Четыре группы людей по искушениям сатаны

1. Безбожники — не знающие Бога. Не допускаются к информации и покаянию.

2. Ощутили призыв, но не спешат откликнуться:

а) внушение — покаешься завтра, потом;

б) отсутствия упования на Бога. Бросить грех тяжело, привык к старому образу жизни, новый страшит; не понимают что Бог в этом поможет;

в) мнимое, ложное понятие добродетели — спрашивают, где взять силы, время,

придумывают трудности;

г) самое важное — благодать слабеет, если человек не начал исправляться.

3. Начало покаяния и продвинутости. Имеют желание ревностно служить Богу и исправиться.

Демоны готовят им два искушения:

а) направленное на ложное учение. Они ревностны, серьезно относятся к спасению, но направляются в ереси, секты. Считают, зачем, мол, батюшка? Бог мне и так откроет все лично (протестанты, мормоны).

б) чрезмерные труды, чтоб не имел здоровья и покоя. А это подрывает, т.к. ты для них не готов, берешь на себя непосильное бремя святого и впадаешь в прелесть, само мнение, гордыню.

Поэтому сначала нужно смирение, послушание, а потом подвиг.

Демоны боятся, чтобы мы не общались со старцами, а мы подражаем святым и гибнем из-за гордыни.

4. Вступают в борьбу с сатаной. Против них — огромная армия искусителей и искушений. Их три группы:

а)Непосильные искушения — как у Йова — и физические и душевные, и духовные — не выдерживают и возвращаются страсти. Малодушие, страсти прежние не умерли, и человек пугается пути Иисуса Христа, думает, что ему по силам противостоять. Приходят в храм, как на работу, а в душе — тягость. На это тяжелое время найди поддержку святых, духовников.

б) Те, кто терпит, тогда сатана раздувает страсти. Это обязательный путь. Центральное содержание — борьба со страстями, с теми, к которым имеешь склонность. Все зависит от качеств любви и смирения. Если они не продвигаются, то умрешь страстным.

Страсти бывают телесные и духовные.

Телесные страсти — это пьянство, чревоугодие, блуд.

Духовные страсти, зависящие от языка и чувств —это осуждение, лукавство, злоба;а также — мысленная брань, лукавые образы, оставление семьи.

Для преодоления страстей нужны молитвы, частые причастия, нужно к этому стремиться и проявлять усилия.

в) Дьявол может подменять страсти незаметно — из плотских (пьяница) к духовным (гордыня), например, от того что бросил пить. И такого невозможно вразумить.

Сатана часто возбуждает те страсти, которых не было, т.к. в человеке есть семена всех страстей. Особенно тяжело верующим с детства, не знающим греха и берущимся за непосильный подвиг.

г) Кто прошел это, для тех — борьба с языком. Брань непосильная, кто смиряет язык, становится совершеннее.

д) Затем духовные страсти: зависть, ревность, клевета, ложь. Тут нужны: смирения, сострадание, усиленная молитва.

Более тонкие искушения — это когда добрые дела превращаются во зло; возникают сомнения —по Воле Божьей или нет, не можешь разобраться. Демоны приходят под видом ангелов света. Они влияют страхом, усиливают нападки на людей, на тебя извне.

е) Мысленная брань — навязчивые мысли и действия, миряне этим

искушаются редко. В основном, когда духовности достигают через самомнение, гордыню, тщеславие.

ж) Ежели ты хорошо подвизаешься, демоны отводят всех бесов и конкретные слова, мысли, страсти, но дают дар чудес. Приходят необычные свойства (например, говорения на иных языках) — и думаешь, что от Духа Святого, а поскольку не распознаешь, то тем самым впадаешь в гордыню, считая себя особенным.

Три вида помыслов от демонов.

1. Мешают покаянию, конкретным добрым делам, препятствуют духовному служению.

2. Если удалось преодолеть, то пытаются извратить, чтобы добрые дела были не по Воле Бога. Молись и разбирайся сам.

3. Если пройден и второй этап, приходят извращенные мысли, чтобы добрым делам сопутствовала гордыня.

Виды бесноватых.

1) Телесные — болезни, если не исповедуется и не причащается; Храм более поможет, чем бабки.

2) Полностью бесноватый — и душой, и телом. Падает, орет, безумен. Это попускается для определенных целей, например, попугать окружающих.

3) Одержимость страстями — каждый второй.

Пути разрешения сомнений.

1. Всякую минуту ждать неприятностей, и когда она прийдет, ждать как желанную гостью.

2.Когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу, и сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если допустите — всему конец, ибо все — от чувств.

3. Не смотрите на обидчика и на обиду, тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести, но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься.

4. Ко всем сиим случаям обид и препятствий, молотам и молоткам жизни приложите держать любовный взор, любовный тон, речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте что-либо напомнить обидевшим от их несправедливости. Действуйте так, как будто от них ничего не было.

Подумайте, взвесьте — все ли пунктики потрудились хорошенько обдумать как они приложимы в течение вашей жизни, к каким случаям.

И, наконец, кроме семи главных страстей, о которых упоминалось выше: пьянство, чревоугодие, блуд (похоть тела); осуждение, лукавство, злоба, мысленная брань, существуют еще три: нерадение, нерешительность, неведение.

Нерадение — состоит в том, что человек в этом состоянии забывает о спасении. Проявляется:

а) от природной лени;

б) при нежелании делать добродетели или делают их формально, невнимательно, механически, нечувствительно к Божественному.

Существуют три состояния человека:

1) язычники — откликаются на просьбу;

2) христиане — сами спешат на помощь ближнему;

3) окаянные — ни то, ни другое.

Нерешительность — это когда человек покаялся, а сам не меняет образ жизни. Причиной является маловерие, отсутствие упования, надежды на Бога.

Неведение — это состояние группы людей, служащих Богу ревностно, но не по правому рассуждению.

“Тяжкие испытания терпят обыкновенно на Земле Божии избранники, и на этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатывается беспредельная преданность Воле Божией. Все мелкое, суетное сходит с души, и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе.”

(Е.Н.Поселянин (Погожев) (1870-1931), русский духовный писатель (1900)).

Описание мытарств

Описание составлено на основе слов послушницы Феодоры,

данное одному из учеников Преподобного Василия,

Григорию, во сне по молитвам Преподобного Василия.

1. Испытания греха ПРАЗДНОСЛОВИЯ:

о всех словах, которые говорят с юности, особенно необдуманные, срамные, нецензурные, кощунственные;

бесстыдные мирские песни;

праздные беседы и слова, за которые гневается Бог, а человек этого за грех не считает и потому не исповедуется перед духовным отцом в них.

Мытарство ЛЖИ.

Здесь человек отдает отчет за:

всякое лживое слово;

клятвопреступление;

напрасное призывание имени Господня;

ложные свидетельства;

неисполнение данных Богу обетов;

неискреннюю исповедь во грехах;

а особенно, когда даже самая малая ложь могла не осозноваться как грех.

Наши рекомендации