Свойства человеческой души.
1. Духовность.Свв. Отцы, говоря о духовности души, имеют в виду ее невещественность и ее радикальное отличие от всего телесного.
2. Самостоятельность.Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека.
3. Разумность и сознательность. Сознательность – способностьотличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни. Разумность выражается в способностях интуитивного и дискурсивного мышления, познания и религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.
4. Бессмертие.Учение о бессмертии души тесно связано с представлением о ее простоте. Согласно философскому тезису, усвоенному и святоотеческой традицией, то, что не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на составляющие части.
5. Свобода.О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободеформальной, или психологической, а с другой стороны, о свободе нравственной, или духовной. Первый вид свободы можно назвать «свободой выбора», она связана с избирательной (гномической) )волей человека (способностью самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. Е. Одни желания избирать, а другие отвергать). Формальная, или психологическая, свобода — это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности.
Отличие души человеческой от душ животных.
· Человеческая душа способна существовать без тела.
· У животных, в отличие от людей, способ существования не является личностным.
· Души животных смертны.
Билет 18
Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех.
Образ и подобие Божие в человеке.
· Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства.
· Некоторые из свв. Отцов усматривали богообразность человека в том, что он отображает в своей духовной структуре внутритроичную жизнь Бога
· Богообразность человека так же распространяется и на телесный состав человека.
· Образ Божий– есть дар Божий каждому человеку, который можно определить как способность быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах.
· Подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой данная способность реализуется.
· Человек как существо богообразное может по благодати стать всем, чем Бог является по природе.
· Образ Божий в человеке неистребим, тогда как подобие человек может совершенно утратить.
· «образ Божий в человеке онтологически неопределим — иначе и быть не может, по непостижимости естества Отображенного...»
· «сообразность Богу не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но ко всей человеческой природе в ее целом»
· «человек, как и Бог, существо личное, а не слепая природа. В этом характер Божественного образа в нем», «то, что соответствует в нас образу Божию, не есть часть нашей природы, а наша личность, которая заключает в себе природу»
· Образ Божий — это то, что делает человека личностью, т. Е. Особый, уникальный в этом мире образ бытия, представляющий собой высочайший дар Бога человеку, без которого невозможно проявление черт богообразности и богоподобия в человеческой природе.
Назначение человека.
1. Назначение человека по отношению к Богуесть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему.
2. Назначение человека по отношению к самому себезаключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т. Е. Теснейшего соединения с Богом, причастия Божественному естеству, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве.