О Страхе Божием и о Последнем Суде 13 страница
Молитва извлекла Иону из моря, когда поглотил его кит. Молитва спасла Даниила от зверей во рву, Ананию же и бывших с ним отроков — от огня; и когда бы только ни была она возносима, всегда приносила победу. От дарующего Бога приемлет она исполнение своих прошений, и дары Свои уделяет и сообщает Он тому, кто любит пребывать в молитве. Господь радуется её желаниям, увеселяется её приношениями; и как скоро просит чего с упованием, с радостью это исполняет.
Смотри, как молитва пророка предстоит Богу, с упованием начинает вещать, непостыдно говорит: Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крылу Твоею , да избавлюсь от напастей (Пс. 16:8). Умоляю Тебя, Господь высоты и глубины и всех концов, сохрани меня как зеницу ока моего. Охраняй, Господи, и всякого уповающего на Тебя, осеняй его покровом Твоим, как зеницу ока. Творец две вежды дал оку в защиту, чтобы не входило в него ничто вредное, потому что око освещает все тело. Две двери приставил Он к зенице, скрывающейся в оке. За ними скрывается эта скромная дева, как возлюбленная в своем тереме. Две двери приставил Творец, чтобы отверзались и затворялись они, — отверзались впускать свет, затворялись не допускать ничего вредного. Веждами прикрыл и оградил око, чтобы, когда падает и готово войти что в глаз, ими было остановлено и не допущено, и не могла помутиться ясность зеницы. Поэтому-то с сокрушением молится пророк и взывает: Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока . Будь стражем ока, чтобы не смотрело оно как тать. Будь стражем уха, чтобы не слыхало оно ничего беззаконного. Будь стражем уст и языка, чтобы сердце мое не уклонялось в лукавство, и не творил я дел неправедных.
Любодействует око, если смотрит нецеломудренно. Любодействует ухо, если внимает недоброму. Когда око взирает на непринадлежащее человеку и вожделевает того, тогда оно прелюбодействует перед Богом и ведет себя непотребно, по своим похотям. Око устроено в теле созерцать Божии дела, исполняться удивлением и препровождать оное в область сердца. И ухо, если внимает шуточным песням и речам, также любодействует, потому что входящие в него шутки оскверняют его. Творец устроил его внимать Божию слову, исполняться назиданием и спасительное учение передавать сердцу.
Непрестанно пребывай в молитве и не ослабевай в молитвах. Проси Хранителей, чтобы они были стражами отверстых дверей в членах твоих. Тщательно охраняй семь открытых дверей, потому что ими вторгаются разбойники, чтобы расхитить убранство души твоей. Да не подстерегает смерть у окон твоих, да не входит в храмины твои; иначе водворится она у тебя и повредит в тебе черты образа, столь любезного Богу. Печатью Святаго Духа запечатаны входы на главе твоей; печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь написал на тебе как бы письмо Свое и приложил к нему огненные печати, чтобы не прочли его чужие и не повредили написанного. Не сокрушай царскую печать, чтобы не вошли в тебя разбойники. Не снимай печать, чтобы убийцы не погубили тебя вконец.
Иоанн в Откровении своем видел великую и чудную книгу; написана она была Самим Богом, и семь было на ней печатей (Откр. 5:1). Ни на земле, ни на небе, никто не мог прочесть её, кроме одного Сына Божия, потому что Он и написал и запечатал её. Книга эта — душа, написанная в Царстве; кроме Написавшего никто не знает, что она такое. Никакое око не может видеть, никакое ухо не в состоянии слышать, и никакое сердце не представит себе, что написано в душе. Написано в душе Царство и положено в ней как приданое, чтобы, когда придет Наследник Царства, ввел её с Собой в брачный чертог. Когда Царь приидет во славе Своей, и соберутся сонмы земнородных, тогда уготовятся и выйдут во сретение Ему мудрые девы, с которыми обручился Он и написал им книгу в приданное. С радостью идут они встретить Царя, когда приходит Он торжествовать с ними брак. Поелику сохранили они обеты свои, то входят с Ним в брачный чертог. А которые утратили девство своё, те отходят во тьму кромешную. Жених берет у них приданое, которое написал им и о котором говорил, уча, что Царство внутри нас: Царствие Божие внутрь вас есть , — сказал Он (Лк. 17:21). Поелику Сын Божий в тебе, то и Царство Его в тебе.
Вот, богатство небесное — в тебе, если хочешь его. Вот, Царствие Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усердней, и без труда найдешь. Удались с распутий забав, с пагубного пути похотей, из дебри корыстолюбия и вредных сообществ. Войди в себя, живи в себе самом, в прекрасной клети духа твоего, и там ищи Царства, как научил Спаситель наш. Если оно ещё не в тебе, то взывай, как научил нас Христос: Отче наш, да приидет Царствие Твое ; и оно приидет, когда призовешь. Царство — в тебе; а вне тебя — геенна. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. А злые дела и мучения за них — вдали от тебя. Не выходи же к тому, что вне тебя, чтобы вместе с этим не погибнуть и тебе. Не выходи к тому, что чуждо для тебя, чтобы не погубили тебя убийцы. Не отверзай дверей тела своего, чтобы не вторглись в тебя разбойники, не заключили тебя в узы, не ввергли во тьму. Замкни двери членов своих, чтобы не взяли тебя в плен похитители и не увлекли из Царства, и чтобы не пойти тебе вместе с ними в геенну. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его.
С великим сокрушением, с воздыханиями молитвенно проси Бога, чтобы охранял Он двери плоти твоей. Испроси себе Хранителя оку твоему, чтобы не смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не передавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучилось с Царством. Испроси себе Хранителя уху твоему, чтобы не слушало оно худого, не отверзалось и не допускало в себя того, что может возмутить и уклонить сердце от Господа. Испроси Хранителя для уст и языка, чтобы не уклонялись в словеса лукавствия (Пс. 140:4) и не делали беззаконий. Испроси Хранителей, чтобы были стражами сердца твоего и членов твоих, чтобы не вошло в них худое и не изгнало доброго.
Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония, — становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое. Сердце — Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него.
Дивно это, братия мои, весьма досточудно, возлюбленные мои; непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стоны Его, а чистое сердце носит Его в себе. Небо — мало для пяди Его, а сердце — обитель Его. Небо объемлет Он горстью Своей, и одна пядь пространства — жилище Его. Если распрострется, — вся тварь не заключит Его в пределы свои; но если взыщет сердце, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа — храм Его, а сердце — святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там.
Поэтому не давай доступа смрадному греху, чтобы не удалился от тебя Дух Святый. Ты соделан храмом Божиим: должны ли возбуждаться в тебе непотребные движения? Сердце твое — святой жертвенник: может ли водворяться в тебе нечистая похотливость? В тебе священнодействует Дух Святый: должны ли иметь в тебе место грехи и благоухание должен ли заменять смрад нечистой похоти? Да не входит в тебя непотребство к растлению храма Божия. Да не водворяется в тебе нечистая похоть к поруганию святого жертвенника. Да не вселяется в тебя грех, удаляющий от тебя Духа Святаго. Павел, в котором вещал Христос, со скорбью и слезами сказал: Не весте ли , братия мои, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет и пребывает в вас. Аще кто Божий храм (то есть душу свою) растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3:16–17) за то, что растлил храм души своей. Тщательно охраняй душу свою, потому что она — Божий храм. Свято блюди сердце свое, потому что оно — святой жертвенник. Ищи себе Хранителей, чтобы были они стражами живого Божия храма, чтобы не вошла в него какая нечистая похоть, и не оскорбился тем Дух Святый.
Вот, в сердце у тебя хранится сокровище. Приищи себе стража, который бы непрестанно находился при дверях твоих, чтобы не ограбили тебя разбойники, не расхитили злые люди. Поелику не заботишься о душе своей, не ищешь для нее Хранителей, то вторгнутся в нее нечистые духи и грабители и разорят её вконец. Имение, которое не твоя собственность, охраняешь ты со тщанием; а душу, свою собственность, свое наследие, — не оберегаешь. У виноградников, у масличных садов, у засеянных полей ставишь ты стражей, а Божие достояние оставляешь без стражей, которые бы охраняли его. Временное имение всякий бережет с предусмотрительностью, а душу, самое дорогое Божие достояние, расхищают и грабят демоны, и никто об этом не поболезнует и не поскорбит. Перетряхиваешь дорогие одежды, какие есть у тебя, чтобы предохранить их от моли; а грех, эту моль, которая точит душу, никогда не отрясаешь. В ризе и в срачице (хитоне) у себя выискиваешь гнусных насекомых, а сердце твое исполнено пороков, и ни одного не изгонишь вон. Из волос на голове извлекаешь иных насекомых, а семью дверями, которые у тебя в голове, свободно входят и выходят грабители. Когда падают стены твоего дома, строишь новые, подводишь, подпираешь, а душа твоя вся в расселинах, и не загородишь ни одной. Когда в доме у тебя есть щель, затыкаешь её, чтобы не вошло какое-либо насекомое; а душа твоя вся источена греховной молью, а ты и не позаботишься поддержать её. Лукавый ходит в нас и приводит в расстройство смысл и рассудок; оттого каждый, против воли своей, идет в дебрь и блуждает там. Один думает, как уберечь стадо свое, вола и осла своего, и даже не мыслит о том, как охранить дух свой от зла. Заботливо стережет дом свой, чтобы не вошли в него воры; а в душу вторглись грабители, и он не знает этого. Обманщики и похитители поемлют у него жизнь, отлучают душу от Бога, Творца её. Иной заботится об одеждах своих и охраняет их, чтобы не источила их моль; а между тем, предается гнусным делам, которые точат его хуже моли. Иной зарывает и скрывает золото свое, чтобы не похитил кто; а между тем, похоть похищает у него рассудок, и делается он игралищем блудных жен. Иной вытирает и очищает мокроты у себя под носом, но скрывает в себе всякий порок, и ни от одного не очистит себя. Иной не дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него то же, что свинья, только что вышедшая из зловонной ямы. Иные моют и чистят тело свое, чтобы членам своим придать красоту, а на душе у них кучами лежит гной, и нет охоты острогать его. Иные мазями умащают плоть свою, чтобы удивить других благоуханием, а грехи их смердят хуже трупов, брошенных на земле. Душа в ином зловонна, как мертвец во гробе, поэтому выдумывает он разные умащения, чтобы одеждам своим придать благовоние. Если бы человек не издавал зловония, то не собирал бы благовоний. Но поелику грех сделал нас смердящими, то старается он умащать себя чем-либо благоуханным.
Даруй нам разумение, Господи наш, и приложи нам ведения. Даруй нам, Господи наш, благоухать пред Тобою паче благовоний и ароматов. Даруй нам, Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть весь мир. Даруй нам, Господи наш, вместо преходящих имений приобрести Тебя. Даруй нам, Господи наш, приносить Тебе слезы, как нарочитую жертву. Даруй нам, Господи наш, сохранить для Тебя три благоухающих кадила. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три светло горящих светильника, дух, душу и тело, — три светильника для Единой Троицы. Дух посвятим Отцу, душу — Сыну, тело — Духу Святому, Который и воскресит его из персти.
Отче! Освяти дух наш! Сыне! Освяти душу нашу! Душе Святый! Освяти тело наше, немоществующее от скверн. Дай нам, Господи наш, о Тебе радоваться! Да возрадуешься и Ты о нас в последний день. Тебе хвала от духа, души и тела, а нам щедроты Твои!
На слова: Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое (Притч. 5:1)
Обучай, Боже, того, кто любит обучение, а добрый учитель сей велий наречется в Царствии Твоем (Мф. 5:19).
Кто любит обучение, в том возвеличится премудрость, а кто любит праздность, тому невозможно иметь успеха.
Приобрети себе прилежание, эту великую сокровищницу мудрости, и удаляйся лености, этого вместилища всякой пагубы.
Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости; удаляйся же чревоугодия, чтобы не утратить тебе всего, что было тобой приобретено.
Любящие Бога да будут друзьями твоими; а кто любит пьянство, с теми не останавливайся на пути.
Избери себе страх Божий — начало всякой премудрости; почитай родителей своих, потому что молитва их охраняет тебя.
С мерой приобретай себе золото, а обучение — без меры, ибо когда умножится скорбь — учение будет для тебя и упокоением, и услаждением.
Если имеешь у себя золото и серебро, то не превозносись и не тщеславься, но во всех путях своих ходи мудро.
Будь смирен в юности своей, чтобы возвыситься в старости; насаждай в душе своей добрые навыки, чтобы жизнь твоя была исполнена радостей. Сие изучай и на деле исполняй, ученик, чтобы возвеселить и возрадовать тебе родителей и наставников своих.
Когда сидишь со старцами, не будь скор на слова, но молчи, пока не спросят тебя, и тогда отвечай скромно.
Речь свою располагай мудро, чтобы слушающие похвалили тебя, ублажили родителей твоих и помолились за наставников твоих.
На каждое дело положи определенное время, чтобы во всем соблюдался у тебя порядок, когда ешь, и пьешь, и говоришь, и молишься, и читаешь.
Снабди душу свою напутием добрых дел, пока есть ещё к тому возможность, чтобы, по отшествии отсюда, не нуждаться там. Воздерживай язык свой от клятв, хулы и злословия; вместо же этого пусть уста твои воспевают сладкоречивые песни хвалы.
Береги, юноша, юность свою, чтобы не сделалась она пищей огня; и помышляй о времени немощей и старости, которая спешит за тобой.
Блага мудрость паче орудий ратных (Еккл. 9:18); знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя.
Ищи себе обучения, отрок, и будь благоустроен в путях своих, чтобы и в этом веке стать тебе знаменитым и в будущем наследовать Царство.
Почитай старших себя, люби обращаться со старцами, сиди непрестанно при ногах их, выслушивай и заучивай речи их.
Обучение — новый свет, и делает очи светлыми. Возлюби его, отрок, чтобы стать тебе просвещенным и чтобы хвалили тебя слушающие. Обучение сплетает венец и возлагает на главу тем, которые любят его, потому что от гноища возвышает и сажает их с князьями (Пс. 112:7–8).
Книги пусть будут для тебя трапезой, — и насытишься приятными яствами. Пусть будут они для тебя ложем, — и уснешь спокойным сном.
Не входи в сообщество с злыми, не имей привязанности к лжецам, не спорь с противниками, не вступай в борьбу с дерзкими. Не будь слишком бесстыден, чтобы не стали презирать тебя знакомые.
Принимая советы мудрых, соблюдай повеления родителей своих. Не клянись и не лги на человека, который погрешил против тебя.
Если имеешь друга, не будь для него скуп на серебро свое; делай добро ближним своим, как себе самому, чтобы благословляли тебя.
Правдивым да будет свет всех твоих поступков, то есть слово твое; пусть будет словом твоим: ей, ей: ни, ни , чтобы все тебе верили (Мф. 5:37).
Истинны да будут слова твои, чтобы все тебя любили, чтобы и дальние и ближние молились о жизни твоей.
И своим и чужим делай добро, сколько можешь; и доброму и злому говори доброе слово.
Возлагай упование на Господа, храни путь Его, ходи во всех заповедях Его, но не возлагай своего упования на человека, потому что он вдруг увядает, как будто и не было его.
Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем и в будущем веке.
Мир преходит , как написано (1 Ин. 2:17); а суд непреложен, как определено. Помни об этом, отрок, чтобы не согрешить; а если ты согрешил, спеши покаяться.
Приобучи уста свои прославлять Бога и язык свой возглашать прекрасные хвалебные песни; но никогда не клянись и не лги, потому что это радует сатану. Воздай Богу благодарением, бдением, постом и молитвой, и язык твой возглашает сладкоречивые хвалебные песни.
Соблюдай пост Четыредесятницы, уделяй хлеб свой алчущему, молись седмерицею в день, как научил тебя сын Иессеев (Пс. 118:164).
Лучше приобрести тебе добрую волю, нежели все богатства, потому что в целом мире нет ничего выше и преимущественнее доброй воли.
Сему учись, ученик; будь осторожен в словах, произносимых устами твоими; возлюби доброе, чтобы душа твоя насытилась блаженством.
Обращай строгое внимание на слова, какие выходят из уст твоих; и, что ни делаешь в мире сем, веди себя как мудрый.
Размышляй о вступлении твоем в мир сей и об исшествии из него, потому что из ничего сотворен ты, человек, и вдруг обратишься как бы в ничто.
Помысли, что много было прежде тебя славных и сильных царей; и вот, они исчезли в мире сем; а как исчезли они, так исчезнешь и ты.
Внимай словам вразумления, если ты грешен; а если праведен, берегись неправды.
Страшно, братия, что слышим о Суде. Да удаляется же каждый от греха и да не дает опутать себя миру, чтобы не наследовать мук во пламени.
Удивляйся ежедневно величию Господа твоего, непрестанно славословь и величай Его, потому что если и целый мир приобретешь, не избавит он тебя от смерти.
Да подкрепит нас Троица, чтобы всегда исполнять волю Ее, и да избавит нас от Суда, какой ожидает делающих неправду!
На слова: И се, вся суетство и крушение духа (Еккл. 1:14)
Пророк взывает и говорит: Человек суете уподобися… яко сень преходят дни его и исчезает жизнь его на земле (Пс. 143:4). Сынове человечестии, доколе… любите суету и ищете лжи? (Пс. 4:3). Быстро течение мира сего; заботы его, богатство, стяжания улетучиваются, как пар. Преходит бо образ мира сего , как пишет апостол (1 Кор. 7:31). Время за временем спешит и протекает, род за родом уходит и исчезает. И годы, и месяцы, и дни взывают: Преходит… образ мира . Кто вступает в мир, тот уже на пути оставить его; и кто ещё в матерней утробе, тот приближается уже ко гробу, чтобы вселиться там. Кто выходит на свет из матернего чрева, тот идет уже в область смерти. Один приходит поселиться в мире, другой идет уже вон. Один собирает и копит богатство, другой оставляет его и отходит из жизни. Смотри, как богатство переселяется из дома в дом, и бедность также ходит из одного жилища в другое. Суета суетствий, всяческая суета , как написано (Еккл. 1:2). Мир подобен колесу, с которого свиваются времена и годы. И бедствия его то же, что пар, и блага его — ничто; бедствия его — не настоящие бедствия, и блага его — не настоящие блага. Счастье мгновенно превращается в скорбь. Едва пришла и настала радость, — и уже нет её, а на месте её — скорби. Кто сегодня веселится, тот наутро плачет и сетует. Полон радости жених на брачном пиру и восхищается юностью супруги своей; но вдруг приходит смерть, разлучает их друг с другом, и последовавшая скорбь — больше предшествовавшей радости. Иной блистает одеждами, украшен великолепно; но убранство его проходит, как сон, и гроб его покрывает паутина. Иной строит высокий чертог, величаво ходит по обширным сеням; вдруг приходит конец его жизни, лежит он распростертый на ложе, связан по рукам и ногам, сомкнулись уста, не могут вымолвить слова; мраком покрылись очи. Вон несут его из дома, не дают и дня провести в великолепных палатах; как можно скорее относят во гроб, где и будет его обитель. Вся жизнь его была суета и крушение духа. Как сон пролетели дни его, и не стало его больше. Иной стоит на высокой степени могущества, полный высокомерия, теснит и угнетает других, наполняет дом свой неправедным богатством; но наступает конец жизни его, и падает он во прах. Все богатство его — суета и крушение духа.
Ночи подобен мир, и все события его — сонная греза, но душа погрязает в них и вводится в обман призраками. Как сновидение обманывает ночью, так мир обманывает своими обещаниями. Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто.
Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет. От внезапного изумления приходит в ужас, содрогается и трепещет, когда обнаруживается тайное; она уподобляется человеку, пробудившемуся от сна, сокрушается напрасной печалью, что время её протекло, как сонная мечта, мучится при виде злых дел, которые окружают её отовсюду. Как глубокая тьма, перед ней все скверные дела её, и не знает она, куда бежать, где укрыться, потому что злые дела её стоят перед ней. Тогда приступает к душе лукавый и начинает свои истязания. Требует у нее, чтобы ясно представила сновидения мира сего. Требует у нее того богатства, которое лишило её славы; ставит её обнаженной, издевается, ругается над ней. Требует у нее того ненавистного нечестия, которое низвергает её в геенну, требует тех хищений, которые ввергают её во тьму; требует у нее той зависти, того обмана, которые производят в ней скрежет зубов; требует у нее того гнева, той вражды, которые готовят ей мучение. Приводит к ней и делает явными все гнусные дела, не оставляет сокрытым ни одного проступка, чтобы не поставить ей на вид. Таковы-то горькие представления, которые вынуждает у души лукавый, стоя перед ней. Поелику душа обольщалась сонными мечтами, то мечты эти делаются для нее мучением.
Не будем же забывать, что мир преходит; не будем обольщаться его удовольствиями; не станем любить его обманчивость, потому что мир преходит, как ночное сновидение.
Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание её; и ты спешишь к своему концу, потому что ты — пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно перерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут её в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя. Жизнь, которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит. Каждый день предает погребению свою часть, каждый час кладет во гроб свою долю, и в быстром полете времени они уходят, исчезают, обращаются в ничто. Дни требуют своего и берут это, часы также берут свое и вынуждают у тебя это, чтобы истощилась мера жизни твоей и скорее наступил конец. Богом положена и измерена жизнь твоя на земле, и каждый протекающий день берет из жизни своей долю свою, пока не истощится вся. Как спешно текут дни, так быстро проходит и пролетает и жизнь; нет у нее ни средств, ни возможности остановиться и встать на одном месте. Если солнце встанет в высоте, и луна будет задержана в движении своем, то может остановиться и время, определенное для жизни твоей, может оно перестать стремиться к концу. Испытай на тени, что говорю тебе истину; тень уверит тебя в справедливости слов моих. Жизнь твоя проходит точно так же, как и тень не стоит на месте. Отметь определенный предел, встань неподвижно и смотри на тень своего тела. Как тень движется и не останавливается на отмеченном пределе, так и жизнь твоя проходит и поспешает к концу. С утра до вечера перемещается тень твоего тела; от матерней утробы до гроба простирается течение жизни твоей. Пядень твоя — мера жизни твоей, и не простирается она дальше; персты твои указывают на пять степеней этой меры. Малым перстом начинается пядень твоя и оканчивается перстом большим. Так младенчество — начало твоей жизни, а конец её — старость. Малым перстом, первым возрастом младенчества, начинается жизнь твоя; потом идет она до второго перста — неразумного детства; после этого человек стоит посредине, — в горделивой и надменной юности; за этим следует четвертый возраст совершенного мужа; потом мера начинает умаляться, а так как не достает ещё одной степени, то приходит старость; это большой перст — конец жизни. Вот мера твоя, если определено тебе совершить её вполне; часто же бывает, что придет смерть и не даст дожить до конца, потому что Творец, по воле Своей, сокращает пядень твоей жизни, чтобы зло пресеклось и не продолжалось вместе с твоей жизнью. Итак, рука показывает меру человеческой жизни; персты — образ пяти степеней, по которым проходит человек.
Смотри же, за какой теперь держишься перст, на какой стоишь степени, ибо не знаешь, на каком персте внезапно постигнет тебя конец. День Господень, якоже тать (1 Фес. 5:2), и поемлет тебя незаметно. Проводи жизнь свою в мире, запасайся добрым напутием, чтобы соединиться ей с Богом, и тебе, в конце её, снова обрести её там, если здесь будешь жить добродетельно. А если живешь нечестиво, то жизнь твоя проходит; она уже потеряна; станешь искать её, — и не найдешь. Если вода вылита на землю, тебе невозможно её пить; но если она налита в сосуд, то сбережется тебе для питья. Не проводи жизнь твою во гневе и ненависти, не трать её на хищения и обиды, иначе не найдешь её. Непотребством и татьбой (воровством) не уподобляй жизнь свою гнилой воде; иначе поглотит её земля, и глаз не увидит её больше. Не в зависти и коварстве, не в гневе и вражде, словом, не в пороке каком проводи жизнь свою; иначе она потеряна, и ты — действительно мертвец, потому что утратил жизнь свою.
Ничто так не любезно для человека, как жизнь; за нее, если бы можно было, отдал бы он целый мир. Итак, гонись вослед за добрым, чтобы жизнь твоя, хотя и течет она как вода, собралась опять в Боге. К Богу направляй малый поток жизни своей, чтобы когда иссякнет здесь, сделался там морем жизни. Невелик у тебя ручей жизни в этом преходящем мире; направь его к Богу, чтобы сделался бездной жизни. День за днем струится и утекает жизнь твоя; излей её в Бога, чтобы обрести её для себя в том мире.
Да не обращает в ничто жизнь твою гнев, да не губит её грех; иначе ты — всецело мертв, потому что совершенно лишен жизни. Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он всей жизни твоей. Довлеет дневи злоба его (Мф. 6:34), как говорит Спаситель наш. Довольно гневу, если погубит и один день твоей жизни; не давай ему переночевать в душе твоей; да не зайдет солнце прежде, нежели удалится от тебя гнев. Не добрый странник поселился у тебя; гони, понуждай его выйти; не давай ему места. С протекшим днем пусть пройдет и гнев, и не остается в душе твоей; как без замедления протекает каждый час, так да не медлит в тебе и гнев. Не давай гневу почить в душе твоей; если переночует он, гораздо труднее будет удалить его. Не дозволяй ему провести ночь у тебя, не давай ему закиснуть и остаться в тебе, потому что если гнев закиснет в душе, то растлит, помутит, заразит, осквернит душу, и она сделается годной только на зло. Худая закваска всему тесту сообщает дурной запах; и гнев, если поживет в душе, оставит в ней свой неприятный вкус. Люты змея и василиск (ядовитейший змей); но гораздо злее их — гнев. Он губит, умерщвляет и удаляет от Бога душу. Если в доме у себя увидишь змею, — стараешься её поймать и убить; а умерщвляющий тебя гнев живет в душе твоей, и ты не гонишь его вон. Если где увидишь лежащую змею, — бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя; а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце твоем. Если змея ползет к тебе в недро (пазуху), — трепет объемлет все твои члены; но сердце твое — вертеп, наполненный василисками. Плоть страждет и истлевает, если только дохнет василиск, а где живет гнев, там губительный яд. Боишься ты ужаления змеи и угрызения скорпиона, а не боишься угрызений гнева, не страшно тебе жало вражды! Кому желательно, чтобы пришел и укрылся у него василиск? Кто позовет к себе змею, чтобы вошла и поселилась в недре его? Если не терпишь этих лютых пресмыкающихся, то для чего терпишь в себе тех, которые и их злее? Терпишь гнев, который злее василиска, терпишь вражду, которая злее змеи! За необдуманное слово, которое сказать подучил сатана, широко растворяешь ты двери гневу, чтобы вошел и поселился он в душе твоей; за презренную корысть ближний заводит с тобой тяжбу, а ты призываешь к себе вражду, чтобы пришла и расположилась в недре твоем. Когда ярость, как бешеный пес, в тебе лает и изрыгает свою слюну, — ты, вместо камня, брось в нее миром и запрети гневу лаять. Гони его ясностью чела своего, кажись веселым, а не досадующим; и воспрепятствуешь гневу погубить сразу две души.