Огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 27 страница
Я |
размышлял об этом и обнаружил, что основа заключается в том, чтобы ты знал, что все блага приходят к тебе от одного лишь Аллаха, будь то блага-покорности или блага-удовольствия, и чтобы ты желал, чтобы Он побуждал тебя помнить об этих благах и внушил тебе благодарность за них.
Всевышний Аллах сказал: «Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко взываете к Нему о помощи» (сура 16 «Пчёлы», аят 53).
И Всевышний Аллах сказал: «Помните о милостях Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (сура 7 «Преграды», аят 69).
Всевышний также сказал: «И будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему» (сура 16 «Пчёлы», аят 114).
И как эти блага приходят только от Него и по Его милости, так и помнить о них и благодарить за них можно только при Его содействии.
А грехи — оттого, что Он оставляет Своих рабов без помощи и поддержки и предоставляет человека его душе. И если Аллах не изменит этого, то сам раб ни за что не сможет изменить это самостоятельно. Как следствие, раб Аллаха вынужден взывать к Нему со смиренными
466 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
мольбами, прося отвести от него причины подобных явлений, дабы это не постигло его. А когда это происходит согласно предопределению и по причине человеческой природы, он вынужден смиренно обращаться к Нему с мольбами, прося отвести от него следствие этого состояния и наказания, которые оно за собой влечёт.
Таким образом, раб Аллаха постоянно испытывает потребность в этих трёх основах, и не будет ему без них преуспеяния. Это благодарность, стремление к благополучию и искреннее покаяние.
Размышляя дальше, я обнаружил, что всё это связано со стремлением и боязнью, а они неподвластны рабу Аллаха — они в руке Того, Кто поворачивает сердца, как пожелает. Если Он оказывает содействие Своему рабу. Он обращает его сердце к Себе и наполняет его стремлением и боязнью. Если же Он оставляет его без помощи, то предоставляет его собственной душе и не поворачивает к Себе его сердце и не желает для него этого. А ведь то, чего желает Аллах, обязательно происходит, а того, чего Он не желает, никогда не бывает.
Далее я задумался: есть ли у содействия и оставления без помощи причина? Или они происходят по одной только воле без причины? И оказалось, что причина их — пригодность области воздействия или, напротив, её непригодность для этого воздействия.
Всевышний сотворил эти области очень разными в том, что касается их пригодности и способности к восприятию. Неодушевлённые предметы не воспринимают то, что воспринимают живые существа. Да и между двумя категориями живых существ наблюдаются различия. Так, например, для живого существа, способного говорить, неприемлемо то, что приемлемо для скотины. Между ними существуют огромные различия в восприятии. Точно так же бессловесные животные различают-
Истинная сущность связи раба с Господом 467
ся между собой в восприятии, однако среди представителей любого одного вида живых существ не существует такого большого диапазона различий, как у представителей рода человеческого.
И если область влияния подходит для милости, то человек признаёт эту милость и осознаёт её ценность и значимость, благодарит Того, Кто оказывает ему эту милость, и воздаёт Ему хвалу за неё и возвеличивает Его за неё и знает, что она — исключительно проявление Его щедрости и Его даяние, притом что он не заслуживает этой милости и она не принадлежит ему и осуществляется не посредством него, но принадлежит одному лишь Аллаху и осуществляется посредством Него одного. И он признаёт Его единственность со всей искренностью, направляет эту милость на угодное Ему в знак благодарности и воспринимает её исключительно как проявление Его щедрости, зная собственное несовершенство и упущения в благодарности — слабость и нерадивость, и знает, что если Он продлит для него эту милость, то это будет исключительно Его милостыня, милость и благодеяние, а если Он лишит его этого блага, то Он волен сделать это и имеет на это право, и чем больше милостей Он посылает ему, тем более смиренным, покорным и благодарным он становится, и он опасается, что Всевышний лишит его этих милостей потому, что он недостаточно благодарит Его за них, подобно тому, как лишает Он Своих милостей того, кто не признаёт их и не заботится о них должным образом.
Если же человек не благодарит за милости и отвечает на них противоположным тому, что требуется, то он заслуживает того, чтобы Аллах лишил его этих милостей. Да и может ли быть иначе?
Всевышний Аллах сказал: «Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали:
468 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
"Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?" Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (сура 6 «Скот», аят 53).
Это те, которые знали цену этим милостям, принимали их, любили и воздавали хвалу Благодетелю за них, любили Его и благодарили.
И Всевышний Аллах сказал: «Когда им явилось знамение, они сказали: "Мы не уверуем, пока не получим то, что получили посланники Аллаха'! Аллах лучше знает, кому доверить Своё послание» (сура 6 «Скот», аят 124).
А причиной того, что Аллах оставляет раба Своего без помощи и поддержки, является непригодность области воздействия и то, что человек, получая милости, говорит: «Это — моё! Я получил это, потому что заслуживаю этого и имею на это право».
Как сказал Всевышний: «Он сказал: "Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю"» (сура 28 «Рассказы», аят 78). То есть Аллах знает о знании, которое есть у меня, и благодаря ему я достоин всего, что даровано мне, и заслуживаю это. Аль-Фарра сказал: «То есть за мои достоинства. То есть, когда всё это было даровано мне, я заслуживал это и имел право на это». Мукатиль говорил: «То есть за благо, которое Аллах видит во мне». 'Абдуллах ибн аль-Харис ибн Науфаль упоминал о Сулеймане, сыне Дауда, которому было даровано царство, и читал слова Всевышнего: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, благодарным я буду или неблагодарным»(сура 27 «Муравьи», аят 40) — ведь он не говорил: «Это благодаря моим достоинствам!» И он упоминал о Каруне и Его словах «Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (сура 28 «Рассказы», аят 78). То есть Сулейман считал всё, что было даровано ему, милостью
Истинная сущность связи раба с Господом 469
Аллаха и понимал, что всё это даровано ему для того, чтобы испытать его, будет ли он благодарить за дарованное. А Карун считал себя причиной того, что было даровано ему, считая, что имел право на это.
Так же и слова Всевышнего «Если Мы дадим ему вкусить милость от Нас после того, как его коснётся несчастье, то он непременно скажет: "Вот это — для меня"» (сура 41 «Разъяснены», аят 50). То есть я заслуживаю это и имею на это такое же право, как царь — на своё царство.
А верующий считает всё это собственностью Господа своего и милостью от Него, которую Он дарует Своему рабу притом, что тот не заслуживает этого. Это милостыня, которую Он подаёт Своему рабу, и Он может и не подавать её ему, и если бы Он лишил его этой милости, то это не было бы лишением того, чего тот заслуживал.
И если человек не видит всего этого, то он начинает считать, что заслуживает даруемых ему милостей и достоин их, и впадает в самолюбование, и душа его выходит за границы дозволенного в своём отношении к милости, начинает превозноситься над другими посредством неё, и её уделом становится ликование и бахвальство. Как сказал Всевышний: «Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: "Напасти оставили меня в покое" Он начинает ликовать и бахвалиться» (сура 11 «Худ», аяты9-10).
Всевышний порицает такого человека за отчаяние и неблагодарность во время испытания бедами и ликование и бахвальство во время испытания милостями. Вместо того, чтобы воздавать Аллаху хвалу, благода-
470 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
рить Его и прославлять за то, что Он избавил его от беды, он говорит: «Напасти оставили меня в покое». А если бы он сказал: «Аллах избавил меня от напастей по милости Своей», то это не было бы порицаемым. Напротив, это было бы похвальным деянием. Однако он беспечен, не замечая того, что это Благодетель избавил его от напастей, и приписывает их уход им самим и ликует и бахвалится.
Когда Всевышний знает о том, что это — в сердце Его раба, это становится одной из главных причин того, что Он оставляет его без Своей помощи и поддержки и предоставляет его собственной душе. Поистине, его область воздействия непригодна для абсолютной и совершенной милости. Как сказал Всевышний Аллах: «Поистине, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они всё равно бы отвернулись с отвращением»(сура 8 «Трофеи», аяты 22-23).
Всевышний сообщил, что их область воздействия непригодна для Его милости, и помимо этой непригодности существует ещё одно препятствие, мешающее милости приходить к ним: это их отказ признавать её — они отворачиваются с отвращением и после того, как узнают эту милость и убедятся в её истинности.
Необходимо знать, что причины того, что Аллах оставляет Своего раба без помощи, появляются из-за того, что душа остаётся такой, какой она была сотворена изначально, из-за оставления её в таком состоянии и предоставления ей полной свободы. Причины отсутствия помощи и поддержки от Всевышнего — от неё и в ней. А причины содействия и помощи от Аллаха появляются, когда Всевышний Аллах делает душу при-
Истинная сущность связи раба с Господом 471
годной для Его милости, то есть причины этого содействия — от Него и от Его милости. Он сотворил и то, и другое, подобно тому, как сотворил Он части земли: эта часть пригодна для роста растений, а другая — непригодна. Так же Он сотворил деревья: одни плодоносят, другие — нет. Так же он сотворил пчелу, из брюшка которой выходит питьё разных цветов [мёд], и осу, которая не способна делать это. И Он сотворил благие души, пригодные для поминания Его и благодарности Ему, любви к Нему, почитания и возвеличивания Его, единобожия и чистосердечного отношения к Его рабам. И Он сотворил скверные души, непригодные для всего перечисленного. И Он — Мудрый, Знающий.
Оглавление
Об авторе……………………………………………………………..... | |
Предисловие…………………………………………………………... | |
Важное правило. Непременные условия получения пользы от Корана…………………………………...………………………...…... | |
Раздел.О значениях и тонкостях суры «Каф»……………………… | |
Польза. О словах «Делайте, что хотите, Я уже простил вам» в хадисе-кудси…………………………………………………………….. | |
Важная польза. О смысле слов Всевышнего «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной…»…………………………………. | |
Польза. О смысле и тайнах суры «Аль-Фатиха»…………………… | |
Польза. Познание Аллаха через Его видимые и слышимые знамения………………………………………………………………... | |
Польза. Комментарий к хадису Ибн Мас'уда………………………. | |
Польза. Сердца могут служить троном для возвышенного и для низкого…………………………………………………………………. | |
Польза. Коран о качествах Всевышнего Аллаха и Его отношении к Своим рабам…………………………………………………………….. | |
Польза. Освобождение сердца от ложного — непременное условие для его привязанности к Аллаху………………………………………. | |
Польза. О суре «Страсть к преумножению»………………………… | |
Замечание. Наставления и мудрые изречения………………………. | |
Польза. Следует думать об Аллахе благое и признавать собственные грехи и упущения……...………………………………… |
Оглавление 473
Польза. Ревность бывает двух видов, и она бывает похвальной и порицаемой……………………………………………………………… | |
Польза. Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама …………………………………………………… | |
Раздел. Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха …………………………………………………………………... | |
Польза. Полезные выводы и наставления …………………………… | |
Польза. Истинная сущность мира этого ………………………...…… | |
Раздел. Удивительно: как человек может не любить Господа и не стремиться к Его поминанию………………………………………….. | |
Польза. Совершение запретного по причине скверного представления об Аллахе или одолевающих страстей……………… | |
Раздел. Мудрые изречения и полезные наставления………………… | |
Польза. В этом мире нет независимых причин………………………. | |
Единобожие — спасение для Его врагов и Его приближённых……………………………………………………….….. | |
Польза. Наслаждение — следствие любви…………………………… | |
Правило. Стремящийся к Аллаху и миру вечному не сможет следовать правильным путём, без двух сдерживаний…………………………………………………………….. | |
Важное замечание. Пророк объединил в хадисе богобоязненность и благонравие……………………………………… | |
Важное замечание. Между рабом и Аллахом и Раем — мост в два шага……………………………………………………………………… | |
Правило. Роль произнесения свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, перед смертью в искуплении и уничтожении скверных деяний………………………………………... | |
Раздел. О значении слов Пророка «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ]»…..…………... | |
Польза. Почему Пророк упомянул вместе грехи и долги………... | |
Польза. О словах Всевышнего «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» и четырёх видах усердия на пути Аллаха……………………………………………….. | |
Раздел. Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем………………………………. |
474 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Раздел. Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки……………………………………………………………………. | |
Раздел.Полезные выводы, наставления и мудрые изречения………………………………………………………………... | |
Раздел. Почему Адам был сотворен позже остальных творений…………………………………………………………………. | |
Раздел. Полезные выводы и наставления из истории Адама …………………………………………………… | |
Раздел. Качества Аллаха, через которые Он явил Себя в Коране, и воздействие этого на сердца…………………………………………… | |
Раздел. История переселения (хиджра) и достоинства Абу Бакра ас-Сыддика…………………………………………………………………. | |
Замечание. Мудрые изречения и полезные наставления…………… | |
Замечание. Мудрые изречения и полезные наставления…………… | |
Раздел. Мудрые изречения и полезные наставления………………… | |
Раздел. Виды покидания Корана……………………………………… | |
Польза. О совершенстве и счастье души……………………………... | |
Важная польза. Различие между тем, кто стремится к Аллаху, и тем, кто стремится к миру этому………………………………………. | |
Польза.Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны…………………………………………………………………… | |
Правило. Разъяснение истинной сущности веры……………………. | |
Правило. Упование на Аллаха и его степени………………………... | |
Польза. Виды жалобы………………………………………………….. | |
Важная польза.Комментарий к словам Всевышнего «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь»…………………………………………………………………… | |
Важная польза.«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас, и быть может, вы любите то, что является злом для вас»………………………………………………………………………. | |
Польза.Что способствует равнодушию к миру этому и стремлению к миру вечному…………………………………………………………. | |
Польза.Содействие и оставление без помощи — от Аллаха…………………………………………………………………… |
Оглавление 475
Важная польза. Предпочитающий мир этот непременно возводит навет на Аллаха…………………………………………………………. | |
Раздел. Беда невежественного поклоняющегося в том, что он отворачивается от знания……………………………………………… | |
Важная польза. Разъяснение истинной сущности знания………… | |
Раздел. Разъяснение истинной сущности веры…………………….. | |
Важная польза. Отказавшемуся от чего-то ради Аллаха Он воздаст лучшим…………………………………………………………………... | |
Важная польза. Категории людей в знании пути верующих и пути грешников……………………………………………………………….. | |
Раздел. Счастье раба зиждется на трёх основах: единобожии, следовании Сунне и покорности………………………………………. | |
Раздел. Подчинённость Аллаху в велениях и запретах, предопределении и милостях………………………………………….. | |
Раздел. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его……………… | |
Наставление. Войди к Аллаху……..…………………………………. | |
Раздел. Признак правильности воли………...………………………... | |
Раздел. Совет идущему к Аллаху……………...……………………… | |
Раздел. Виды воздержания……..……………………………………... | |
Важная польза. Отказ от исполнения веления — более тяжкий грех пред Аллахом, чем совершение запретного……………………. | |
Раздел. Религия зиждется на двух опорах: поминании и благодарности…………………………………………………………… | |
Раздел. Деяния, совершаемые сердцем и органами тела, являются причиной для выхода на прямой путь и заблуждения………………. | |
Раздел. В Коране упоминается вместе верное руководство и богобоязненность, а также заблуждение и отклонение от прямого пути………………………………………………………………………. | |
Раздел. Аллах постоянно проводит Свои творения через даяния и лишения…………………………………………………………………. | |
Раздел. Разумный рвёт мирские привязанности…………..………… | |
Раздел. Ложь — основа всякого нечестия, а правдивость —основа всякой праведности……………………………………………………... |
476 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Раздел. Мудрость и тайны слов Всевышнего «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас»……………………………… | |
Раздел. Дарованные Всевышним вера и знание приносят пользу лишь тому, кто познал собственную душу…………………………. | |
Раздел. Терпеть страсть легче, чем терпеть то, к чему она ведёт… | |
Раздел. У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение…………………………. | |
Раздел. Раб Аллаха преодолевает путь, ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке своим сердцем и стремлениями, а не телом……………………………………………. | |
Раздел. Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств…………………………………………………………………. | |
Раздел. Чтобы достичь высшего объекта устремлений, необходимы возвышенные стремления и правильное намерение… | |
Раздел. Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Ма-с'уда … | |
Раздел. Искренность не может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям…………………………………………………………. | |
Раздел. Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного…………………………………………………. | |
Раздел. Лечение недуга самолюбования…………………………… | |
Раздел. Чтобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привычек, преодолеть препятствия и избавиться от привязанностей……………………………………………………….. | |
Раздел. Препятствия………………………………………………….. | |
Раздел. Привязанности………………………………………………. | |
Раздел. Потребность творений в Посланнике в этом мире и в мире вечном…………………………………………………………… | |
Раздел. Признаки счастья и несчастья……………………………… | |
Раздел. Деяния и степени — строение, и основание его — вера…. |
Оглавление 477
Раздел. Неверие зиждется на четырёх вещах: высокомерии, зависти, гневе и страсти………………………………………………... | |
Очень полезный раздел. Мудрость, обоснованность, причины. Несовместимость несправедливости сАллахом…………………….. | |
Раздел. Дерево благое и дерево скверное……………………………. | |
Раздел. Когда раб Аллаха достигает совершеннолетия, ему вручается завет Творца………………………………………………… | |
Раздел. Лёгкость и тяжесть духа — результат лёгкости или тяжести тела……………………………………………………………………… | |
Раздел. Как знающий должен призывать людей к Аллаху…………. | |
Раздел. Мудрые изречения и полезные наставления………………… | |
Раздел. Познание Всевышнего Аллаха бывает двух видов: познание утверждения и познание любви и страха…………………. | |
Раздел. Четыре вида дирхемов………………………………………… | |
Раздел. Виды помощи верующим…………………………………….. | |
Раздел. Вред и беды, которые становятся следствием незнания пути…………………………………………………………… | |
Раздел. Препятствия на пути к Аллаху и способы их преодоления……………………………………………………………... | |
Раздел. Три вида милостей…………………………………………….. | |
Важное правило. Праведность человека зависит от его мыслей и идей, равно как и его нечестивость…………………………………… | |
Раздел. Как познает Творца тот, кто не познал себя?........................... | |
Раздел. Мудрые изречения и полезные наставления………………… | |
Польза. Кто знает Аллаха лучше всех………………………………... | |
Польза. Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя……………………………………………………... | |
Раздел. Познание Господа через прекрасное — познание избранных……………………………………………………………….. | |
Раздел. Хадис «Поистине, Аллах — Прекрасен, и Он любит прекрасное»…………………………………………………………….. | |
Раздел. Для раба Аллаха нет ничего полезнее правдивости по отношению к Господу во всех его делах, сопряжённой с искренностью его намерения…………………………………………... | |
Важное правило, касающееся предопределения……………………. |
478 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Раздел. К величайшим проявлениям несправедливости и невежества относится требование от людей возвеличивания и почтительности по отношению к себе, в то времякак в сердце требующего нет возвеличивания и почтительности по отношению к Аллаху……………………………………………………………….. | |
Польза. Разумный всегда готов идти……………………………….. | |
Польза. Шайтан может подойти с трех сторон……………………. | |
Польза. Качества стремящегося к Аллаху и к миру вечному……... | |
Польза. Самое лучшее и полезное поминание……………………... | |
Польза. Самый полезный и самый вредный для тебячеловек……. | |
Польза. Приобретение большей пользы за счёт лишения меньшей……………………………………………………………….. | |
Раздел. Аллах связал с каждым органом тела Своего раба веление, запрет и милость……………………………………………. | |
Раздел. Две категории людей в зависимости от своего отношения к велениям и запретам Аллаха, Его даянию и лишению…………... | |
Раздел. Единобожие — нечто самое тонкое, самое безупречное, самое чистое, и его очень легко поцарапать………………………... | |
Польза. Сокровищницы Аллаха и кладези благочестия недоступны сердцу, занятому кем-то, кроме Него…………………. | |
Польза. Истинная сущность постоянного возвращения к покорности Аллаху (инаба)………………………………………….. | |
Из слов шейха 'Али…………………………………………………… | |
Польза. Причины непроизвольного всхлипывания, которое постигает человека во время внимания Корану или в иных случаях………………………………………………………………… | |
Полезное правило. Мысли — основа и блага, и зла………………. | |
Раздел. У каждой вещи есть опыление……………………………... | |
Правило. У раба Аллаха два предстояния пред Аллахом………… | |
Правило. Наслаждение требуется человеку, а порицаемым оно становится лишь тогда, когда испытать это наслаждение — значит упустить наслаждение более значимое…………………….. |
Оглавление 479