знаменитая формула «единая природа Бога Слова воплощенная» была заимствована свят. Кириллом именно из этой псевдоэпиграфической литературы.
Православное учение о Пресвятой Богородице.
· «Все догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах:Богородица и Приснодева» Флоровский.
· Дева Мария именуется Богородицей (греч. Θεοτόκος)
· Она родила Бога Слова по человечеству. Сам Бог Слово был субъектом бессеменного зачатия и девственного рождения, потому что во Христе, в силу единства Лица, нет никого другого, кто мог бы родиться от Нее.
· Преп. Анастасий Синаит писал, что «рождение в собственном смысле слова есть добавление ипостаси...», в случае же Христа единственной Ипостасью, которую родила Дева Мария, была Ипостась Бога Слова, родившегося от нее по человечеству, т. Е. Воспринявшего в единство Своего Лица совершенную человеческую природу, в результате чего Божественная Ипостась Бога Слова стала Ипостасью для воспринятого человечества.
· Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Святая Дева мыслится и называется Богородицей не только ради Божеского естества Слова, но и по причине обожествления [Его] человеческой природы».
· Термин «Богородица» возник, по всей вероятности, в Александрийской школе. Церковный историк Сократ связывает появление этого термина с именем Оригена.
· Учение о Пресвятой Деве как Богородице догматически было закреплено на III Вселенском соборе.
· По словам прот. Георгия Флоровского, «имя Богородица подчеркивает, что Рожденный от Марии — не простой человек, не человеческая личность, а Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы. Это — краеугольный камень христианской веры»
· Пресвятая Дева Мария является «Приснодевой» (Ἀειπάρθενος)
· Она была Девой прежде рождества, пребыла истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа.
· По словам преп. Иоанна Дамаскина, наименование «Богородица» содержит в себе «все таинство [Божественного] домостроительства»
Билет 25
Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе. Христологическая терминология.
Орос Халкидонского Собора.
Образ соединения двух естеств во Христе.
1. Неслитно (греч. ἀσυγχύτως). В результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы. (против Монофизитов)
2. Неизменно, или непреложно (греч. ἀτρέπτως).В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений. (против Монофизитов)
3. Нераздельно (греч. ἀδιαιρέτως).Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в единой Ипостаси Бога Слова. (против Нестория)
4. Неразлучно (греч. ἀχωρίστως). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. Е. Имеет место непрерывное соединение. (против Нестория)