Художник, путешественник, философ... 1 страница
Предисловие
Книга "Алтай — Гималаи" представляет собой путевой дневник великого русского художника, мыслителя, путешественника Н. К Рериха, вместе с членами своей семьи осуществившего уникальную научную экспедицию по странам Востока и Центральной Азии в 1925 — 1928 гг. Признанный во всем мире мастер живописи, педагог, археолог, философ, культурный и общественный деятель, путешественник и ориенталист, Рерих был на редкость разносторонней личностью. Вместе с членами своей семьи он объездил весь мир, создавая подлинные очаги культурного строительства во многих странах. Широкий общественный резонанс имела и научно-исследовательская деятельность художника, осуществлявшаяся во время многолетних экспедиций по странам Центральной Азии и Востока.
Интерес к духовной культуре народов Востока, стремление найти подтверждение существовавшей уже тогда гипотезе арийского происхождения праславянских племен побудили Рерихов к организации научной экспедиции по странам Центральной Азии. Экспедицию финансировали государственные и частные учреждения США, заинтересованные в результатах предпринимаемых ею научных исследований. В 1924 г. семья Рерихов совершает научную экспедицию в Тибет, а с 1925 по 1928 г. — в Центральную Азию с заездом в 1926 г. в Россию. События этой грандиозной экспедиции и легли в основу книги "Алтай — Гималаи", впервые изданной в России (точнее, в СССР) в 1929 году.
Исследовательская программа экспедиции была предельно насыщенной и разнообразной: от историко-культурных, этнографических, лингвистических исследований до приобретений старинных предметов искусства (коллекции которых пополнили организованный Рерихами в США музей); от ботаники и зоологии — до медицины и географии, до знакомства с местным фольклором и особенностями современного искусства народов Востока. Материалов, собранных экспедицией, оказалось столько, что на их основе Рерихами был организован в Гималаях научно-исследовательский институт "Урусвати", ведущий переписку с учеными всего мира.
Однако на Восток семью Рерихов привело стремление не только к интеллектуальным, но и к духовным знаниям, подлинной сокровищницей которых было эзотерическое философское наследие Индии и Тибета. Этот древний, неисследованный (хотя и открытый Западу в трудах Е. П. Блаватской) пласт культуры содержал в себе настоящие научные и духовные сокровища, способные предопределить пути развития современной западной науки на много лет вперед.
Серьезное, подлинно научное изучение эзотерической культуры Индии и Тибета привело Рерихов к сотрудничеству с группой духовных деятелей Индии и Тибета, являвшихся в полном смысле этого слова хранителями древнейших знаний Востока. Организовавшие в труднодоступных горных районах Гималаев своеобразную духовную общину современные мудрецы Востока, как и многие прежние поколения их предшественников, щедро делились своими знаниями со всеми, кто имел достаточный духовно-интеллектуальный уровень, чтобы правильно воспринять эти знания и донести их неискаженными до других людей. Жители Востока издавна называли загадочную обитель философов-отшельников Шамбалой, а ее сотрудников — духовными Учителями и Махатмами, что в переводе с санскрита означает "Великие души". Учителя Шамбалы стали духовными наставниками Н. К. Рериха и всех членов его семьи. В сотрудничестве с Махатмами Рерихи создали и передали всему миру учение Живой Этики, с каждым годом вызывающее к себе интерес все большего числа людей во всем мире...
В 1920 году в Англии состоялась первая встреча художника и его жены — Е. И. Рерих — с Махатмами Мориа и Кут-Хуми, приехавшими специально для этого из Индии в Лондон. Эта встреча положила начало передаче Учителями Востока Рерихам философского учения Живой Этики. В 1924 г. вышла в свет первая книга этого учения — "Листы сада Мории". Центрально-азиатская экспедиция семьи Рерихов стала новым этапом сотрудничества отважных русских исследователей с духовными Учителями Востока. В работе "Алтай — Гималаи" Рерих не скрывает одной из важнейших целей, приведших его на Восток. "А где же те, ради которых вы приехали в Индию"? — задает Николай Константинович вопрос в своей книге. Правда, далеко не на все вопросы, касающиеся сотрудничества семьи Рерихов с Шамбалой, есть прямые ответы в книге "Алтай — Гималаи", и на это существуют свои причины. Многие страницы удивительного общения между Рерихами и Великими Учителями Востока долгое время оставались неизвестными широкой читательской аудитории. И лишь сейчас, спустя много лет, когда стали известны многие факты, до времени хранившиеся в архивах, стало возможным восстановить некоторые события необычного сотрудничества, осуществлявшегося между семьей гениального русского художника и его духовными Учителями.
Вслед за первой встречей в Лондоне последовал ряд необычных событий и встреч Рерихов с представителями гималайской общины и в других странах Европы и США Эти события в несколько иносказательной форме (чтобы не создавать ненужного ажиотажа вокруг имени художника) были отражены в его автобиографических очерках, о которых упоминал биограф Николая Константиновича П. Ф. Беликов в своей работе "Рерих. Опыт духовной биографии". Беликов отмечает, что в одном из этих очерков — "Бывальщина" — "перечислены в хронологическом порядке необычные явления и встречи: "Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи".
"Рерих пишет, — продолжает П. Ф. Беликов, — и в "Путях Благословения", в очерке "Звезда Матери Мира", датированном 8 мая 1924 года, об Учителях так, как будто с Ними встречался: "Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и как гармоничны и прекрасны Они. Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области"".
В Париже с семьей Рерихов произошло одно из самых необычных явлений, связанных с предстоящей духовно-просветительской миссией, возложенной на них Учителями Шамбалы. Рерихи получили по почте посылку, содержащую древнейшую реликвию Востока — Чинтамани, или "Мыслящий Камень". По преданию, этот Камень, представляющий собой фрагмент метеорита, упавшего на Землю из созвездия Орион, обладает мощным энергетическим зарядом, активизирующим духовно-творческое начало человека, а также способным очищать и насыщать эволюционным энергоинформационным содержанием пространство Земли на огромных расстояниях. Этот Камень сопровождал Рерихов в их Трансгималайской экспедиции. Помимо его прочих загадочных функций, он, возможно, играл роль своеобразного терафима, облегчающего его носителям осуществление духовно-телепатической связи с Учителями. Будучи сотрудниками Шамбалы, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи обладали необычными духовно-психическими возможностями, в том числе — ясновидением и яснослышанием, позволяющими им получать телепатические сообщения от Учителей. В книге "Алтай — Гималаи* неоднократно говорится о получении Рерихами вестей, неведомых остальным членам экспедиции.
Немаловажным событием Центрально-азиатской экспедиции Рерихов стали и их встречи с Учителями уже непосредственно на Востоке. П. Ф. Беликов в уже упоминавшейся работе пишет, что одна из таких встреч — с Махатмами М. и Джул-Кулом состоялась в Индии, в Сиккиме. Как отмечает Беликов, это событие "оказало на всех Рерихов огромное влияние. Мы знаем из переписки с Шибаевым (секретарь Н. К Рериха. — Прим. ред.), что сначала Рерихи намеревались посетить Адьяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили свое решение и поехали в Сикким. В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. <...>
Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык <...>" (так Рерихи называли своих Учителей. — Прим. ред.).
На страницах "Алтая — Гималаев" Н. К Рерих неоднократно возвращается к этой необычной теме — духовным Учителям Шамбалы и их огромному влиянию на менталитет и культуру народов Востока.
ПРАВДА И МИФЫ О РЕРИХЕ
Говоря об авторе этой книги, невозможно не упомянуть о бурной полемике, возникшей с некоторых пор в российской печати в отношении Н. К. Рериха. Само возникновение этой полемики удивляет — несмотря на то, что весь мир по праву считает Н. К Рериха крупнейшим культурным деятелем планеты, просветителем и гуманистом, узкий круг "заинтересованных лиц" из России пытается создать художнику совсем иней "имидж". Неестественная шумиха вокруг имени Рериха началась в 1994 г. Именно тогда дьякон А. Кураев, журналист О. Шишкин и востоковед А. Сенкевич (впоследствии к ним присоединился некто А. Дворкин, в прошлом эмигрант и сотрудник американской радиостанции "Свобода") вдруг начали потчевать российскую публику сенсационными сведениями о том, что известный всему миру художник и путешественник на самом деле был якобы создателем новой религии (да еще и сатанинской!) и шпионом НКВД! А многолетняя Трансгималайская экспедиция, восхитившая результатами своей работы весь научный мир и легшая в основу книги "Алтай — Гималаи", была вовсе и не научным предприятием, а ... военным походом, целью которого было свержение законного правительства Тибета и установление на его территории коммунистического режима! Кроме того, никакой Шамбалы не существует, философское учение Живой Этики — плод труда самих Рерихов, а в Москву в 1926 году Рерихи приезжали не для того, чтобы передать Советскому правительству письмо Махатм, а для того, чтобы получить от НКВД сверхсекретное задание и приступить к его выполнению... Таковы были заявления Кураева, Шишкина и Сенкевича, выступивших по радио и в прессе со своими сенсационными "разоблачениями".
Удивительно, конечно, как все эти доселе неизвестные рериховедам "занятия" сочетались с известной всему миру культурной, научной и пацифистской деятельностью великого русского художника. Но еще более удивительными предстают взору любого мыслящего читателя те "аргументы", которые приводят в своих трудах "разоблачители" знаменитого живописца.
Самое серьезное на сегодняшний день исследование, в котором утверждается причастность Рериха к деятельности НКВД, принадлежит перу журналиста Олега Шишкина. Года два тому назад этот автор выпустил в свет книгу под названием "Битва за Гималаи" с броским подзаголовком: "НКВД: магия и шпионаж". А чтобы читающая публика не сомневалась в правдивости приводимых автором сведений, к названию своей книги Шишкин предусмотрительно добавил подпись: "Документальная повесть". Но недаром ироничный Козьма Прутков советовал: "Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Подлинных документов, доказывающих причастность Рериха к шпионажу, в книге, как и следовало ожидать, не оказалось. Зато более чем странных утверждений, не подкрепленных ничем, кроме буйной фантазии автора, в работе явно переизбыток.
Какие же "страшные тайны" из жизни Рерихов поведал миру Шишкин, видящий в Рерихе не исследователя и философа, а шпиона НКВД? Журналист-исследователь убеждает читателей в том, что о существовании Шамбалы и духовных Учителей Востока Рерих впервые узнал в... ОПТУ, куда его пригласили во время посещения им Москвы в 1926 г. А сами чекисты, как недвусмысленно намекает Шишкин, узнали о Шамбале благодаря... спиритическим сеансам! Зачем же чекисты рассказали Рериху о Шамбале? Оказывается, для того, чтобы предложить ему отправиться в Тибет на поиски загадочной страны. Хотя в действительности Шамбала была совсем не нужна НКВД. Сотрудники ОПТУ соблазнили простодушного художника идеей поиска легендарной страны только для того, чтобы использовать его поход в Тибет в своих целях. И на самом деле известная всему миру научная экспедиция Рерихов в Гималаи (целиком и полностью финансированная США, о чем в архивах имеются соответствующие документы!) была вовсе не научной экспедицией, а военным походом. Правда, Шишкин признает, что американские бизнесмены выделили Рериху чуть ли не миллион долларов (по тем временам — огромная сумма) на осуществление научных исследований в Тибете. Но в другой главе своей книги автор утверждает, что в Москве чекисты одарили знаменитого художника просто несметными сокровищами для того, чтобы отправить его в Тибет во главе вооруженного до зубов диверсионного отряда.
Почему же имеющий международный авторитет борца за мир и культуру Рерих, к тому времени уже начавший свою многолетнюю экспедицию, вдруг решил стать террористом и диверсантом? Шишкин объясняет столь крутой поворот в судьбе художника предельно "логично". Просто в благодарность за баснословные суммы, переданные ему чекистами, Рерих обязался оказать ОПТУ одну услугу. Какую именно? Да так себе, пустячок. Проходя по Тибету, выдающийся художник мимоходом должен был поднять там вооруженное восстание, свергнуть законного правителя страны далай-ламу, самому (!) сесть на его место и... установить на всей территории Тибета коммунистическую диктатуру — не больше, не меньше! Именно для завоевания Тибета, а не для обороны от местных банд, грабящих караваны, подчеркивает Шишкин, экспедиция Рериха везла с собой целых два ящика с винтовками и патронами. Что, конечно же, должно было повергнуть в ужас регулярную армию всей страны. Впрочем, по утверждениям журналиста, антиправительственное восстание, организованное экспедицией, должны были поддержать и отряды Красной Армии, ожидающие сигнала где-то на границах.
Одно непонятно — почему Шишкин и другие сторонники подобной версии о целях Трансгималайской экспедиции Рериха не приписывают художнику желание завоевать заодно с Тибетом и Великобританию? Ведь Тибет в то время находился под ее протекторатом, как и Индия. И чтобы установить в этом регионе мира коммунистический режим, надо было свергнуть не только далай-ламу, но и английское владычество...
Но попробуем все-таки обратиться к исторической стороне вопроса.
Настоящие, серьезные попытки разобраться в том, мог ли Рерих в действительности работать на советскую разведку, были сделаны еще при жизни художника. И впервые этот вопрос подняли не "документалисты" вроде Олега Шишкина, а сотрудники одной из сильнейших спецслужб мира — британской "Интелледжент Сервис". Опасаясь роста национально-освободительной борьбы в Тибете, британские спецслужбы подозревали в шпионаже любого иностранца, появившегося на территории подвластного им государства. Английская разведка постоянно следила за передвижениями экспедиции Рериха по Тибету и, более того, — мешала ее продвижению в глубь страны всеми возможными способами, от дипломатических ухищрений до вооруженных провокаций, совершаемых руками местных полудиких кочевников-бандитов. Особую роль в попытках не допустить продвижения экспедиции во внутренние районы страны сыграл резидент английской разведки в Тибете полковник Бейли. В отличие от Кураева, Шишкина и Сенкевича, пытающихся доказать то, чего не было, полковник Бейли и его коллеги имели вполне полную и объективную информацию о деятельности экспедиции Рериха в Тибете. И если бы английским "джеймсам бондам" в самом деле удалось добыть хоть малейшее доказательство сотрудничества Рериха с советской разведкой — эхо подобного разоблачения моментально облетело бы весь мир и стало на Западе настоящей сенсацией. Не забудем, что имя русского художника принадлежало к числу самых громких имен его эпохи. Но сенсации не состоялось. Работа лучших профессионалов сильнейшей разведки мира не смогла обнаружить ни малейшего факта причастности художника к деятельности НКВД.
Откуда же появилась "утка" о сотрудничестве Рериха с советской разведкой? Эта легенда имеет давнюю историю. Впервые подобные слухи были запущены в печать антисоветски настроенной частью русских эмигрантов. Как известно, во время Великой Отечественной войны вся русская эмиграция разделилась на два лагеря: сторонников победы России (хотя бы и "коммунистической") и "пораженцев", считающих, что победа Гитлера и крах советской власти будут лучшим исходом для страны, чем сохранение ею национальной независимости, но под властью большевиков. В числе сторонников победы СССР оказалась истинная русская интеллигенция, в том числе и представители аристократии (одним из которых был князь Феликс Юсупов).
Николай Рерих, будучи истинным патриотом России, не считал себя ни эмигрантом, ни "антисоветчиком". Вполне трезво оценивая и худшие, и лучшие стороны большевистской власти в России, он тем не менее всегда выступал в защиту Родины и во время Великой Отечественной войны открыто встал на сторону СССР, перечисляя свои личные средства, полученные от продажи картин и книг в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. Это вызвало к Рериху особую ненависть со стороны антисоветски настроенных эмигрантских кругов, и, как следствие — поток самой грязной клеветы в адрес художника в принадлежащих им газетах. Именно в русской эмигрантской прессе и появились утверждения о том, что г-н Рерих не только перечисляет свои личные средства в пользу России и Красной Армии, но и работает на советскую разведку.
КЕМ ЖЕ БЫЛ НИКОЛАЙ РЕРИХ?
Разумеется, рассказам о "шпионе Рерихе" и в России, и за рубежом мало кто верит. Более того, всех мыслящих людей возмутили попытки низвести великого русского художника и мыслителя до уровня банального шпиона. С самого начала клеветнической кампании против Рериха возмущенные отклики по поводу обвинений художника в шпионаже стали приходить даже из-за рубежа, в частности, от директора Нью-йоркского музея Н. К Рериха г-на Даниэля Энтина.
Что же касается уровня аргументации "обвинителей" Рериха, то он, как мы видели, говорит сам за себя. Ничуть не более убедительными выглядят и попытки приписать Рериху создание сатанинской религии, предпринятые в двухтомном опусе дьякона А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции". При этом обращает на себя внимание метод "работы" Кураева с текстами философского учения Живой Этики, которое дьякон и объявил сатанинской религией. В "лучших" традициях так называемого "черного пиара" Кураев вырывает из текстов Живой Этики не связанные между собой строки и трактует их в нужном ему ключе, полностью извращая их первоначальный смысл. Чтобы не быть голословными, приведем хотя бы один пример того, каким образом дьякон "доказывает" "сатанизм" учения Агни Йоги, созданного Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока. Так, на стр. 41 своего труда* дьякон Кураев пишет: "Агни Йога уже сегодня, например, рекомендует обряд ежедневного троекратного поклонения идолам". Для доказательства этого сенсационного вывода Кураев приводит следующую цитату из Живой Этики: "Как готовить терафим? Нужно найти помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наслоила пространство и осела на предметах <…>. Нужно наполниться однородным устремлением, творя терафим. Каждый день не меньше трех раз нужно нагружать терафим" (Агни Йога, § 420 — 421). Эти произвольно вырванные из текста строки, лишенные смысла и логической взаимосвязи, Кураев выдает за неопровержимое доказательство того, что Агни Йога призывает к какой-то культовой практике, да еще в форме идолопоклонства![1]
А о чем же говорится в Агни Йоге на самом деле? В той же самой цитате, отрывок из которой с собственными комментариями привел Кураев, описание техники создания терафима начинается так: "Среди опытов с психической энергией очень важен опыт ее нерастворимости и неуничтожимости. Терафим дает этому лучшее доказательство, если можно при этом применить ясновидение.
Можно для будущего принять опыт построения безвредного терафима, присоединив к нему приказ на долгий срок..", и т. д. (Агни Йога, § 420). Так где же здесь говорится о том, что терафиму нужно поклоняться, как идолу, трижды в день? Или, по мнению Кураева, "нагружать" терафим, т. е. наслаивать на него определенное энергоинформационное содержание, и "поклоняться идолу" — это одно и то же? Опыты с психической энергией, с намагниченной водой и "терафированными" предметами проводятся сейчас по всему миру в научных лабораториях, изучающих биоэнергетику. Непонятно, что мешает дьякону Кураеву объявить всех ученых, работающих в данной области, идолопоклонниками. Интересно и то, что, будучи кандидатом философских наук, Кураев не видит разницы между понятиями "терафим" и "идол" *. Заглянуть в толковый словарь дьякон тоже не хочет, вот и получается, что опыт по созданию терафима превращается в поклонение идолу, да еще три раза в день. А самое интересное состоит в том, что если учесть истинное значение слова "терафим", то "идолопоклонниками" окажутся не только ученые, но и все православные христиане. Потому что терафимами в эзотерике именуются предметы с наслоенной на них психической энергией. В этом отношении и любые предметы религиозного культа, в том числе, например, православные иконы, "намоленные" целыми поколениями людей, тоже являются не чем иным, как терафимами, несущими благодатную энергию, помогающую создавать у людей, пришедших в храм, особое эмоционально-духовное состояние. Но и это еще не все. Самое потрясающее в использовании дьяконом цитат Живой Этики следует дальше. Сделав вывод о том, что в Агни Йоге есть культовая практика, Кураев, без всякой логической связи и перехода, сразу же добавляет. "Итак, учителя-рериховцы должны не меньше трех раз в день призывать детей поклоняться идолу и, не понимая слов, образовывать секту трясунов".
В стремлении "переделать" Агни Йогу в сатанизм Кураев, пожалуй, превзошел небезызвестного кардинала Ришелье, пооткровенничавшего однажды: "Покажите мне несколько строк, написанных рукой самого достойного человека, и я найду в них то, за что его можно отправить на эшафот". При таком подходе можно обвинить в сатанизме не только Рериха, но и самого Христа. Вопрос лишь в том, чего стоят подобные обвинения и кто им поверит.
Книга "Алтай — Гималаи", новое издание которой предлагается читателю, интересна и тем, что позволяет любому мыслящему человеку самостоятельно дать ответ на вопрос о том, кем же был Николай Рерих в действительности — шпионом и "творцом сатанинской религии", или ученым-просветителем, исследователем древней и таинственной духовной культуры Востока. На страницах путевого дневника Н. Рериха читатель найдет немало интереснейших сведений о посещении Индии Христом, впервые ставших известными из так называемого "Тибетского Евангелия" Н. Нотовича. В этой же книге, "Алтай — Гималаи", художник приводит и выдержки из тибетских рукописей о Христе 1500-летней давности, раскрывающих многие черты и принципы христианского учения, не дошедшие до нас в канонических евангелиях. Интерес Н. К Рериха к апокрифической христианской литературе, к первоначальному, историческому христианству, вся многолетняя исследовательская работа художника в этом направлении убедительнее всяких слов показывает его истинное отношение к учению Христа.
"ДАР МОЙ ПРИМИ..."
Но вернемся к первоначальной теме нашего повествования — книге Н. К. Рериха "Алтай — Гималаи". На страницах этой книги читатель встретит немало пресловутых "чудес" Востока, поразивших воображение не одного поколения западных исследователей. При этом характерно отношение Н. К Рериха ко всему необычному и таинственному. Интерес русского художника к духовно-психическим и природным феноменам никогда не напоминал некое суеверное преклонение перед неисследованным. Рерих подходит к любым неординарным явлениям как истинный ученый, беспристрастно и аналитически. ""А как же с чудесами в Индии?" — спросят приятели Запада. Скажем, чудес не видали, но всякие проявления психической энергии встречали", — говорится в книге "Алтай — Гималаи". Этот объективный, научный подход ко всему, встреченному на Востоке, стал подлинной методологией в исследовательской работе Н. К Рериха и его экспедиции. Сам художник и его спутники встретили многое такое, в чем легко можно было или усмотреть присутствие неких сверхъестественных сил, или вообще отвергнуть по известной формуле "этого не может быть, потому что не может быть никогда". К счастью, научный кругозор и духовные познания Николая Константиновича позволили ему избежать обеих крайностей в оценках увиденного им на Востоке. Магия и колдовство, "заклятые предметы" и оборотни как низшие, негативные проявления психической энергии, с одной стороны, а с другой — ясновидение, яснослышание, понимание незнакомых языков, "астральные полеты" и прочие высшие психодуховные способности посвященных в высшую йогу тибетских священнослужителей — все это нашло научную, трезвую оценку в глазах выдающегося русского мыслителя. Именно поэтому работа "Алтай — Гималаи" представляет собой не только интересное художественное повествование, но и ценный научный источник, дающий всем, интересующимся духовной культурой Востока, правильное понимание тех или иных психических феноменов и их роли в развитии высших способностей сознания.
Еще одна деталь "Алтая — Гималаев", на которую невозможно не обратить внимание, — это отношение Рериха к России. Увлекаясь духовной культурой Востока, Н. К Рерих всегда помнит о Родине. О России, о русских людях Рерих пишет: "За наш долгий путь мы давно не видали глаз русских, и глаза эти не обманули. Здесь — оплот эволюции". О великой и сокровенной духовной миссии, которую надлежит сыграть России в ближайшем будущем, на страницах "Алтая — Гималаев" есть немало намеков. Слова Рериха о древних пророчествах, согласно которым в Сибири, на Алтае, произойдет последняя и решительная битва Добра и зла, не следует понимать отвлеченно и аллегорически. В древних пророчествах о будущем нашей страны и всего мира, истинный смысл которых знал художник, скрыта великая правда, еще не понятая, не оцененная нами...
Великий и загадочный Восток открыл русскому путешественнику многие тайны. Они остались "зашифрованными" в его живописных и литературных работах. В одном из философских белых стихов Николая Константиновича говорится:
Дар мой прими, милый друг!
Трудом и знаньем я накопил
Этот дар. Чтобы отдать его, я сложил. Я знал, что отдам
Его. На даре моем наслоишь
Радости духа.
Дар Великого Мастера, сложенный и отданный нам, огромен. Осталось лишь принять его и, как говорится в его стихах, наслоить на нем "радости духа" — ту мудрую радость, которая поможет путнику Жизни пройти через все бури, пропасти и невзгоды, чтобы когда-нибудь увидеть великую цель Пути — Истину, "которая сделает нас свободными".
Н. Ковалева
Н.К. Рерих АЛТАЙ-ГИМАЛАИ
I. Цейлон — Гималаи
(1923 — 1924)
"Урус карош!" — кричит лодочник в Порт-Саиде, увидав мою бороду. Всюду на Востоке звенит этот народный привет всему русскому. И сверкает зеленая волна, и красная лодка, и бело-голубая одежда, и жемчуг зубов: "Карош урус!". Привет Востока!
Вот и Синай показался в жемчужной дымке. Вот источник Авраама. Вот и "двенадцать апостолов" — причудливые островки. Вот и Джидда, преддверие Мекки. Мусульмане парохода молятся на восток, где за розовыми песками скрыто их средоточие. Направо древним карнизом залегла граница Нубии. На рифах торчат остовы разбитых судов. Чермное море* умеет быть беспощадным вместе с аравийским песчаным ураганом. Огненный палец вулкана Стромболи недаром грозил и предупреждал ночью. Но теперь, зимою, Черное море и сине, и не жарко, и дельфины скачут в бешеном веселье. Сказочным узором залегли аравийские заливы — Кориа Мориа.
Японцы не упускают возможности побывать около пирамид. Эта нация не теряет времени. Надо видеть, как быстрозорко шевелятся их бинокли и как настойчиво насущны их вопросы. Ничего лишнего. Это не вакантный туризм усталой Европы. "Ведь мы же договоримся наконец с Россией", — деловито, без всякой сентиментальности говорит японец. И деловитость пусть будет залогом сотрудничества.
В Каире в мечети сидел мальчик лет семи-восьми и нараспев читал строки Корана. Нельзя было пройти мимо его проникновенного устремления. А в стене той же мечети нагло торчало ядро Наполеона. И тот же завоеватель империи разбил лик великого Сфинкса.
Если обезображен Сфинкс Египта, то Сфинкс Азии сбережен великими пустынями. Богатство сердца Азии сохранено, и час его пришел.
Древний Цейлон — Ланка Рамаяны. Но где же дворцы и пагоды? Странно. В Коломбо встречает швейцарский консул. Полицейский — ирландец. Француз торговец. Грек с непристойными картинками. Голландцы чаевики, итальянец шофер. Где же, однако, сингалезы? Неужели все переехали в театры Европы?
Первые лики Будды и Майтрейи показались в храме Келания около Коломбо. Мощные изображения хранятся в сумерках храма. Хинаяна гордится своей утонченностью и чистотой философии перед многообразной махаяной.