Неопубликованные источники 8 страница

Одежда

Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче! Видишь ли? Одежда наша должна быть свет. И просве­тить темное силен один Светодавец. И чертог есть свет — свет неизглаголанный, невообразимый, свет сладчайший, любвеобильнейший, пленительнейший. Кто его хоть раз в жизни увидел, тот не забудет его никогда. Любовь к сему свету, сему чертогу, сему Светодавцу так сладка, так жарка, неизреченна, бесконечна, что этого жара любви реки и моря угасить не могут (преп. Анатолий, 7, с. 207).

Твори чаще молитву Иисусову да смиряйся. Терпи. И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшива­ется оно из света. А касательно внешнего одеяния много не беспокойся... Главное, говорю, проси у Жениха цар­скую-то одежду. То есть непрестанно твори молитву: Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя (преп. Анатолий, 7, с. 226).

...Желание мое такое, чтобы в общине щегольства не заводилось, в избежание чего следует всем сестрам носить, по крайней мере, верхнее платье из тонкого сукна, называемого мухояром. Для примера можно и самой начальнице носить мухояровую рясу. Покойный Киевский митрополит Филарет во всю жизнь свою носил мухояровые подрясник и рясу, разумеется, из хорошего мухояра (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 64).

Оптина пустынь

Наша святая обитель привлекает к себе многих бо­гомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души ве­рующих. Нигде в другом месте этого нет (преп. Варсонофий, 3, с. 122 от 12.04.1911).

Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребно­сти найдет удовлетворение милостью Божией и за молит­вы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия... Они весьма многих и многих воспитали духовно, для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам (преп. Иосиф, 11, с. 275).

Опыт

Спрашиваю вас: может ли учить иностранному языку тот, кто оного не знает? Великое различие между людьми, дознавшими по опыту и знающими по одному слуху. Кто в какой чин призван, тот в нем да пребывает. Опыт лучший учитель. Писано есть: «да будут тебе друзи мнози, но советник един от тысящ» (Ср.: Сир. 6, 6) (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 34—35).

Осторожность в словах

...Иногда и в простоте сердца сказанное слово бывает принято и растолковано в противную сторону, и потому должно иметь осторожность во всем и не давать вины ищущим вины. Что делать? здешняя наша жизнь вся есть брань духовная... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 653—654).

При разговоре с другими осторожность в словах не мешает иметь, и молитву Иисусову на уме держать в то же время можно (преп. Иларион, 47).

Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы на хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло, и хорошо очищенное, и хорошо соблюден­ное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то пос­ле слюбится. Адамовы лета сначала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть, так быва­ет и со всеми делающими ошибки. Слово не воробей — вылетит не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словес­ным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 161—162).

Осторожность при общении

В соприкосновении другому лицу, хотя бы в случае оказания помощи, необходимо иметь осторожность и, ка­саясь, помышлять надо, что прикасаешься как к Самому Господу (преп. Иларион, 49).

Живи пока, где удобнее и где не будешь в тягость, ожидая перемены к лучшему. От уныния можешь и побренчать клавишами по нужде, поминая старинное слово опытных: нужда мудрена — и не хочешь, да хохочешь. Впрочем, знай, что на всяком месте можно благоугождать Богу исполнением святых и животворных Его заповедей, потому-то и говорится иногда, что не место спасает чело­века, хотя удобное место подает много удобств к тому. Говорится же так по той причине, что везде потребны осторожность, охранение себя и понуждение ко благому. Адам и Ева были в раю, но по неосторожности и недостат­ку хранения и там нарушили заповедь. К этому еще приба­вить, что всякий человек, верующий по-православному, как Лот, более хранит себя в том месте, где видит неудобство и опасность. Впрочем, сказанное не мешает исполнению задушевного твоего желания, которого жди в свое время от Промысла Божия (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 179—180).

Осуждение

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 352).

При взгляде на К. вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сер­дец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом, а иное — и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе, и дабы, чрез строгое суж­дение о других, не быть подобным видевшему сучец в оце брата своего, а в себе бревна не видевшему. Нельзя, чтобы не было болезни в сердце их о том, что вы видите в делах их худого, а посему, по глаголу старца: «ты видишь других паде­ния, но не видишь их покаяния», можно и вам то же сказать (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 34).

Получивши же помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это также сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добро­детели отъемлющая (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 143).

Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14, 4). И никто не будет за дела другого наказан или награжден: «кийждо бо свое бремя понесет» (Гал.6, 5). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто еще страстями пленен и не освобожден от них, тому враг чрез них что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобою научиться видеть свои только недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от напа­дения вражия, ибо неложны слова Господа: «не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1) (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 139-140).

Видящий пред собою лежащего своего мертвеца о нем и плачет и не обращает внимания на чужих мертвецов. Сей пример говорю о зазрении ближних, дабы обращать внимание на свои немощи и остерегаться мыслить о се­бе: «несмъ, якоже прочий человецы...» (Лк. 18, 11). А за это и страсти не только сильнее борют, но и одолевают, а все того ради — да смиримся (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 290).

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 13—14).

Берегитесь и от зазора и осуждения; за неисправления и проступки ближних вы не дадите ответа, а за свои долж­ны дать, а паче за осуждение. У кого же нет страстей и немощей душевных и кто не побеждается оными? У одно­го — одни, у другого — другие, одни больше, другие мень­ше, и мы часто видим сучец в оке ближнего, а бревно в своем не видим (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 76—77).

...Не доверяй также и тому помыслу, который при скор­бях, наносимых тебе, научает не себя обвинять, а сожалеть о причинивших оные, как о виновных: что они покоря­ются врагу и т. п. Это тоже вражий помысл, тайно влеку­щий чрез самооправдание к самомнению; гораздо полезнее быть оглаголышком себя в первословии, то есть обвинять себя самого, как подавшего чем-либо повод к оскорбле­нию себя, обвинять себя, как достойного оскорблений, в недостатке терпения, смирения, снисхождения и любви, чем всячески можно с помощью Божиею уступить или вовсе погасить вражду к себе во оскорбляющем нас брате. При­том же надобно помнить, что сие делается и не без попу­щения Божия, а всяко по грехам нашим ко вразумлению и смирению (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 141).

По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спасться, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо «служащий олтарю со олтарем делятся» (1 Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оста­вить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить свя­щенника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь! (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 157).

...Особенно не осуждайте других, ибо одно это хода­тайствует нам всякое осуждение пред Богом (преп. Мака­рий, 24, т. 5, с. 673).

...Попадаются на всякий день <твои> слова: «празд­нословлю и осуждаю». Мы знаем, как тяжко это, а особо осуждение, а все не оставляешь своего навыка. И о всяком праздном слове дадим Богу ответ, то что речем о осужде­нии? (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 272).

Зазрение рождается у тебя... от гордости фарисей­ской; ты видишь сучец в глазе ближнем, а свое око бревном завалено. Свои поползновения и падения могут отвратить сего беса; читай у святого Лествичника о гордости и сми­рении, о неосуждении ближних, также у Аввы Дорофея о сем же; то, может быть, и внедрится в память твою то, что за зазрение ближних бываем оставляемы Богом и падаем в те же или еще и лютейшие пороки, дабы познали свою немощь и смирились (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 632).

Скажу еще несколько слов о осуждении; как оно важ­но и законопреступно, это все мы знаем, но удержаться от сего не стараемся и как будто по благословной вине <причине> отверзаем уста свои на оное, а когда бы приобучали себя к отсечению волей своих и в удержании слова, хотя с болезнью понуждая на оное себя, то пришли бы в навык сего, так как теперь находимся в навыке неудер­жания к осуждению... (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 77).

Не должно иметь при сообществе и сообращении вред­ных суждений и осуждений ближних, не входить ни в какие порядки и устройства, не касающиеся до вас, и не допускать, как в чувственную храмину, так и в сердечную умную, вносить сор чуждых немощей и погрешностей, а стараться видеть всех как Ангелов, невзирая на то, хотя бы кто и порицал вас за это, в этом случае лучше человека опечалить, нежели Бога. Когда будете так поступать, то изба­витесь от многообразных сплетен, могущих вас запутать... В суждении о чужих делах «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16), о чем просите от Господа помо­щи; считайте всех яко Ангелов, а себя вменяйте последнейшими всех, и на это надобно себя понудить (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 82-83).

Вы помните, что праведный Лот и среди Содома сохра­нил праведность свою. Так должно разуметь и о святителе ...ском, что его святая душа шумом празднующих не была увлечена, а мы с вами, и в кабинетном затворе своем сидя, чего-чего не передумаем! Благоискусные из всего извлека­ют пользу, а мы? Да не возглаголют уста мои!., (преп. Антоний, 22, с. 24-25).

А насчет вопрошения вашего о несоблюдении устава церковного, то готовый ответ прочтите о сем в книге жизнеописания молдавского старца Паисия... где на подобное вопрошение было старцем сказано: «умолкни, Господа ради, умолкни; кто тя постави судию, т.е. надзирателя и чинохранителя?» (преп. Антоний, 22, с. 84).

Старинная пословица гласит: в монастырь со своим ус­тавом не ходят, а посему и вы, за ложку постного масла, чувствование любви к отцу И. не угашайте (преп. Антоний, 22, с. 84).

...Он <диавол> глаза неискусных послушников при доб­родетелях начальниковых ослепляет, так что они ничего доб­рого в них не видят, а при недостатках и погрешностях их светлыми делает, так что никакая порошинка не укроется. Посему, о добрая мати, блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: «положи, Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140, 3—4). Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Гос­поди, даруй мне зрети моя прегрешения! (преп. Антоний, 22, с. 251).

В наших мужеских монастырях у братии весь ропот, и вся скорбь, и все негодование — против настоятеля, и лю­бимые у братии разговоры только судить и осуждать настоя­теля, и говорить иногда о нем то, чего вовсе и нет. Думаю я, — тот же нечистый дух обеспокоивает и живущих в обителях женских, и то же самое заставляет о настоя­тельницах мыслить и говорить, что и у нас. Ты же, смирен­ная мати, аще хощеши дни свои видети благи, то удержи язык свой от сего зла и устне твои, еже не глаголати лести. Посему от осуждения госпожи Игуменьи своей, как от блуда, отскочи, да не осквернится душа твоя, или прямее, как от огня отбегни. И какою ее желаете иметь к себе, такою и вы оказывайте себя к ней, и после такой перемены вы увидите в душе своей свет Христов (преп. Антоний, 22, с. 252-253).

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: «А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши». Пусть если она и от твоих замечаний и похворает несколько, — это не беда, для души ее полезно (преп. Иосиф, 105).

Грех осуждения или какой еще другой — против власти Богом поставленной — есть грех сугубый. Святой апостол Павел в Послании к Тимофею, как главе и начальнику многих духовных овец и их пастырей, советует ему не при­нимать обвинений на иереев, а значит, и вообще на стар­ших, не иначе как при двух или троих свидетелях. А ты не начальник и, значит, тем паче не смеешь рассуждать о действиях своего непосредственного начальства. Начальни­ца за свои грехи и грехи ей подвластных даст ответ, но если эти подвластные, вместо молитвы за свою мать к Богу о ниспослании ей силы и разума к продолжению столь труд­ного послушания, начнут ей противиться и осуждать ее, то вся тяжесть грехов ляжет на них. Вспомни казнь Корея и Дафана и их сонмища, о чем упоминается и в псалмах святого пророка Давида. И теперь ждет уже не развержение земли и не огонь небесный противников власти, а пропасть ада и его вечное пламя. Не к лицу монахам бунтовать, их добродетель и благородие состоит в смире­нии, молчании, кротости, покорности и терпении всех зол и бед до гроба. Удаляйся, ради Бога, ото всех тех, кои восстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видела началь­ницу грешащую, но не осуди, а покрой молчанием, и Гос­подь покроет множество твоих грехов. Мир ти. Послушай мой совет, даемый тебе по Бозе (преп. Иосиф, 11, с. 271).

Боишься, чтобы во дно адово не погрузиться, — старайся больше, вот и не погрузишься, как бы много у тебя ни было грехов. А если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово. Начальницу не осуждай, это хуже всего. Что бы она ни делала, как бы ни поступала, — она сама даст за это ответ, а ваша обязан­ность беспрекословно слушаться ее. За это-то и находят вся злая на осуждающих (преп. Иосиф, 11, с. 271—272).

И ведай, пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать! (преп. Анатолий, 7, с. 161).

Как только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего» (преп. Нектарий, 13, с. 79).

Хорошо, что стараешься не осуждать ближнего и не гордиться: если будешь внимать себе, то Господь со време­нем поможет тебе, и получишь вечное спасение (преп. Анатолий, 7, с.163).

...Просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений. Просто: не судите и не судимы будете. Молю Господа, чтобы Он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею.) (преп. Анатолий, 7, с. 114).

Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного греш­ника (преп. Никон, 8, с. 305).

Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий (преп. Никон, 8, с. 333).

Господь видит сердце человеков. А люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия (преп. Никон, 8, с. 377).

Надо твердо помнить этот закон духовной жизни: чем кого осудишь или смутишься чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет, ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком (преп. Никон, 6, с. 284).

Ты с сопутствовавшей тебе монахиней скорбела на матушку Игуменью за то, что она без внимания оставляет таких людей, которые прежде благодетельствовали монас­тырю и с которыми она в течение многих лет имела обще­ние, но от которых не ожидает более для обители пользы, которые, однако, могут влиять на других словом. Не твое дело судить действия игуменьи. Она над тобою приняла суд, а не ты над нею (преп. Иларион, 52).

Искушение это попустилось тебе не иначе как за осуж­дение твое противящихся игуменье, за что пришлось и са­мой впасть в противление начальству, тех вина противле­ние, положим, еще дельнее была, а твоя совершенно из пустяков. Жалею я, что своим устроением привела ты и Матушку в изменение к себе, как сама пишешь ты: «за­мечаешь ее изменение», не знаю, в состоянии ли будешь ты поправить свои ошибки, разве только долгим временем и то не без труда?! (преп. Иларион, 32).

...Пожалей и не осудишь (преп. Анатолий, 9, с. 95).

Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это ху­же всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвство­вать в своей келье и значит не осуждать и не праздносло­вить (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 111).

«Нужно смиряться, — сказал <преп. Амвросий>, — раздражение и осуждение происходят от гордости». Нарисовал <старец> цепочку колечками и указал, что грехи, подобно цепочке, связываются один с другим и происходят один от другого (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 9).

Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других. Привел <старец> поразительный пример: «разбойник тридцать лет раз­бойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе, и под конец предал Его» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 9—10).

Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (преп. Амвро­сий, 1, ч.2, с.10).

Ревность у тебя не по разуму; оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждо­го человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 10).

А у них <сестер>, может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). А милости-то у тебя и мало — почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону челове­ка и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.15).

Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «лицемере, изми первее бервно из очесе твоего» (Мф. 7, 5). Бревно в глазу — это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 72).

...Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долго­терпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшии или присвояющии себе право судить находили недостатки и не­правильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (Мф. 27, 63; Ин. 8, 48), то какого заключения не сделают от­носительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди Апостола, глаголющего: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 36-37).

.. «.Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблаз­на» (Пс. 118, 165). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуж­дать. Каждый бо от своих дел прославится или постыдит­ся на Страшном Суде Божием. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправиль­но. И еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 37).

На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, которые, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы чрез это приводить их к смирению (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 56).

Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаго­ля: «бойтеся Господа, вси святии Его» (Пс. 33, 10), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать за­поведи Божий, и прежде всего относительно суждения и осуждения, которое жизнь христианина обращает в лице­мерие, по сказанному в Евангелии: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7, 5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность назы­вается ревностью не по разуму и ревностью буиею. Не без причины Апостол возражает, глаголя: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Ср.: Рим. 14, 4). Кольми паче суждение неуместно относительно предметов средних, как, например, относительно построек, малы ли они, или велики. Впоследствии видно будет, что они ока­жутся очень пригодными, хотя теперь и кажутся нам небла­говременными (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 62—63).

Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь ска­зал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде — белое чер­ным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 89).

Некоторые греху осуждения подвергаются от привыч­ки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомне­ния и возношения; несмотря на великую свою неиспра­вимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией... (преп. Амв­росий, 23, ч. 2, с. 45).

...Даю четки сии с тем, чтобы приемлющий их человек сознавал свои недостатки и немощи и видел бы свои грехи, но никак не позволял себе замечать немощи и недостатки других, кольми паче старших, и всячески остерегался бы судить или унижать кого-либо, но дела и поступки других предоставлял бы Промыслу и суду Божию и собственной воле каждого. Как другие люди не отдадут пред Богом ответа за наши грехи и неисправности, равно и с нас не взыщет Бог за чужие недостатки и немощи, хотя бы и старших, если не будем вмешиваться в это и судить или уничижать, в противном же случае подвергаем себя суду Божию. Глаголет бо Господь во Евангелии: «в тоже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2), и паки: «не осуждай­те, да не осуждена будете» (Лк. 6, 37) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 101-102).

...Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19,17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий, 23, ч.2, с.178).

...Разумевать, по слову Аввы Дорофея, что у иного есть такое тайное добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Человек может видеть только видимое, Господь же зрит самые глубины сердечные. Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: «он хоть и согрешил, но сумеет покаяться, а если ты согре­шишь, то покаяться не сумеешь». И таким разумением по­ставил себя ниже грешащего. Вот как древние святые отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от сужде­ния и осуждения (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 51).

...Не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снару­жи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой и, не окончивши еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует, а, пришедши в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. — Преподобный Марк Подвижник пишет: «От дел и словес, и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози» (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.55).

...Заповедь Евангельскую имеем — не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать (преп. Амвросий, 23, ч.3, с. 54).

...Пишешь, что трудно работать, и келья сыра, и голова болит. Вот за это-то ты и была бы причислена к лику мучениц, а за осуждение, и укорение, и ропот лишаешь награды в жизни загробной (преп. Иосиф, 11, с. 270).

Положение живущих близ монастырей бывает не толь­ко неполезно, но часто и вредно. Находясь вне монастыря и смотря на ошибки подвизающихся, они вместо духовной пользы навыкают только осуждать других, а за осуждение других человек и сам не избегает осуждения, если не поза­ботится вовремя покаяться. Чтобы не жить в самом монас­тыре и подвизаться наряду с другими, вы в извет представ­ляете слабость вашего желудка. Но ведь неприлично есть мясное и живущим близ монастыря, все же остальное из пищи можно употреблять, находясь и в монастыре, а сверх того тут та польза, что человек, находясь в борьбе вместе с другими, ясно может видеть свои недостатки и потому уже не может судить других, видя перед собою много лучших себя (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 91).

Откровение помыслов

...Почаще открывайте свои помыслы и внутренние дей­ствия в чувствах; мало-помалу объясняемые ваши язвы <не предуспеют> на горшия, но исцелеют благодатью Господа нашего Иисуса Христа... А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть с Божией помощью и за молитвы отец наших и мате­рей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней святого апостола Петра, но и тому было попущено впасть в малодушие и отрещися Иисуса Христа (преп. Лев, 163).

Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 104).

Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения вообще труден, но кто спаса­ется с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся! (преп. Анато­лий, 7, с. 200).

...Матушке... не укосневай открывать все от врага навеваемые помыслы, и сие ко исцелению тебе послужит... (преп. Лев, 191).

Наши рекомендации