Определение начала месяца Рамадан

БисмиЛляхир-Рохманир-Рохим


АльхамдулиЛляхи Роббиль алямин вас-соляту вас-саляму аля расулиЛляхи Мухаммад ва аля алихи ва сохбихи аджмаъин.

Уважаемые братья! В последнее время перед наступлением месяца Рамадан, а также и перед его окончанием на пространстве бывшего Советского Союза между мусульманами возникают горячие споры по поводу того, когда начинать и заканчивать поститься. Все это происходит из-за того, что официальное духовенство, в основном, придерживается той точки зрения, что наступление месяца Рамадан можно и нужно определять, основываясь на астрономическим вычислениям. Остальные же мусульмане и алимы, в том числе, основываются на другие методы. Давайте же рассмотрим этот вопрос, опираясь на священные тексты Корана, Сунны и на решения алимов.

Определение начала месяца Рамадан

Начало месяца Рамадан определяется двумя способами: Первый способ:
При ясном небе и в отсутствии облаков или каких–либо препятствий мешающих увидеть луну, начало месяца Рамадан определяется появлением нового полумесяца, то есть новолунием. На это указывают многочисленные достоверные хадисы.

Передается от ибн Умара (да будет АЛЛАХ им доволен), что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) сказал: "Не поститесь, пока не увидите её (луну) и не прекращайте пост, пока не увидите её (луну). А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Ша'бан)". (Бухари, Муслим)
Также передается от Абу Хурайры (да будет АЛЛАХ им доволен), что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) сказал: "Поститесь при её (луны) появлении, и прекращайте пост при её (луны) появлении. Если небо покроется, то дополните количество дней". (Имеется в виду дополните количество дней Ша'бана до 30 дней). (Бухари, Муслим)

Из приведенных хадисов видно, что при ясном небе, условием начала месяца Рамадан является появление молодой луны.

Появление луны следует определять после захода солнца. Для установления новолуния, по мнению большинства ученых, достаточно свидетельства одного честного, справедливого свидетеля. По ханафитскому мазхабу также принимается свидетельство женщины, тогда как в у шафиитов свидетельство женщины в данном случае недействительно. Тот, кто увидел луну, а его свидетельство не принимается (например: женщина, нечестивый и др.), сам все равно должен соблюдать пост по единогласному мнению правоведов.

На достаточность одного свидетеля указывают следующие хадисы:

От ибн Умара (да будет АЛЛАХ им доволен) передается: "Люди высматривали луну, и я сообщил Пророку (да благословит его АЛЛАХ и приветствует), что увидел её. Тогда Пророк (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) объявил о начале поста и приказал людям поститься". (Абу Давуд, Даракутни)

Также Ибн Аббас (да будет АЛЛАХ им доволен) рассказал, что к Пророку (мир ему и благословение АЛЛАХа) пришел один бедуин и сказал: "Я увидел луну". Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) спросил его: "Ты свидетельствуешь, что нет бога кроме АЛЛАХа?". Тот ответил: "Да". Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) спросил: "Ты свидетельствуешь, что Мухаммад посланник АЛЛАХа?". Тот ответил: "Да". Тогда Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) сказал Билалу: "O, Билал, извести людей, чтобы завтра начали пост". (Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа)

Как мы выше указали, большинство ученых, ссылаясь на эти хадисы, решили, что для установления начала месяца достаточно свидетельство одного честного справедливого мужчины.

Некоторая часть ученых считает, что для определения начала месяца необходимо два свидетеля. В своём решении они ссылаются на хадис, переданный имамом Ахмадом от Абдурахмана бин Зайд бин аль–Хаттаба. Однажды когда люди были в сомнении, Абдурахман выступил с проповедью и сказал: "Я сидел со сподвижниками Посланника (мир ему и благословение АЛЛАХа) и расспрашивал их. Они мне рассказали, что Пророк (мир ему и благословение АЛЛАХа) сказал: "Поститесь при появлении луны, и прекращайте пост при её появлении. И совершайте поклонение при ней (при появлении луны). Если небо покроется (облаками или тучами) то завершите 30 дней Ша'бана. Если два мусульманина засвидетельствуют (в начале и конце месяца), что видели луну, то поститесь и прекращайте пост (по их свидетельству)". (Ахмад)

Также в мазхабе Абу Ханифы при ясном небе в отсутствии туч и облаков, условием начала поста является, чтобы месяц увидели большое количество людей. Так как если луна покажется при таких условиях, её должны увидеть много людей.

Относительно достаточности свидетельства одного человека для определения окончания Рамадана, Имам Шавкани говорит: "Также (как и в определении начала Рамадана) ученые разошлись во мнениях в определении конца месяца Рамадан. В книге "Аль–Бахр" приводится, что все правоведы — кроме Абу Савра — едины во мнении, что свидетельства одного человека не достаточно в определении начала месяца Шавваля (конец месяца Рамадан). Он (Абу Савр) принимает свидетельство одного человека".

Также Имам Навави в комментариях к сборнику хадисов Муслима говорит: "В установлении конца Рамадана почти все ученые не принимают свидетельства одного честного и справедливого свидетеля, кроме Абу Савра, который принимает свидетельство одного".

Доказательством для большинства ученых служат хадисы, в которых для определения конца месяца Рамадан требуется свидетельство двух человек. Имам Шавкани, после того как привел доказательства и обсуждения о допустимости — по мнению большинства — прекращения поста свидетельством двоих, а по мнению Абу Савра свидетельством одного, сказал: "После того, как не нашлось достоверного доказательства того, что для прекращения поста требуются два свидетеля, то очевидно, что для этого хватает и одного свидетеля, сравнивая это с достаточностью одного свидетеля для начала поста".

Второй способ:

Если небо покрыто облаками препятствующими обзору луны или что–либо мешает возможности увидеть её, то для определения начала месяца следует завершить 30 дней Ша'бана, и следующий день сделать первым днем месяца Рамадана. На это указывают большое количество хадисов упомянутых в разделе поста, некоторые из которых были приведены выше.

Наши рекомендации