Терпение перед трудностями на этом пути

[Сказал шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, разъясняя этот пункт в книге «Разъяснение трёх основ»:

Терпение (сабр) – это удержание своей души в покорности Аллаху. Терпение бывает трех видов:

1 ― Терпение в покорности Аллаху. Поистине, душа является ленивой и всегда хочет отдыхать. Поэтому, человек должен удерживать свою душу в покорности Аллаху: совершать молитву, поститься, усердствовать на пути Аллаха, если даже душа не любит эти виды поклонения. Человек должен проявлять терпение и удерживать свою душу в покорности Аллаху.

2 ― Терпение в отстранении от запрещенного Аллахом. Поистине, душа желает совершать запретные поступки и следовать за страстью. Душа склоняется к запретным поступкам и желает их совершать. Человек должен привязать свою душу и удерживать её от всего запрещенного, а это нуждается в терпении. Удержать свою душу от запретного не так легко, если у человека нет терпения. Душа победит такого человека, и он склонится к запретному.

3 ― Терпение во время несчастий, предопределенных Аллахом. Речь идет о несчастьях, постигающих человека. Например, смерть близкого, потеря имущества, болезнь, и так далее. Человек должен проявлять терпение перед предопределением Аллаха. Он не должен быть нетерпеливым и разгневанным. Человек должен удерживать свой язык от причитаний и гнева, удерживать свою душу от беспокойства, не бить себя по лицу, не рвать на себе одежды. Это и есть терпение во время несчастий].

Поистине, с человеком случаются неприятности. Ему доставляют трудности те, кого он призывает, доставляют трудности члены его семьи, доставляют трудности многие другие.

Человек обязан проявлять терпение (сабр) и надеяться на награду Аллаха. Человек должен терпеливо придерживаться веры в Аллаха. Человек должен терпеливо совершать деяния, которые Аллах вменил ему в обязанность. Человек должен заставлять себя оставлять запрещенное Аллахом. Человек обязан проявлять терпение во время призыва к Аллаху, во время обучения людей, во время веления одобряемого и удерживания от порицаемого. Во всех этих деяниях невозможно обойтись без терпения.

Вся религия нуждается в проявлении терпения. Призыв к поклонению Одному Аллаху нуждается в терпении. Совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста, совершение хаджа – всё это нуждается в терпении. Призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого нуждается в терпении. Терпение необходимо и тогда, когда человек сторонится запретных и скверных поступков.

Если человек не будет проявлять терпение, он либо попадёт в то, что запретил Аллах, либо оставит совершение того, что Аллах вменил в обязанность.

Поэтому Аллах Всевышний сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Терпи же(о, посланник), как терпели твердые духом посланники* »Сура аль-Ахкаф, аят 35.

*[А именно Нух, Ибрахим, Муса и ‘Иса, мир им. А Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также из их числа].

Также Аллах Всевышний сказал:«Потерпи же(о, Мухаммад)до решения твоего Господа, ведь ты - у Нас на Глазах* »Сура ат-Тур, аят 48.

*[Мы всегда видим тебя и оберегаем тебя от ухищрений врагов, направленных против тебя].

Также Аллах Всевышний сказал: «Посему терпи(о, пророк), ибо твое терпение - только от Аллаха»Сура ан-Нахль, аят 127.

Также Аллах Всевышний сказал: «Воистину, терпеливым их награда(в Вечной жизни)воздастся полностью безо всякого счета»Сура аз-Зумар, аят 10.

Также Аллах Всевышний сказал: «Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми»Сура аль-Анфаль, аят 46.

—————————————————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: — Доказательством являются слова Аллаха Всевышнего: «Клянусь временем. Поистине, (каждый) человек непременно (окажется) в (величайшем) убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» Сура аль-’Аср, аяты 1-3.

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх) шейха ибн База:

Эта великая сура является доводом на четыре вопроса, которые были упомянуты выше. Эта сура содержит в себе целиком всю религию. Религия – это:

· Вера в истину;

· Совершение деяний;

· Призыв к истине;

· Терпение перед трудностями на этом пути.

Поистине, все люди находятся в величайшем убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!

Те же, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение – именно они обрели успех и счастье.

Аллах Всевышний поклялся относительно этого, сказав: «Клянусь временем».Слова Аллаха являются абсолютной правдой, даже если Он не клянется. Однако здесь Он поклялся для усиления смысла.

Аллах Всевышний клянется теми из Своих творений, кем пожелает. В Коране Аллах Всевышний поклялся небом, которое обладает башнями [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь небом – обладателем башен [больших звёзд]». Сура аль-Бурудж, аят 1].

Также Аллах Всевышний поклялся небом и ночным путником [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь небом и ночным путником! Откуда ты (о, пророк) мог знать, что такое ночной путник? Это – (яркая) звезда пронизывающая (своим светом ночную темноту)». Сура ат-Тарик, аяты 1-3].

Поклялся утром [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь (предполуденным) утром». Сура ад-Духа, аят 1].

Поклялся солнцем и его сиянием [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь солнцем и его сиянием». Сура аш-Шамс, аят 1].

Поклялся ночью, которая покрывает землю [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь ночью, когда она покрывает (своей темнотой землю)». Сура аль-Лейль, аят 1].

Поклялся ангелами, вырывающими души [Аллах Всевышний сказал: «Клянусь (ангелами) вырывающими с силой (души неверующих)». Сура ан-Нази‘ат, аят 1].

И поклялся многими другими вещами. Ведь, все эти творения указывают на Его величие и указывают на то, что именно Он – Единственный, Кто заслуживает поклонения рабов.

Что же касается творений Аллаха, то они не могут клясться никем, кроме своего Господа. Они не могут клясться никем, кроме Аллаха. Человеку запрещено клясться пророками, идолами, праведными людьми, Каабой или чем-то ещё.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поклялся чем-либо, кроме Аллаха, тот совершил многобожие» Ахмад, 2/34, 69, 86, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 5/70.

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто клянется, тот пусть клянется Аллахом или молчит» аль-Бухари, 6646; Муслим, 1646.

Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны остерегаться клятв кем-либо, кроме Аллаха. Они обязаны клясться только Аллахом, Пречист Он от недостатков и Возвышен.

—————————————————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: — Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх) шейха ибн База:

аш-Шафи‘и – это известный имам, один из больших учёных и один из четырёх имамов [«Четыре имама» - это имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад, да помилует их Аллах]. Его звали Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и аль-Мутталиби. Он родился в 150-ом г.х., а скончался в 204-ом г.х.

Имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно». А в другой версии сказано: «Если бы люди поразмышляли над смыслами этой суры, то этого было бы достаточно».

Если бы люди поразмышляли над этой сурой, то её было бы достаточно для того, чтобы они начали придерживаться истины, выполнять то, что Аллах вменил в обязанность, и оставлять то, что Он запретил.

Ведь, в этой суре Аллах Всевышний разъяснил, что те, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение – именно они обрели успех. Что же касается всех остальных, помимо них, то они окажутся потерпевшими убыток.

Эта сура является великим доводом, указывающим на необходимость взаимных советов, на необходимость веры (имана) и терпения (сабра), на необходимость правдивости. Эта сура указывает на то, что единственным путём к счастью и успеху в Вечной жизни являются эти четыре качества:

· Правдивая вера в Аллаха и в Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

· Совершение праведных деяний.

· Завещание друг другу истины.

· Завещание друг другу терпения.

———————————————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: — Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел. И доказательством являются слова Всевышнего: ″Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех″ Сура Мухаммад, аят 19.». Аллах Всевышний начал со знания прежде слов и дел».

———————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх) шейха ибн База:

аль-Бухари – это Абу ‘Абдуллах, Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим, который был родом из Бухари – города в Средней Азии. Он родился в 194-ом г.х., а скончался в 256-ом г.х., в возрасте 62 лет. Имам аль-Бухари является автором книги «ас-Сахих» и многих других полезных и великих трудов. Да помилует его Аллах!

Он сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел». А в качестве довода он привел слова Аллаха Всевышнего: «Знай же, что нет(никакого) божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех»Сура Мухаммад, аят 19.

Аллах Всевышний упомянул знание прежде слов и дел. Человек, в первую очередь, должен приобретать знание, а затем должен совершать деяния. Сначала он изучает свою религию, а затем совершает деяния на основе приобретённого знания. А Аллах знает лучше!

____________________________________________________

Три вопроса, которые мусульманин обязан изучать и воплощать на делах.

Наши рекомендации