Три группы поучений

Группа Очищает Содержание поучений Тексты Тренировка
Поучения Винайи Привязанность Правила поведения Сутра Позитивное поведение
Поучения Сутры Отвращение Указания к практике медитации Сутра и Тантра Медитация
Поучения Абхидхармы Неведение Знания о Вселенной и осознающем уме Сутра Мудрость

Поучения Будды объединены в три группы (так называемые «три корзины»):

1) Поучения Винайи — касаются правил поведения, этики или дисциплины;

2) Поучения Сутры — указания к практике медитации. Сюда входят также Поучения Тантры — мощные методы медитаций Алмазного пути;

3) Поучения Абхидхармы — касаются мудрости, знания о Вселенной и осознающем уме.

Эти три группы работают как противоядие для одного из трех главных мешающих чувств: Винайя устраняет привязанность, Сутра — отвращение и Абхидхарма — неведение. Поучения Тантры, которые подразделяются на четыре класса, направлены против всех возможных комбинаций мешающих чувств.

Будда учил в течение 45 лет и за это время передал своим ученикам все уровни своего Учения. При этом он встречался с большинством наиболее образованных людей своего времени. В Индии уже тогда существовало девять высокоразвитых индуистских философских школ, самой древней из которых, школе Самкья, согласно некоторым историческим источникам, уже около 20 тысяч лет. Здесь важно ясно понимать разницу между буддизмом и индуизмом. Некоторые историки определяют буддизм как продолжение индуизма, как своего рода «новый индуизм». Однако это не соответствует действительности. Основное содержание Учения Будды — суть Освобождения и Просветления и методы, ведущие к достижению цели — не имеет отношения ни к одной из пяти больших или четырех малых индуистских традиций (см. глоссарий и статьи по индийской философии). Многие будущие ученики Будды искали истину выше того уровня, которого пни уже достигли в индуизме.

На санскрите Учение Будды обозначается термином Дхарма, который имеет десять различных значений. Два главных значения: «явления» (или «вещи») и «Учение Будды». То есть, Учение Будды, Дхарма, описывает природу вещей. Будда учит природе всех явлений, и показывает, как ее можно постичь. Это содержание Дхармы — письменных поучений, объединенных в три группы и четыре класса тантры. На практике эти поучения применяются посредством Дхармы постижения — трех видов тренировки позитивного поведения, медитации и мудрости (см. главу 8 моей книги « Термины буддизма»).

После смерти Будды его ученики, в соответствии со своими возможностями, использовали различные части обширного Учения, чтобы сделать следующий шаг в развитии. Из этого опыта за две с половиной тысячи лет истории буддизма возникли различные традиции. Из Индии они распространились но всем странам Азии, а оттуда, в свою очередь, по остальным частям света. Сейчас центры различных буддийских традиций существуют во всём мире.

Общее число буддистов в мире (в соответствии с большинством данных) составляет около 400 миллионов. К ним нужно прибавить многих людей, которые по различным причинам не могут официально заявить о том, что они буддисты. Только в коммунистическом Китае живет около 150 миллионов буддистов, которые в существующих условиях вряд ли могут открыто практиковать. В то время как в Азии ситуация для буддизма стала сложнее, интерес к нему сильно возрос на Западе. Однако, несмотря на то, что поток информации в СМИ по всему миру чрезвычайно увеличился, получить общее представление о буддизме довольно сложно, потому что за долгое время существования он стал очень многогранным. Самая простая модель для обзора буддийских традиций — это классификация в соответствии с тремя Поворотами колеса Дхармы, которая используется в тибетском буддизме. Она позволяет понять, как из отдельных практических советов Будды для его учеников сложилась мировая религия.


Наши рекомендации