Вы можете чувствовать только грубую любовь, эта грубость придается любви ненавистью. Если кто-то просто любит вас без какой-либо ненависти, то вам трудно будет ощутить его любовь
Вы должны будете вырасти, чтобы стать более прозрачным, тонким, чувствительным. Вы должны будете стать подобным очень чувствительному музыкальному инструменту; только тогда дойдет до вас легкий ветерок. И этот легкий ветерок является теперь таким ненасильственным, что он не давит на вас, он является лишь
Слабо уловимым прикосновением. Если вы являетесь в высокой степени осознающим, то вы почувствуете его; в противном случае вы его упустите.
Но это все наши ощущения вокруг Будды, но не ощущения самого Будды. Будда не может испытывать любовь или ненависть. В действительности полярные противоположности исчезают, остается простое присутствие. Будда является присутствием, а не настроением. Вы являетесь настроениями, а не присутствием. Иногда вы любите, это одно настроение, иногда вы ненавидите, это другое настроение; иногда вы сердитесь, это одно настроение, вы желаете чего-либо - это другое настроение. Вы являетесь настроениями, вы никогда не бываете чистым присутствием. Ваше сознание все время модифицируется вашими настроениями. Каждое настроение становится хозяином. Оно модифицирует сознание, калечит его, изменяет его, окрашивает его, деформирует его.
У будды нет настроений. Теперь ненависть ушла, любовь ушла, гнев ушел, алчность ушла, - но ушла также и не алчность, ушел также и не-гнев. Они исчезли! И то и другое исчезло! Он является простым присутствием. Если вы являетесь чувствительным, вы ощущаете текущую от него любовь, вы ощущаете сострадание. Если вы не являетесь чувствительным, если вы являетесь грубым, если ваша медитация еще не развита, то вы не почувствуете его вообще. Будды рядом с вами не будет, вы не будете даже осознавать, что происходит какое-то явление — что-то редкое, что-то, что имеет место раз в столетие. Вы не поймете этого!
Или если вы очень грубы, немедитативны, то вас даже будет сердить его присутствие. Поскольку его присутствие является неуловимым, вы можете даже прийти в ярость. Его присутствие может раздражать вас. Если вы грубы и антимедитативны, то вы станете врагом будды, и ему нечего будет делать. Если вы открыты, чувствительны, вы будете любящим, и ему нечего будет делать. Запомните это: когда вы становитесь врагом, это вы; когда вы становитесь другом, это вы. Будда является простым присутствием, он просто доступен. Если вы становитесь его врагом, вы поворачиваетесь к нему спиной. Вы просто упустите нечто, повторения чего вы будете ожидать, возможно, еще втечение нескольких жизней.
В тот день, когда Гаутама Будда уходил от людей, Ананда плакал. Утром Будда сказал: «Это мой последний день. Мое тело заканчивает свою жизнь». Ананда был рядом. Он был первым, кому Будда сказал. «Это мой последний день, поэтому иди и скажи всем, что если у них есть вопросы ко мне, то они могут задать их».
Ананда пошел, плача и причитая, поэтому Будда спросил «Почему ты плачешь? Из-за этого тела? Я учил, учил и учил вас, что это тело является фальшивым, оно уже мертвое - или ты плачешь из-за моей смерти? Не плачь, потому что я умер сорок лет назад. Я умер в тот день, когда стал просветленным, поэтому сейчас исчезает только тело. Не плачь».
Ананда сказал замечательные слова. Он сказал: «Я не плачу ни о твоем теле, ни о тебе, я плачу о себе. Я еще не просветленный и теперь как много жизней должно будет пройти, прежде чем для меня снова станет доступным будда? И я, возможно, не смогу распознать его».
Пока вы не стали просветленным, ясность вашего ума может стать закрытой облаками в любой момент. Прежде чем стать просветленным, вы можете падать назад, снова и снова. Ничто не является определенным. Поэтому Ананда сказал: «Я плачу по поводу самого себя. Я еще не просветленный, я еще не достиг цели, а ты уходишь в пустоту».
Многие, в том числе и отец Будды, были не в состоянии распознать, что его сын уже не был его сыном - что случилось нечто, что очень редко случается. Темнота рассеялась, зажегся вечный свет, но он не мог распознать этого.
Многие были против него; многие пытались убить его. Но это все касается вас, станете ли вы другом любящим, или врагом зависит от вас, от вашей чувствительности, от вашего ума - от того, как чувствует ваш ум.
Но будда ничего не делает, он просто присутствует. Только благодаря его присутствию вокруг него многое случается. Те, кто может ощутить любовь, почувствуют, что он глубоко любит их. И чем глубже вы можете чувствовать, тем в большей степени будет расти ваше ощущение, что его любовь к вам углубляется. Если вы можете стать настоящим любящим, то вы почувствуете, что будда является любящим вас. Если вы станете врагом, и будете испытывать ненависть, то вы будете чувствовать, что будда стал вашим врагом и что его нужно убить, уничтожить. Это зависит от вас. Будда не является деятелем, не является делающим; он просто существует, он здесь. Поэтому трудно сказать, что случится, потому что, что бы мы ни сказали, это будет нашим настроением. Если мы говорим, что он становится любящим, что в нем наблюдается великая любовь, то это будет ложью. Это всего лишь наше ощущение.
Последователи Иисуса ощущали его любовь ко всем, а его враги считали, что его следует уничтожить - так что это зависит от вас. От вас зависит, как вы принимаете это, как вы можете принять это, насколько вы открыты. Но по поводу просветленного ничего сказать нельзя. Он может просто сказать, что теперь он есть: не делая ничего, он есть - просто присутствие, просто существование.
Третий вопрос:
Вы говорили, что когда человек тотально находится в настоящем моменте без всяких мыслей в уме, то он является умом будды. Но даже тогда, когда во мне нет никаких мыслей, и я нахожусь в настоящем моменте, поглощенный, без какого-либо прошлого или будущего, я не ощущаю в себе природы будды. Объясните, пожалуйста, когда в этой осознанности без мыслей раскрывается ум будды.
Первое: если вы сознаете, что в вашем уме нет мыслей, то это уже мысль. Мыслью является даже то, что сейчас в вашей голове нет никаких мыслей. Эта мысль является последней мыслью. Позвольте ей также исчезнуть. И почему вы ждете, что с вами случится природа будды? Это тоже мысль. Таким образом, ничего не случится - никогда!
Я расскажу вам одну историю. К Гаутаме Будде пришел один король. Он был его ревностным поклонником и пришел на свою первую встречу с ним, на свой первый даршан. В левой руке у него было прекрасное золотое украшение, бесценная вещь со многими драгоценными камнями. Это была наиболее ценная вещь из того, что он имел – редкое произведение искусства. Он пришел, чтобы подарить это Будде - просто, чтобы показать свою приверженность. Он подошел ближе. В его левой руке было бесценное украшение из драгоценных камней; он собирался подарить его. Будда сказал: «Брось это». Он растерялся. Он никак не ожидал такого. Он был шокирован. Но так как Будда сказал: «Брось это», он бросил его.
В другой своей руке, в своей правой руке, он принес прекрасную розу. Он подумал, что Будда мог не любить камни; он мог просто подумать, что это детская игрушка, которую можно выбросить. Но хорошо было иметь некоторую замену, поэтому он принес прекрасную розу. Роза является не такой грубой, не такой материальной. В ней присутствует что-то духовное, что-то неизвестное. И Будде она могла понравиться, потому что он говорит, что жизнь есть поток, а цветок утром есть, а вечером его нет. Это наиболее текущая вещь в мире. Поэтому он протянул свою другую руку к Будде и хотел подарить ему цветок. Будда снова сказал: «Брось его!» Тогда король очень расстроился. Теперь ему нечего было дарить. Но когда Будда снова сказал бросить ее, он бросил розу.
Затем, внезапно, он стал осознавать свое «я». Он подумал: «Почему я дарю вещи, когда я могу подарить самого себя?» Когда он осознал это, то, ничего не имея в руках, он подарил самого себя. Но Будда снова сказал: «Брось это!» Теперь нечего было бросать - руки были просто пусты, - но Будда сказал: «Брось это».
Махакашьяпа, Сарипутта, Ананда и другие ученики были тут же и начали смеяться. Человек стал осознавать, что даже сказать: «Я дарю тебе самого себя» является эгоистичным. Даже слова: «Я здесь и отдаю всего себя тебе» не свидетельствуют о самоотречении. Поэтому он упал сам. Будда улыбнулся и сказал: «Ты правильно понял».
Пока вы не отбросите даже саму мысль о самоотречении, пока вы не отбросите даже эту идею пустых рук, это не самоотречение, не отказ от самого себя. Нужно отбросить даже пустоту в руках. Легко понять, когда нужно выбросить вещь… но когда руки пусты, а Будда говорит: «Брось это! Не привязывайся даже к этой пустоте!». Когда вы медитируете, вы должны отбросить мысли. Когда мысли отброшены, одна мысль все равно остается. «Теперь я достиг, и у меня нет никаких мыслей. Теперь мой ум пуст. Теперь я пуст».
Но эта пустота наполнена этой мыслью. И не имеет значения, есть там другие мысли или их нет. Отбросьте и эту мысль. И почему вы ожидаете, что с вами случится природа будды? Вы не должны ожидать, потому что вас не должно здесь быть. Вы никогда не встретите Будду; когда Будда случится, вас там не будет, так что ваши надежды тщетны. Вы напрасно тратите время, вас здесь не будет.
Кабир сказал: «Когда я был, вас не было. Теперь вы есть, но куда же ушел Кабир? Когда я искал и искал вас, когда я страстно желал вас, вас не было. Я был здесь. Теперь вы здесь, и скажите мне, пожалуйста, куда ушел Кабир? Где тот искатель, который искал, страстно желал, плакал и рыдал в поисках вас? Куда ушел этот Кабир?»
Когда будда случится, вас там не будет. Так что не ждите, не желайте, потому что ваши желания: «Когда со мной случится будда?» и «Когда я приобрету природу будды? Когда я стану просветленным?» - сами эти желания создадут барьер, последний барьер. Для достижения тотальной свободы желание свободы является последним барьером. Для того чтобы стать просветленным, даже это желание стать просветленным, должно быть отброшено.
Один из великих мастеров дзэна, Лин Чи, обычно говорил: «Если вы встретите где-нибудь Будду, убейте его немедленно! Если вы встретите Будду где-либо в своей медитации, убейте его немедленно!» Он имеет в виду вот что. Если вы встретите где-нибудь желание быть буддой, быть просветленным, убейте его немедленно. Только тогда это может случиться. Необходимо полное отсутствие желаний, и когда я говорю о полном отсутствии желаний, я имею в виду, что даже желание полного отсутствия желаний должно быть отброшено. Вы есть, и нет никаких желаний. Вы есть, и нет никаких мыслей, нет даже осознания того, что нет никаких мыслей, нет никаких желаний. Тогда это случается.
Последний вопрос:
В чем может быть причина отсутствия взрывообразного катарсиса? У меня всегда, даже во время сегодняшней шактипат-медитации, имеет место только весьма умеренный катарсис. Обязательно ли это означает, что я не открыт или недостаточно открыт или имеются другие возможные причины? Мои беспокойства по этому поводу отвлекают меня от медитации и после нее.
Первое, что нужно отметить, что нужно запомнить: будет иметь место более глубокий катарсис, более глубокое очищение, если вы помогаете ему случиться, если вы просто сотрудничаете с ним. Ум ваш настолько подавлен, он столь многим напичкан, что для того, чтобы достичь его, необходима ваша помощь. Поэтому всегда, когда вы испытываете даже очень легкий катарсис, помогите ему стать более сильным, более глубоким. Не следует просто ждать. Если вы чувствуете, что ваша рука дрожит, не ждите, помогите ей дрожать еще больше. Не думайте, что это должно происходить самопроизвольно и что вы должны ждать. Если бы это должно было происходить самопроизвольно, то на ожидание ушли бы годы, потому что подавление происходило в течение многих лет и оно не было самопроизвольным. Вы действовали целенаправленно.
Теперь вы должны будете действовать совершенно противоположным образом. Только тогда все подавленное можно будет вывести на поверхность. Вы испытываете желание плакать; вы тихо плачете. Помогите плачу! Превратите его в пронзительный крик! Вы не знаете, что с самого начала вы подавляли свой плач, что вы и не плакали по-настоящему. С самого начала ребенок хочет плакать, хочет смеяться. Плач является для него насущной необходимостью. Благодаря плачу, он каждый день проходит через катарсис, очищается. У ребенка много расстройств, разочарований. Так и должно быть; это необходимость. Ребенок чего-то хочет, но он не может сказать что, он не может выразить это. Ребенок чего-то хочет, но родители могут быть не в состоянии выполнить это. Мать в данный момент может отсутствовать. Она может быть занята другой работой, а с ребенком никого нет. В этот момент ему не уделяется внимание, и он начинает плакать. Мать хочет уговорить его, утешить его, потому что для нее это беспокойство, для отца это беспокойство, для всей семьи это беспокойство. Никто не хочет, чтобы он плакал, кричал, плач является беспокойством для всех; все стараются отвлечь его, чтобы он не плакал. Мы должны подкупить его. Мать должна дать ему игрушку, мать должна дать ему молока - что угодно, чтобы отвлечь его или успокоить его, - лишь бы он не плакал.
Но плач является глубокой необходимостью. Если ребенок может плакать и ему позволяют плакать, то он снова становится свежим, благодаря плачу устраняется расстройство. В противном случае, если плач приостанавливается, приостанавливается и расстройство. Ребенок будет накапливать потребность в плаче, вы являетесь накопленным плачем. Сейчас психологи утверждают, что вы нуждаетесь в самых первобытных криках. Сейчас на Западе разрабатываются приемы психотерапии, которые позволяют вам кричать так тотально, что в это вовлекается каждая клеточка вашего тела. Если вы сможете закричать так дико, что в этом крике будет участвовать все ваше тело, то вы сможете освободиться от многих накопленных болей, от многих накопленных страданий. Вы станете как ребенок - снова свежим и чистым.
Но этот первобытный крик не случится самопроизвольно. Вы должны будете помочь ему. Он загнан так глубоко, в вас имеется так много слоев подавленных эмоций, что просто ждать нельзя - помогите ему. Когда вам хочется плакать, плачьте от всей души. Вложите в плач, в крик всю свою энергию и наслаждайтесь им. Помогите ему. Более того - наслаждайтесь им, потому что, если вы не наслаждаетесь, то все то, что вы делаете, не может идти в глубь. Оно будет поверхностным. Если вы кричите, наслаждайтесь этим. Наслаждайтесь каждым своим действием, ощущайте его благость. Если вы чувствуете что-то вроде этого - «Я делаю нечто плохое, что скажут другие? Я веду себя как ребенок», то даже легкое ощущение чего-либо вроде этого становится подавлением. Наслаждайтесь этим, будьте игривым с ним. Наслаждайтесь и будьте игривым. Узнавайте об этом все больше и больше, старайтесь сделать это все более - более глубоким, постарайтесь понять; можете ли вы помочь этому - каким образом вы можете помочь этому.
Если вы сидите и плачете, то может быть... если вы начнете подпрыгивать, плач станет более глубоким. Или если вы лежите на полу и начинаете метаться по нему - возможно плач станет более глубоким. Пробуйте, помогайте ему и наслаждайтесь им - вы обнаружите много способов помощи ему. Наслаждайтесь попытками углубить его, а когда он наберет силу, то вы уже будете не нужны. Раз он приходит к правильному источнику, в котором скрыта энергия, раз он прикасается к правильному источнику и энергия высвобождается, тогда в вас уже нет необходимости. Вы можете течь автоматически, самопроизвольно. А если это начнет течь самопроизвольно, то вы полностью очиститесь.
Это подобно цветам, которые очищаются после дождя. Тогда они обновляются. Удалена каждая частичка пыли, накопившейся на них, они остались наедине с самими собой. В жизни мы собираем пыль. Этот катарсис является просто чисткой. Помогите ей, наслаждайтесь ею, и однажды придет первобытный крик. Продолжайте помогать и наслаждаться. Невозможно предсказать, когда придет первобытный крик. Об этом нельзя сказать, потому что человек очень сложен. Он может прийти сию минуту; он может прийти через несколько лет. Несомненно одно, если вы помогаете ему, если вы наслаждаетесь им, если вы играете с ним, то он должен прийти.
Глава 9 (41)