На положение и состояние поющих
И слушающих песнопения
1. Акафист (неседален); это – песнопение, во время которого не позволяется сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626 году. Этот акафист состоит из 24 песней, по числу букв греческого алфавита. 12 из этих песней – кондаки и 12 – икосы. Расположены они так, что кондак и икос постоянно следуют один за другим. Первый кондак: «Взбранной воеводе...» не входит в общий счет; он служит как бы темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме первого, оканчивается припевом: «Аллилуиа», а каждый икос – ангельским приветствием: «Радуйся, Невесто Неневестная». Первая часть акафиста (до 7-го икоса) имеет содержание историческое, вторая – догматическое и нравоучительное. По образцу этого акафиста составлены и другие акафисты.
2. Седален – наименование, противоположное акафисту и обозначает собою песнопение, во время которого верующим позволялось садиться для того, чтобы выслушать следовавшее затем чтение поучений, толкований Слова Божия, повествований о жизни святого или о празднуемом событии. Седальны полагаются на утрени: после кафизм, после полиелея и после 3-й песни канона – пред чтением (на вечерни после кафизмы нет чтения, а потому нет и седальнов). Однако есть седальны, которые должны быть выслушаны стоя, например, седальны на утрени в Великий Пяток.
3. Ипакой (подпевать, или внимательное слушание). Так называются песнопения, которые поются на воскресном повечерии, на воскресной полунощнице после канона, на утрени пред антифонами и чтением Евангелия и по 3-й песни канона после седальна. Свое название эта песнь получила оттого, что ее в древности за певцом или чтецом подпевал весь народ. По другому значению название это указывает на особенное внимание, с которым эта песнь должна быть выслушиваема ради важности ее содержания, которым служит истина Воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакой всегда должны быть выслушиваемы стоя, даже, когда они полагаются вместо седальнов.
Наименования песнопений,
Указывающие на время пения их
При Богослужении
1. Прокимны – это краткие стихи из псалмов и других книг Священного Писания, предваряющие чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, которые составляют продолжение прокимна и имеют с ним тесную связь. Прокимен или выражает главную мысль следующего за ним чтения Священного Писания, или же, когда чтения не положено, относится к дневному священному воспоминанию и выражает общее значение дневной службы. Есть прокимны называемые великими и отличающиеся от других прокимнов тем, что они имеют при себе не по одному, а по три стиха, и потому поются продолжительнее других прокимнов. Великие прокимны поются на вечерни: а) на все недели (воскресенья) в году – один прокимен: «Господь воцарися...»; б) в вечер недель (вечером в воскресенья): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Великого поста – попеременно два прокимна: «Не отврати лица твоего...» и «Дал еси достояние...»; в) в вечер недель: Пасхи, апостола Фомы и Пятидесятницы («Кто Бог Велий, яко Бог наш...»); г) в вечер праздников (а если они случатся в субботу, то на самые праздники): Рождества Христова («Кто Бог Велий...»), Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения («Бог наш на небеси и на земли...»); д) на вечерни во всю Пасхальную седмицу, на каждый день особые.
2. Аллилуиарий. Это – стих, предваряющий собою чтение Евангелия и произносимый после пения «Аллилуиа», от которого и получил свое название. Называется он также и просто «Аллилуиа». Аллилуиарий, по своему содержанию, имеет связь с Евангелием, которое читается за ним (служит как бы предисловием к евангельскому чтению), но часто имеет отношение к службе дня, святого, праздника и тогда в богослужебных книгах называется: «Аллилуиа дне», «Аллилуиа гласа», «Аллилуиа праздника».
3. Причастен – стих, который поется с припевом «Аллилуиа» во время Причащения священнослужителей. Причастны бывают: дня, святого или праздника, смотря по тому, имеют ли отношение, по своему содержанию, к службе дня, или святого, или праздника.
4. Отпустительные. Это – песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени (на «Бог Господь» и по «Благо есть»), на часах и на литургии по входе с Евангелием., Отпустительными бывают: тропари, кондаки и Богородичны.
Наименование песнопений в