Как непрестанно молиться. Колесница к небу
Милость Божия буди с вами!
Виноват я пред вами, долго не отвечал на ваше письмо. Но уж подошло время писать, и недавно пиша к N.N. просил ее передать вам поклон и сказать, что в следующий раз (мы чрез неделю посылаем в город) напишу. А тут и посылку вашу привезли. Благодарствую. Вижу, вижу, что хотите подкупить мою леность. Ну нет, не такая эта моя благоверная. Неподкупна, хоть не подходите. N.N. писала, что вам было тяжело до изнеможения. Но потом известила, что вам легче и вы благодушествуете. Очень рад. Помоги вам Господи не выступать из сей утешительной атмосферы. Вы все на себя жалуетесь. Это совершенно в порядке вещей, кто похвалится?! Кто себя не видит? Слава Богу, что видите и такою себя сознаете.
Жалуетесь на скудость молитвы. Да ведь можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и молитесь. Помню, у Василия Великого вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратить дела в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет к Богу. Так и дела, Богу посвящаемые, вопиют к Нему. Один старец, когда к нему принесли от кого-то нечто съестное, сказал: как дурно пахнет, а принесенное было по содержанию очень хорошее. Когда спросили его: как так? Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошего. Так всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается. И те, кои имеют очищенные чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила. Вот еще молитва.
Прискорбности вас не оставляют. Даром разве это Бог устрояет? Чего ради? Того ради, что любит вас. Любит и чистит, чтобы были чисты и горели, как алмаз на солнце. И путь в царствие вам углаждает, ибо колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются.
Благослови вас Господи всяким благословением.
Всякаго вам утешения и супругу вашему здоровье. Спасайтесь!
Ваш богомолец Епископ Феофан. 26 июля 83 г.