Сквернословие, насмешки, кощунство

Пение песен и других страстных

Гимнов, бесчинные восклицания, смех и

Тому подобное.

В видении пишется: «Нам вынесли множество

Свитков, где были записаны все слова,

Какие я только говорила от юности моей,

Все, что было сказано мною необдуманного

И, тем более, срамного. Тут же были записаны

Все кощунственные дела моей молодости,

А также случаи праздного смеха, к которому

Так склонна юность. Я видела тут же

Скверные слова, которые я когда-либо говорила,

Бесстыдные мирские песни, и обличали

Меня духи, указывая и место и время и

Лиц, с кем занималась я праздными беседами

И своими словами прогневляя Бога, и

Нисколько не считала того за грех, а потому

И не исповедовалась в этом перед духовным

Отцом. Глядя на эти свитки, я молчала, будто

Лишенная дара речи, потому что мне нечего

было им отвечать: все, что было у них записано,

Была правда. И я удивлялась, как это у

Них ничего не забыто, ведь прошло столько

Лет и я сама давно забыла об этом. Подробно

И самым искусным образом испытывали они

меня, и мало-помалу я все вспомнила».

Часто мы считаем эти согрешения ничтожными,

Не каемся в них пред Богом и не

Исповедуем их отцу духовному. Но Господь

явственно сказал: всяко слово праздное, еже

Аще рекут человецы, воздадят о нем слово в

День судный. От словес бо своих оправди-

Шися и от словес своих осудишися.

И апостол завещает: всяко слово гнило да

Не исходит из уст ваших, и сквернословие

И буесловие и кощуны.

Второе мытарство — мытарство лжи,

На котором истязается всякая ложь, клятвопреступления,

Призывание имени Божия

Всуе, неисполнение обетов, данных Богу,

утаение грехов пред духовником на исповеди:

«Здесь человек отдает отчет за всякое

Лживое слово, а преимущественно за клятвопреступление,

За напрасное призывание

Имени Господня, за ложные свидетельства,

За неисполнение данных Богу обетов, за неискреннюю

Исповедь во грехах и за все

Тому подобное, когда человек прибегает ко

Лжи. Духи в этом мытарстве свирепы и жестоки

И особенно сильно испытывают проходящих

Через это мытарство. Когда они остановили

Нас, то начали со всеми подробностями

Спрашивать меня, и я была уличена в

Том, что два раза солгала когда-то в самых

Малых вещах, так что не ставила того себе

Во грех, а также в том, что один раз из-за

Стыда не всю правду сказала на исповеди

Своему духовному отцу. Уличив меня во

Лжи, духи пришли в большую радость и уже

Хотели похитить меня из рук Ангелов, но

Они, для покрытия найденных грехов, указали

На мои добрые дела, а недостающее пополнили

Добрыми делами отца моего преподобного

Василия и тем выкупили из этого

Мытарства, и мы беспрепятственно пошли

выше».

Третье мытарство — осуждение и клевета,

Где истязуются оклеветание ближнего,

Осуждение, уничижение, обесславление его,

Ругательство и насмешки над ним, при

Забвении собственных согрешений и недостатков,

При невнимании им.

Подвергшихся согрешениям этого рода

Лютые истязатели истязают с особенною

Жесткостью, как антихристов, предвосхищающих

Сан Христов и соделавшихся судьями

и губителями ближних: я увидела, как

Тяжко грешит тот, кто осуждает своего

Ближнего, и как много зла, когда один клевещет

На другого, бесславит его, бранит,

Когда ругается и смеется над чужими грехами,

Не обращая внимания на свои собственные.

Грозные духи испытывают грешных

В этом за то, что они предвосхищают

Сан Христов и делаются судиями и губителями

Своих ближних, когда как сами неизмеримо

Больше достойны осуждения.

В этом мытарстве я, по благодати Божией,

Не во многом оказалась грешна, потому что

Во всю жизнь свою остерегалась, чтобы

Кого-нибудь не осудить, не наклеветать на

Кого, не насмехалась ни над кем, никого не

Бранила; иногда только, слушая, как другие

Осуждали ближних, клеветали на них или

Смеялись над ними, в мыслях я отчасти с

Наши рекомендации