Б. Вера и покаяние должны быть одновременны

Понятие «покаяние» мы можем определить следующим образом: покоя-ние есть искреннее сожаление о грехе, отречение от него, истинное стремление отбросить его от себя и ходить путями Христа.

Это определение показывает, что покаяние есть нечто, происходящее в определенный момент времени, оно не эквивалентно постепенной демонстра-ции изменения образа жизни человека. Покаяние, как и вера, есть интеллек-туальное понимание (того, что грех есть нечто неправильное), эмоциональное одобрение учения Писания о грехе (сожаление о грехе и ненависть к нему) и личное решение отойти от греха (отречение от греха и решение воли не возвра-щаться к нему, а также быть покорным Христу). Мы не можем сказать, что человек должен жить такой измененной жизнью в течение определенного пе-риода времени, для того чтобы покаяние было истинным, ведь в таком случае покаяние стало бы чем-то вроде послушания, чем-то, что нам нужно было бы сделать, чтобы заслужить спасение. Конечно же, истинное покаяние приве-дет к изменению жизни. Человек, переживший истинное покаяние, сразу же начинает жить иначе, и эту измененную жизнь мы можем назвать плодом по-каяния. Но мы не должны пытаться требовать, чтобы человек жил определен-ный период времени измененной жизнью, прежде чем мы сможем удостове-риться в его прощении. Покаяние происходит в сердце и влияет наличность в целом таким образом, что она отвращается от греха.

Важно отдавать себе отчет в том, что сожаление человека о своих поступ-ках или даже глубокое отвращение к своим поступкам не является истинным покаянием, если не сопровождается искренним решением отречься от греха, который был совершен против Бога. Павел проповедовал «покаяние предБо-гом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Радуясь о коринфянах, он говорил: «...Не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию... Ибо печаль ради Бога производит неизменное по-каяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:9,10, кур-сив мой. — У. Г.). Мирская печаль может быть очень тягостной для человека, он может глубоко сожалеть о своих поступках и даже бояться наказания, но при этом в человеке может не быть никакого истинного стремления отречься от греха. В Евр. 12:17 говорится, что Исав плакал, осознав последствия своих поступков, но в нем не было истинного покаяния. Из 2 Кор. 7:9,10 видно, что и печаль ради Бога — только один из факторов, ведущих к подлинному пока-янию; сама по себе такая печаль не приводит к искреннему решению сердца в присутствии Бога отречься от греха, ведь только это и является подлинным покаянием.

Писание представляет покаяние и веру в качестве двух разных аспектов одного акта — прихода к Христу ради спасения. Это не означает, что человек сперва отвращается от греха, а затем приходит к вере в Христа, или сначала обретает веру в Христа, а затем отвращается от греха, напротив — и то, и дру-гое происходит одновременно. Когда мы обращаемся к Христу роди спасения от наших грехов, мы одновременно отвращаемся от наших грехов, от кото-рых мы и просим Христа спасти нас. Если бы это не было справедливо, то наше обращение к Христу ради спасения от греха едва ли было бы истинным обращением к Нему или истинной верой в Него.

Тот факт, что покаяние и вера—две стороны одной медали или два аспек-та одного события — обращения, — виден на рис. 34.1.

На этом рисунке мы видим, что человек, который подлинно обращается к Христу ради спасения, должен одновременно освободиться от греха, в кото-ром он пребывал, и отвратиться от этого греха, чтобы обратиться к Христу. Таким образом, ни о покаянии, ни о вере нельзя сказать, что то или другое наступает прежде; они должны быть одновременно. Джон Мюррей говорит о «покаянной вере» или о «покаянии верой»4.

.Покаяние + вер^. Обращение

Рис. 34.1

Б. Вера и покаяние должны быть одновременны - student2.ru

Нехристианин

4 John Murray, Redemption Accomplished and Applied, p. 113.

Из этого видно, что утверждение о возможности истинной спасительной веры без покаяния в грехе противоречит учению Нового Завета. Мысльотом, что человек может принять Христа «как Спасителя», но не принять «как Гос-пода», также противоречит Новому Завету, если имеется в виду лишь надежда на спасение через Него, но не отречение от греха и покорность Христу.

Многие известные евангельские верующие не могли прийти к единой точ-ке зрения по этому вопросу. Они утверждали, что если говорят, что Евангелие требует покаяния в такой же степени, как и веры, — то это проповедь спасения по делам. Утверждают, что точка зрения, которая отстаивается в этой главе, о том, что покаяние и вера—явления одновременные, есть лжеевангелие «спа-сения господства» (Lordship salvation). Говорят, что спасение только верой свя-зано с верой в Христа как в Спасителя, а подчинение Ему как Господу — это более поздний шаг, и он не является необходимым для спасения. Для тех, кто разделяет этот подход, вера требует лишь интеллектуального согласия с фак-тами Евангелия.

Когда Иисус призывает грешников: «Приидите ко Мне, все труждающие-ся и обремененные, и Я успокою вас», Он тут же добавляет: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф. 11:28,29). Прийти к Нему означает взять на себя Его иго, быть подчиненным Его водительству, учиться от Него и быть покорным Ему. Если мы не готовы к этому, то мы не можем говорить, что ве-рим в Него.

Hodges, The Gospel Under Siege (Dallas: Redencion Viva, 1981).

Однако не все в Далласской семинарии или не все диспенсационалисты под-держивают данную точку зрения. Оппозиция этому взгляду возникла в американских евангельских кругах с появлением книги диспенсационалиста Джона Макартура (см.: John MacArthur, The Gospel According to Jesus, Grand Rapids: Zondervan, 1988, rev. ed. 1994). В этой книге (вдохновенное предисловие к ней было написано Дж. И. Пакером и Джейм-зом Монтгомери Бойсом) остро критикуются мнения авторов, подобных Чеферу и Ход-жесу, о проповеди и о природе спасительной веры. Макартур на основании Нового Заве-та убедительно доказал, что человек не может принять Христа как Спасителя, не приняв Его как R)cnoaa, или, другими словами, не может быть спасительной веры без подлинного покаяния. Он сказал, что любой другой взгляд проповедует «дешевое» Евангелие, которое дает необращенным ложное чувство успокоенности. Такие обращенные убеждены в том,

Когда Писание говорит о вере в Бога или о вере в Христа, то часто вера ассоциируется с подлинным покаянием. Например, Исайя дает красноречи-вое свидетельство, крайне характерное для ветхозаветных пророков:

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55:6,7, курсив мой. — У. Г.).

Здесь говорится как о раскаянии в грехе, так и о приходе к Богу ради про-щения. В Новом Завете Павел кратко характеризует евангельское служение так: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа на-шего Иисуса Христа» (Деян. 20:21, курсив мой. — У. Г.). Автор Послания к Евреям включает два элемента в список основ учения: это«офди<е/шеотмерт-вых дел» (μετανοίας batb νεκρών έργων— букв.: «покаяние в мертвых делах». — Примеч. пер.) и «вера в Бога» (Евр. 6:1).

Конечно же, чаще только вера упоминается как нечто необходимое для спасения (см.: Ин. 3:16; Деян. 16:31; Рим. 10:9; Еф. 2:8,9 и т. д.). Эти места в Писании нам хорошо известны, и мы делаем акцент именно на них, когда проповедуем Евангелие другим. Однако мы далеко не всегда осознаем, что существует и множество других мест, где названа только вера, и предполага-ется, что истинное обращение включает в себя и веру в Христа ради прощения грехов. Новозаветные авторы столь ясно осознавали, что истинное покаяние

что спасены, только потому, что признают истинность Евангелия и прочитали молитву, хотя они не пережили истинного покаяния и никакого реального изменения образа жиз-ни. Макартур доказал, что такой небиблейский евангелизм никогда, на всем протяже-нии церковной истории, не принимали в качестве церковного учения и что такое «ослаб-ленное» Евангелие проповедуется сегодня столь часто, что в результате появилось целое поколение христиан, чей образ жизни никак не отличается от окружающей их культуры и которые на самом деле вовсе не спасены. Ходжес быстро отреагировал на критику Макартура другой книгой: Absolutely Free! A Biblical Reply to Lordship Salvation (Dallas: Redencion Viva, and Grand Rapids: Zondervan, 1989).

В этой главе я отстаивал мнение Макартура, считая, что он безусловно прав, утверж-дая, что истинная спасительная вера в новозаветном понимании — это нечто гораздо большее, чем просто интеллектуальное принятие фактов. Она должна включать в себя искренний приход к Христу и личную зависимость от Него в деле спасения, и это долж-но сочетаться с искренним раскаянием в грехах. Называть это учение «спасением гос-подства» просто неуместно, словно бы это было некое новое учение или словно бы речь шла о некоем другом спасении. Макартур учит о том, о чем всю историю учило ортодок-сальное христианство, что он и демонстрирует в приложении к своей книге (р. 221—237). Это не спасение по делам; речь идет о Евангелии свободной благодати и о спасении по благодати через веру во всей библейской полноте. Изменение, которое происходит в на-шей жизни после истинного обращения, не спасает нас, но это изменение, безусловно, будет иметь место, если наша вера подлинна, ибо «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Взгляды, сходные с учением Зейна Ходжеса, проповедовались сандеманианца-ми — маленькой группой евангельских церквей в Соединенных Штатах и Англии начи-наяс 1725 г. и вплоть до 1900 г., когда это движение прекратило свое существование; см.: R. Е. D. Clark, "Sandemanians", in NIDCC, p. 877.

и истинная вера идут рука об руку, что они часто упоминали только покаяние, подразумевая также и веру, поскольку подлинное отвращение от греха невоз-можно без обращения к Богу. Именно поэтому Иисус, незадолго до Своего вознесения, сказал Своим ученикам: «Так написано, и так надлежало по-страдать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк. 24:46,47, кур-сив мой. — У. Г.). Спасительная вера подразумевается в словах «прощение грехов», однако прямо не названа.

В апостольской проповеди, записанной в Деяниях, мы также видим по-добные примеры. После пасхальной проповеди Петра народ спросил: «Что нам делать, мужи братия?». Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христадля прощения грехов» (Деян. 2:37,38, курсив мой. — У. Г.)6. Во время своей второй проповеди Петр подобным же образом говорил своим слушателям: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян. 3:19,20, курсив мой. — У. Г.). Позднее, когда апостолы были на суде синедриона, Петр говорил о Хри-сте: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31, курсив мой. — У. Г.). А когда Павел проповедовал в афинском ареопаге собранию греческих фило-софов, он сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30, курсив мой. — У. Г.). Он также говорит в своих посланиях: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротос-ти и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к пока-янию?» (Рим. 2:4), атакже: «Печаль ради Бога производит неизменное покоя-ние ко спасению» (2 Кор. 7:10, курсив мой. — У. Г.).

Мы видим также, что Христос, обращаясь к людям лично, требует, что-бы они отвратились от греха, прежде чем последовать за Ним. Иисус посто-янно указывал на ту сферу жизни конкретного человека, в которой грех уко-ренился сильнее всего. Шла ли речь о богатом юноше, которого Он просит раздать все имение (Лк. 18:18—30); или о Закхее, придя в дом которого Он говорит, что тот обрел спасение потому, что половину имения своего отдал нищим, а обиженным воздал вчетверо (Лк. 19:1—10); или о женщине, с кото-рой Он беседовал у колодца и которую попросил позвать ее мужа (Ин. 4:16); или о Никодиме, в беседе с которым Он опровергал неверие и гордыню рав-винов (Ин. 3:1—21). Будет уместным задать вопрос: есть ли в Евангелиях упо-минание о людях, которые пришли к искренней вере в Христа, не раскаяв-шись в своих грехах?

6 См. гл. 48, где рассматривается вопрос о том, необходимо ли крещение для спа-сения.

Если мы осознаем, что подлинная спасительная вера должна сопровождать-ся подлинным покаянием в грехах, это помогает нам понять, почему в наши дни проповедь далеко не всегда имеет адекватный результат. Если не говорит-ся о необходимости покаяния, то иногда проповедь звучит примерно так: «Ве-руйте в Иисуса Христа, и спасетесь», а о покаянии даже и речи нет7. Однако такая размытая версия Евангелия не призывает к преданности Христу всем сердцем — ведь преданность Христу, если она подлинна, должна включать в себя и готовность отвернуться от греха. Проповедовать необходимость веры, умалчивая о покаянии, означает проповедовать лишь половину Евангелия. Результатом такой проповеди становится то, что многие люди оказываются сбитыми с толку, ведь они думают, что слышали христианское Евангелие и попробовали следовать ему, но ничего не произошло. Такие люди часто гово-рят что-то вроде: «Я принимал Христа как Спасителя вновь и вновь, но это не помогало». Тогда как в действительности они так и не приняли Христа как Спасителя, ибо Он приходит к нам в Своем величии и призывает нас принять Его таким, каков Он есть — таким, каким Он достоин быть и должен быть, — абсолютным Господом, и это касается также и нашей жизни.

И наконец, несколько слов о молитве о том, чтобы принять Христа как личного Спасителя и Господа. Посколькуличная вера в Христа должна быть связана с выбором воли, часто бывает весьма полезным выразить этот выбор в словах, и это вполне может быть облечено в форму молитвы, обращенной к Христу. Мы можем в молитве рассказать Ему о том, что сожалеем о грехах, совершенных нами, что хотим отвернуться от них, и о нашем решении дове-риться Ему. Такая устная молитва не спасает сама по себе, однако душевное состояние, которое в ней проявляется, свидетельствует об обращении, и ре-шение произнести такую молитву может быть как раз тем поворотным мо-ментом, в который человек подлинно приходит к вере в Христа.

Наши рекомендации