Путь медитации на Учителя
В качестве третьей возможности наш ум может работать со своей способностью к отождествлению, или преданностью. Это центральный путь, который объединяет в себе два других. Поэтому сегодня после окончания Основополагающих упражнений мы главным образом применяем этот доступ к природе ума — например, медитация на Восьмого Кармапу Микьё Дордже одновременно нажимает на множество кнопок Просветления. Мы получаем благословение учителя, спонтанную мудрость и силу, вдохновение и защиту. В этой практике содержится всё. То же касается и других форм медитации на учителя — на Марпу, Миларепу, Гампопу, а также на Второго, Пятнадцатого или Шестнадцатого Кармап.
Не только Шестнадцатый Кармапа, но и предыдущие мастера нашей линии передачи учили этой практике как сокращенному пути к Просветлению. Уже король Индрабхути, второй из трех реализованных мастеров с этим именем, в главе о посвящениях (Джнанасидхи–намасадхана) своего комментария к поучениям Будды в «Санггье—Ньямджор–тантре» (санск. Буддасамайога) говорит, что среди различных видов посвящений, которые можно получить, посвящения на Гуру–йогу являются самыми превосходными и самыми глубокими. Здесь мы можем дать себе посвящение сами, приняв в себя различные лучи света. Таким образом, объяснения Индрабхути к этой тантре Будды содержат прямые указания на то, что Гуру–йога является сутью пути средств.
Также в тексте «Свадхистхана–крама» в собрании поучений Великой печати под названием «Ньингпо Кхордруг» индийский мастер Сараха объясняет, что Гуру–йога является сутью пути проникающего видения. Нужно осознавать качества учителя, например, изучая историю его жизни, и доверие, открытость и радость, которые при этом появляются, использовать для того, чтобы непосредственно смотреть на природу ума. В этот момент мы получаем благословение учителя и появляется или углубляется распознавание природы ума.
Тилопа в тексте «Метод практики на учителя» (санск. Гуру нопика) говорит в самом начале: «Для того, кто хочет достичь состояния Держателя Алмаза (тиб. Дордже Чанг) в этой жизни, наивысшим путем является путь подлинного учителя». Поскольку все упомянутые мастера давали не что иное, как дальнейшие пояснения к поучениям Будды, их высказывания можно рассматривать как подтверждение того, что Будда сам учил практике Гуру–йога как сути или сокращенному пути к Просветлению, который объединяет в себе два других пути.
В контексте медитации на Кармапу это означает, что фаза построения, в которой мы представляем форму Кармапы и повторяем его мантру, объединяет в себе все формы работы с внутренними энергиями, а фаза завершения в этой медитации включает в себя все формы практики с осознаванием или проникающим видением. Такое истолкование, придающее медитации на Кармапу глубокий смысл, объясняет, почему группы и центры, которые используют эту практику, переживают исключительно быстрое и сильное развитие.
Существует бесчисленное множество высказываний реализованных мастеров о том, что медитация на учителя объединяет в себе все другие формы медитаций. Например, Дилго Кхьенце Ринпоче в своей книге «Драгоценность сердца просветленных», приводя дословное значение термина «Гуру–йога» — «соединение с природой учителя», говорит, что соединение своего ума с умом своего Ламы является самой глубокой практикой и самым коротким путем к Просветлению — эта практика включает в себя все другие. В другом отрывке он отмечает, что, если мы лишь на мгновение с большой ясностью и живостью представим своего коренного ламу, это принесет большую пользу, чем медитация на 100000 других Будда–аспектов.
Подобное изречение встречается у Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае в тексте «Появление и завершение»: «Одним из существенных моментов практики является то, что она соединяет в себе Три корня и все мирные и защищающие поля силы (Будд) появляются как игра учителя, — одного этого достаточно». Вот почему в различных традициях тибетского буддизма все пути содержат медитацию на учителя в качестве самой важной основы. На вопрос, для чего тогда существуют все другие формы практики, отвечают так: другие формы медитации являются методами, которые учитель дает в определенных целях, причем если мы видим другие Будда–аспекты как формы учителя, то мы опять–таки практикуем Гуру–йогу.
Согласно высказыванию Девятого Кармапы Вангчука Дордже, линия Кагью является в первую очередь линией благословения. Поэтому без благословения духовного мастера было бы невозможно получить медитативный опыт и постижение. Лучший способ устранения препятствий и углубления практики основывается на преданности. Джамгён Конгтрул Лодрё Гхае объясняет это так: «Для того чтобы было передано благословение, совершенно необходимо видеть учителя как суть всех Будд, как совершенно чистого — тогда преданность будет очень глубокой и чистой и благословение может подействовать очень быстро». Итак, если мы можем видеть учителя на чистом уровне, то это самый прямой путь к Просветлению.
Для учеников линии Карма Кагью главным учителем является Кармапа. Если мы не можем определиться, какой лама для нас является коренным, то в качестве коренного нужно принять того учителя, к которому мы испытываем особое отношение, думая о Кармапе как об источнике всех учителей. Конечно же, мы можем медитировать на своего особого учителя, но при этом необходимо видеть его суть как Кармапу. Если мы можем практиковать такое видение, тогда связь с несколькими учителями не является проблемой, поскольку все они являются активностью Кармапы.